26 января 2017 Just2Trade Стукалов Денис
В предыдущей статье «Потребительский рынок как основа опережающего экономического развития» был сделан вывод о ключевой значимости потребительского рынка для достижения динамичного, качественного и устойчивого развития экономики отдельной территории, государства или содружества государств. Так же был определён примерный перечень отраслей, относящихся к потребительскому рынку для целей настоящего исследования. В этот перечень вошли продукты питания, лекарства, промышленные товары и бытовая техника, продаваемые через розничные сети, коммунальные услуги населению, жилищное строительство и производство и продажа вооружений. Продукты питания, в том числе общественное питание, лекарственные средства, промышленные товары и бытовую технику можно рассматривать как один сегмент потребительского рынка, т.к. они имеют сходные принципы функционирования и методы администрирования со стороны государства. Имеющиеся отличия для целей настоящего исследования можно считать не существенными. Далее по тексту эту группу будем обозначать как розничный рынок до тех пор, пока не потребуется обратное разделение, а это произойдёт только на этапе выработки методов регулирования.
Итак, для целей настоящего исследования деление потребительского рынка на сектора выглядит следующим образом:
1.Производство и продажа вооружений;
2.Жилищное строительство;
3.Розничный рынок;
4.Коммунальные услуги населению.
В этом списке сегменты размещены по убыванию уровня эффективности их функционирования. Хотя коммунальные услуги и розничный рынок поставлены на разные строчки, уровень эффективности их функционирования в масштабах российской экономики примерно одинаков и стремится к нулю. Теперь за счёт анализа различий в результатах и базовых составляющих этих результатов, а также причин этих различий попробуем выделить системные особенности, позволяющие получить максимальный эффект от функционирования качественно работающих сегментов потребительского рынка, выработать универсальные механизмы и перенести их на менее эффективные сегменты, чтобы и там добиться требуемого результата.
Производство и продажа вооружений является наиболее эффективно функционирующим сектором потребительского рынка. Здесь сконцентрировано огромное количество инновационных разработок, отработанных технологий исключительно отечественного производства. Это касается как промышленности производящей материалы, так и о производства промышленного оборудования и сборки. В области производства вооружений по показателям их эффективности, надёжности и, что особенно важно, цены российский оборонно-промышленный комплекс является безусловным мировым лидером. Ни одна страна в мире не имеет аналогичных результатов в этом направлении. Лишь некоторые могут соперничать с российским оружием, однако каждый из них может делать это не по всему комплексу вооружений, а лишь по отдельным его секторам. Даже США с их оборонными расходами, расходами на научные разработки, инструментами промышленного шпионажа и т.д. и т.п. лишь количественно превосходят российскую армию, а сравнение отдельных как новейших, так и давно используемых образцов вооружений по совокупности показателей крайне редко позволяет сделать вывод в пользу американских. С точки зрения коммерческой эффективности и вклада в национальное благосостояние, даже не учитывая вопросы безопасности, вклад оборонного комплекса сопоставим, а возможно и превосходит вклад сырьевого рынка. Здесь занято огромное количество людей, и производится значительная доля ВВП и экспортной выручки.
По «странному» стечению обстоятельств таких успехов оборонному комплексу удалось добиться только под пристальным контролем со стороны государства. После значительной утери контроля в результате распада СССР были предприняты серьёзные меры по его реструктуризации. Созданы вертикально интегрированные управленческие структуры, под контроль взяты расчёты с внешними контрагентами, причём как по закупкам, так и поставкам, включая экспортные. Благодаря этим мерам удалось стабилизировать финансовые потоки предприятий, избежать ненужной конкуренции и добиться требуемого уровня отраслевой кооперации внутри оборонно-промышленного комплекса. Результат предпринятых мер нам ежедневно показывают по телевидению, этого результата невозможно было добиться только за счёт финансовых вливаний.
На момент начала приведения оборонно-промышленного комплекса РФ в порядок государство имело абсолютную, либо существенную долю в капитале большинства предприятий, работающих на оборонную промышленность, там, где этой доли не хватало, активы были консолидированы таким образом, чтобы сконцентрировать контрольный пакет в руках государства или подконтрольных ему структур. Однако в структуре оборонной промышленности есть и эффективно работают полностью частные предприятия, которые осуществляют инновации, выпускают наукоёмкую продукцию и работают как над выполнением государственного оборонного заказа, так и над выполнением экспортных контрактов. Данное обстоятельство доказывает, что, несмотря на жёсткое администрирование оборонно-промышленного комплекса за счёт прямого участия государства в капитале компаний, частные компании имеют возможность вписаться в процесс его функционирования на абсолютно рыночных условиях. Учитывая объёмы экспортных поставок так же становится очевидно, что управляемые государством компании могут добиваться высоких коммерческих результатов в условиях жёсткой международной конкуренции. А учитывая уровень политизированности и протекционизма в секторе, государственное участие является необходимым условием для достижения, сохранения и наращивания конкурентных преимуществ, а так же их полноценной реализации и достижения необходимого коммерческого эффекта. Значительную роль здесь играет так же монополия государства на продажу вооружений, это означает, что одну из ключевых ролей в развитии отрасли играет контроль момента взаимодействия производителей с конечными покупателями.
Т.о. для целей настоящего исследования показатели российского оборонно-промышленного комплекса можно считать эталонным функционированием сектора потребительского рынка. Главной составляющей этого успеха является заинтересованность и эффективное участие государства в работе сектора. Безусловно принципы, использованные при выстраивании отношений внутри оборонно-промышленного комплекса не могут быть перенесены на другие сектора потребительского рынка в чистом виде, т.к. регулирование остальных секторов имеет другие задачи, а сами сектора другую внутреннюю систему взаимоотношений и структуру собственности. При этом государство не может и не должно подменять собой рыночные принципы функционирования экономики.
Жилищное строительство так же одна из опор российской экономики. Доля всей строительной отрасли в структуре ВВП в последние годы колеблется от 5 до 7%. Жилищное строительство примечательно тем, что имеет широкую клиентскую базу и не зависит напрямую от функционирования других секторов экономики. Уровень и динамика цен на рынке жилой недвижимости является показателем общественного благосостояния. Правильно организованный кадастровый учёт и оценка объектов недвижимости является значительным источником налоговых поступлений для местных бюджетов, на плечах которых лежит львиная доля социальных обязательств. На рынке жилищного строительства функционирует огромное количество компаний, большинство из них являются частными, хотя многие и имеют неафишируемые неформальные связи с руководителями на местах. Прямого вмешательства государства в функционирование этого сектора потребительского рынка не наблюдается, однако его значение для экономики настолько велико, что пустить ситуацию на самотёк власти вряд ли могут себе позволить. Поэтому необходимо оценить используемые методы регулирования и эффективность функционирования сектора жилищного строительства, а так же его значимость для развития экономики и общества в целом и возможные ограничения и риски, связанные с чрезмерными темпами строительства жилой недвижимости.
Так же как и сектор производства и продажи вооружений сектор жилищного строительства имеет свои уникальные особенности, которые во многом определяют принципы его взаимодействия с государством в лице различных уровней государственной власти и отдельных должностных лиц и коммерческую эффективность. Главной и пожалуй определяющей особенностью является территориальная привязка. Нельзя просто взять и построить жилые дома в поле, для этого необходимо сначала получить в собственность или аренду земельный участок, получить соответствующие разрешения на строительство и подключение к городским коммуникациям и ещё массу всяких разрешений и согласований от экологов до военных (в отдельных случаях). Нормативная стоимость этих согласований увеличивается по мере удаления от центров крупных городов, реальная наоборот, растёт по мере приближения к центру крупного города. Это обстоятельство объясняется тем, что себестоимость самого строительства объекта (прямых производственных затрат) везде практически одинаковая и может лишь незначительно отличаться в зависимости от используемых материалов и стоимости рабочей силы. Размер прямых производственных затрат в расчёте на один квадратный метр площади в зависимости от этих факторов вряд ли может отличаться более, чем на 10 – 15 %, тогда как рыночная цена законченного объекта недвижимости может отличаться в разы, а иногда в десятки раз. При этом спрос имеет зачастую обратную зависимость с ценой, т.е. объекты с большей стоимостью продаются легче, чем более дешёвые. Поэтому коммерческая эффективность компании напрямую зависит от того где и что она строит.
Для целей настоящего исследования мы рассматриваем исключительно первичный рынок, т.к. операции на вторичном рынке не сопряжены с каким-либо производственным процессом, обеспечивающим прирост ВВП. Отсюда возникает ещё одна важная особенность сектора жилищного строительства, которая связана с обязательным наличием некоторого временного лага между началом вложений и получением законченного объекта недвижимости. Величина этого лага может варьироваться от одного до нескольких лет, причём цена объекта в зависимости от уровня готовности и сроков сдачи также может существенно изменяться при неизменной себестоимости. Отсюда возникает два важных обстоятельства: во-первых прибыльность застройщика напрямую зависит от обеспеченности собственными средствами на начальном этапе строительства; во-вторых при изменении рыночных условий существуют значительные риски недоведения строительства до конца и возникновения феномена обманутых дольщиков.
Существует так же ещё один риск для этого сектора, не характерный для России, но хорошо известный на примере скажем Испании, - это перенасыщение рынка новыми объектами, особенно экономкласса. Хотя встречаются случаи перенасыщения и объектами элитной недвижимости. Это происходит в случаях, когда спрос не успевает за предложением. Данное обстоятельство является серьёзным ограничением для отрасли как для драйвера роста экономики. В силу капиталоёмкости и значительных сроков реализации необходимо сохранять баланс между объёмами и темпами строительства и наличием платёжеспособного спроса как на строящиеся, так и на готовые объекты жилой недвижимости.
В силу имеющихся особенностей взаимодействие сектора жилищного строительства с государством происходит по трём направлениям: формулировка стратегических задач; контроль выполнения технических регламентов; экономический (местный) контроль.
Формулировка стратегических задач осуществляется на уровне федеральных органов власти и определяется недостаточными объёмами жилищного строительства ещё в советские годы. В результате чего в России сформировался избыточный спрос на жильё и как следствие необоснованно высокие цены, поэтому в качестве стратегических задач отрасли федеральная власть спускает на места всего два требования – строить больше и дешевле. Эти требования адресуются местным властям, далее без особой необходимости федеральный центр старается в процесс не вмешиваться.
Контроль за выполнением строительных регламентов по большей части передан на местный уровень. Хотя сами регламенты (СНиПы, экологические нормы и прочее) разрабатываются на федеральном уровне, но согласование проектов, выдача разрешений на строительство и подключение к коммуникациям и приёмка готового объекта осуществляется на местном уровне.
Местный контроль осуществляется через дифференциацию выделяемых под строительство земель. В зависимости от задач, решаемых местной властью, и степени афилированности строительных компаний последние получают объекты различные по уровням рыночной стоимости законченного жилья. Соответственно местные власти могут регулировать строительный рынок, выделяя участки под застройку элитным жильём или жильём эконом класса.
В целом сектор строительства жилой недвижимости является сверхприбыльным и генерирует существенные финансовые потоки. Однако причина этой ситуации кроется не в правильном регулировании, а в особенностях ценообразования, когда стоимость самого непривлекательного с точки зрения территориального расположения объекта определяется исходя из себестоимости строительства и нормального уровня прибыли застройщика. Это означает, что компании, получившие более привлекательные с точки зрения цены законченного объекта участки, имеют сверхприбыль, которая определяется как разница между ценой объекта с непривлекательным географическим расположением и ценой аналогичного объекта в местах расположения элитной недвижимости, т.к. себестоимость строительства, как мы установили выше, не может принципиально отличаться. Эта сверх прибыль и является объектом распределения между местными властями и застройщиками, причём доля местных властей может попадать как в бюджет органов местного самоуправления, так и непосредственно в карманы чиновников, в зависимости от ситуации на местах. Именно наличие такого принципа ценообразования, когда сверхприбыль делается буквально из воздуха и является причиной относительного финансового благополучия отрасли. Подобной подпитки нет больше ни в одном секторе экономки (ну может кроме коммерческой недвижимости).
С учётом необходимости в ограничении объёмов строительства во избежании избыточного предложения, зависимости наличия платёжеспособного спроса от общей экономической ситуации, уникальности условий функционирования благодаря наличию возможности получения сверхприбыли, невозможности экспорта конечного продукта и зависимости от местных особенностей сектор строительства жилой недвижимости не может рассматриваться как ключевая отрасль экономики, способная обеспечить её самостоятельный рост и международную экспансию, вне зависимости от внешних условий. Экспортные возможности могут быть востребованы в секторе производства строительных материалов, однако это направление либо относится к сектору «розничный рынок», либо затруднено из-за низкой стоимости на единицу веса (объёма).
Розничный рынок в России всегда считался самостоятельным, т.е. не требующим серьёзной помощи со стороны государства. Ориентированные на него предприятия не считались стратегическими и подлежали первоочередной и полной приватизации. Даже из считавшихся в СССР предприятиями особой важности хлебозаводов ни один не сохранил статуса государственного предприятия, а о предприятиях торговли и общественного питания и говорить не стоит – все они были в кратчайшие сроки приватизированы в ходе ваучерной приватизации и пущены в свободное плавание. В тоже самое время даже в самые трудные времена после распада СССР розничный рынок был обеспечен достаточным количеством предложения любых товаров, чтобы в полной мере удовлетворить растущий спрос со стороны населения России. Обороты розничной торговли всё время росли, занятость в секторе увеличивалась, благосостояние граждан тоже увеличивалось. В таких условиях казалось, что вмешательство государства в розничный сектор не требуется, и «невидимая рука рынка» сама расставит всё на свои места. Поставщики будут свободно конкурировать друг с другом, повышая при этом уровень удовлетворения спроса со стороны населения. Сейчас отношение к розничному рынку изменилось, ощущение властей о том, что некоторое вмешательство всё же требуется, присутствует. Однако понимания чего именно они хотят добиться, а тем более каким образом это сделать всё же не просматривается. К тому же накопившимся в секторе проблемам явно не придают должного внимания, задачи регулирования ставят конъюнктурные, а для их решения всё больше скатываются к административным методам. В результате ситуация, сложившаяся на потребительском рынке, превратилась в тормоз для развития экономки страны. Собственно обо всём по порядку.
Розничный рынок крайне многообразен с точки зрения производимых товаров и методов их продвижения, поэтому классификацию его бизнес-процессов для целей настоящего исследования лучше осуществлять с точки зрения методов их доведения до конечного пользователя, т.к. именно принцип конечного использования товара был первоначально положен мной в основу классификации секторов экономики, которая в итоге и привела нас к этой точке в разборе ситуации. Если посмотреть на розничный рынок с точки зрения принципов доведения товара до его конечного пользователя, то можно выделить три модели, которые описывают пожалуй 100% методов ведения бизнеса: рынки; крупные сетевые (зачастую транснациональные) компании (включая интернет торговлю); мелкие частные компании (включая интернет торговлю).
Рынки – форма наиболее удобная для стартапа. Значение рынков для экономики и их социальную значимость в 90-е годы трудно переоценить. Для кого-то это было тогда основой выживания, а для кого-то стало стартовой площадкой и открыло неограниченные перспективы экономики переходного периода. Однако с точки зрения возможного контроля со стороны государства этот вид бизнес-модели наиболее устойчив, т.е. его проще запретить, чем контролировать. Поэтому, по мере того, как экономическая ситуация нормализовывалась, власти стали оказывать на эту бизнес-модель всё большее давление, с одной стороны пытаясь взять её под контроль, с другой стремясь сократить её обороты и перевести в более контролируемые варианты. В результате на сегодняшний день возможности для развития бизнеса в рамках «рынка» существенно сократились, да и желающих бороться с постоянно возрастающим давлением так же со временем становится всё меньше и меньше. Новые рынки не открываются, а старые, оказавшись под контролем различных бизнес-структур, стремятся получать больший доход с занимаемой площади, тем самым ограничивая возможности выхода на рынок новых экономических субъектов, и, как ни смешно это звучит, создавая условия для развития монополий в своих пределах. Уровень регулирования и контроля со стороны государства на функционирующих к настоящему моменту рынках можно назвать символическим, в вопросах где от решения должностных лиц зависит возможность вести бизнес всё свелось к простой функции сбора денег, причём не всегда в государственный карман. Значение «рынка» как кузницы предпринимательства фактически утрачено. А между прочим китайский экономический бум начинался именно с возможности свободной торговли в тех местах, которые выбирали сами торговцы. Именно это среди прочего дало быстрый старт китайской экономике в 90-е годы 20-го века.
Крупные сетевые компании появились в нашей стране относительно недавно, первые пришли из-за рубежа, они принесли с собой «новую» для постсоветской России модель бизнеса. Позднее, эту модель переняли отечественные компании, но и сегодня огромная доля рынка принадлежит сетевым компаниям иностранного происхождения. Благодаря эффективной модели бизнеса им удаётся поддерживать широкий ассортимент и относительно низкие, но далеко не всегда справедливые цены. Постепенно сетевые гипермаркеты завоевали львиную долю розничного рынка. Сами компании представляют собой капитализм в чистом виде, т.е. их единственная функция – получение прибыли. А как сказал Карл Маркс: «Ради прибыли в 300% бизнес пойдёт на любые преступления». Они не признают никакой социальной ответственности, не заинтересованы в развитии отечественного производства, контролируют основные логистические схемы, в первую очередь по социально значимым товарам, активно лоббируют свои интересы во властных кругах.
Контроль логистических схем и значительная доля рынка, занимаемая сетевыми компаниями, приводит фактически к диктату сетевиков в адрес отечественных производителей. «Хотите получить приемлемые объёмы сбыта – будьте добры выполнять наши требования», а требования естественно обеспечивают перераспределение прибыли от конечной реализации товара не в пользу производителя, а пользу сбытовой сети. К тому же, учитывая идентичную модель бизнеса, условия для выхода на рынок в большинстве сетей примерно одинаковые и по этому параметру не создают конкуренции между сетями за право работы с тем или иным производителем. Учитывая насыщенность рынка сетям проще отказаться от сотрудничества с любым не устраивающим их производителем. Естественно в первую очередь это касается отечественного, а ещё чаще местного, производителя. Отношения с иностранными поставщиками, как правило транснациональными корпорациями, зачастую занимающими монопольное положение на мировых рынках, давно налажены и не подвергаются пересмотру. Огромное влияние на эти отношения оказывает и рекламный бюджет производителя, который большинство отечественных производителей просто не могут себе позволить. Такая модель продвижения на рынок отечественных товаропроизводителей ставит их в заведомо невыгодное по отношению к иностранным производителям положение, т.к., отдавая львиную долю прибыли от конечной цены товара сетевой компании, они вынуждены с трудом сводить концы с концами и практически лишены возможности развиваться и вкладывать средства в разработку новых продуктов.
Безобидная на первый взгляд возможность успешного лоббирования своих интересов во властных кругах так же приводит к неутешительным последствиям для перспектив развития всей российской экономки, т.к. власти не всегда (а правильнее сказать никогда) не отдают себе отчёт в значимости тех уступок, на которые вынуждают их сетевые компании, обещая мнимую стабильность цен на социально значимые товары. Как правило принимаемые под их давлением меры регулирования розничного рынка ведут к дальнейшей его монополизации и сосредоточению ещё больших оборотов под контролем этих сетевых компаний. Меры регулирования так же присутствуют. Их обострение наступает в периоды нестабильности на российском валютном рынке, прокурорские работки ходят по сетевым гипермаркетам и контролируют уровень розничных наценок. У людей хоть немного смыслящих в рыночных принципах ценообразования такие методы контроля ничего кроме улыбок не вызывают. Существует также практика негласных соглашений типа: «Мы не будем на вас давить проверками, а вы обеспечьте ценовую стабильность по интересующим нас товарам». Что это, если не разновидность коррупции, причём коррупции, якобы в государственных интересах и интересах потребителей. Однако такой сговор означает лишь, что сетевые компании не будут опасаться очередной проверки СЭС, будут перерабатывать просроченные продукты в полуфабрикаты собственного приготовления, принимать на работу лиц с сомнительной репутацией, без санитарных книжек и т.д. и т.п. В общем, если рынки невозможно контролировать в силу их многообразия и склонности их участников к свободе предпринимательства, то сетевые компании невозможно контролировать в силу используемых ими методов взаимодействия с властями, их собственного цинизма, основанного на приоритете коммерческих интересов над всеми остальными, а главное непонимания властей важности и сложности ситуации. А учитывая сказанное в предыдущем абзаце, такая модель делает невозможным эффективное и быстрое развитие российской экономки в целом, превращая доступ российских производителей к львиной доле рынка в узкий кран, руку на котором держат иностранные компании, тесно связанные с транснациональными корпорациями. Причём попытка изменить ситуацию с помощью любых административных методов заведомо лишена даже маленького шанса на успех, реально изменить ситуацию можно только с помощью рыночных методов, разработка которых и является главной целью данного исследования.
Мелкие частные компании практически утратили своё влияние на рынок особенно в вопросах производства и продажи товаров массового спроса. В части доведения товаров до конечного потребителя присутствие мелких компаний сохранилось в виде небольших магазинов шаговой доступности, имеющих весьма ограниченный ассортимент по сравнению с сетевыми супермаркетами и неконкурентоспособные цены. Оборот таких торговых точек мал настолько, что выход через них на рынок новых производителей, чья торговая марка не подкреплена гигантской рекламной компанией, невозможен даже теоретически. Более менее стабильное положение мелкие частные компании имеют в секторах мелкосерийного, штучного либо вообще эксклюзивного производства. Значительную долю рынка они занимают так же в секторе общественного питания, хотя и здесь им приходится сталкиваться с серьёзной конкуренцией со стороны сетевого фаст-фуда. Некоторые изменения в сектор внесло появление и активное развитие интернет-торговли. Здесь условия выхода на рынок оказались намного более демократичными. Однако и в этом направлении довольно быстро сформировались крупные компании, использующие модель бизнеса, сходную с моделью крупных сетевых компаний, которые быстро заняли львиную долю рынка. Сделать это оказалось намного дешевле и быстрее, чем в случае с развитием реальной торговой сети.
Т.о. в результате сложившихся схем распределения и доведения потребительских товаров и услуг до конечного пользователя в секторе розничного рынка появление новых производителей, новых продуктов, рост и развитие уже присутствующих на рынке производителей, стал крайне затруднён и в любом случае требует огромных вложений на начальном этапе, в первую очередь в рекламу, возможности осуществлять которые начинающие компании просто не имеют. К тому сложившаяся ситуация практически прекратила развитие линейки предлагаемых товаров, т.к. намного выгоднее вкладывать деньги в рекламу старых продуктов, чем в разработку и раскрутку новых. При этом в статье «Потребительский рынок как основа опережающего экономического развития» мы пришли к выводу, что именно он является целевым сектором экономики, который позволяет добиваться динамичного развития экономики и экономической экспансии. Экономическая экспансия сейчас, когда потребительский спрос по всему миру удовлетворён на 100%, особенно важна. Это означает, что чьё-то развитие и рост сейчас возможны только за счёт вытеснения и сокращения производства у кого-то другого. Модель экономической экспансии для российской экономики даст наибольший эффект, т.к. отечественный рынок сильно заполнен продукцией иностранного производства и иностранных торговых марок. В дальнейшем действие модели можно будет распространять на сопредельные страны, замещая продукцию иностранного производства на их территории на отечественную.
Сектор коммунальных услуг имеет огромное экономическое и социальное значение. Цены на коммунальные услуги в России указывают на огромные возможности извлечения сверхприбылей на этом рынке. Низкая эффективность компаний-операторов рынка имеет место в силу исторически сложившейся модели их формирования – «сверху». Эффективная организация процессов в секторе коммунального хозяйства способна дать значительный экономический эффект для экономики России, однако не способна обеспечит экономическую экспансию т.к. экспорт коммунальных услуг населению других государств не возможен, а внутренний рынок и так на 100% контролируется отечественными государственными и частными компаниями. Это означает, что подробное описание происходящих в секторе процессов не входит в спектр задач настоящего исследования, а требует отдельной серьёзной работы.
Резюмируя всё сказанное выше в данной статье можно сформулировать ряд выводов о текущем состоянии российского потребительского рынка:
1.Барьеры для выхода на рынок существуют во всех его секторах. Наиболее эффективно они преодолеваются в секторе производства и продажи вооружений, т.к. на их слом направлена вся мощь государственной машины. Относительно комфортно себя чувствуют так же производители в секторе строительства жилой недвижимости, так же главном образом по причине заинтересованности со стороны государства и отдельных его представителей. С наиболее серьёзными барьерами выхода на рынок сталкиваются производители именно в секторе «розничного рынка», здесь барьеры настолько велики, что являются главным сдерживающим фактором для развития российской экономики, по сути заставляют её (российскую экономику) работать на повышение благосостояния иностранных государств и граждан.
2.Большая часть логистических цепочек, связанных с производством, распределением и поставкой потребительских товаров конечному потребителю в секторе «розничного рынка» контролируется частными, по большей части иностранными компаниями, которые не просто не заинтересованы в развитии отечественного производителя, а им это экономически не выгодно. В результате производители вынуждены либо создавать собственную логистику по доставки произведённых товаров до конечного пользователя, либо отдавать львиную долю прибыли от конечной продажи собственных изделий владельцам таких цепочек, либо вообще уходить с рынка.
3.Монопольное положение сетевых компаний на рынке не создаёт конкурентной среды, а, учитывая недостаточное внимание со стороны государства к сложившейся ситуации, представляет серьёзную угрозу национальной безопасности. Пожалуй, эта угроза намного сильнее на сегодняшний день, чем попытка внешнего силового вмешательства.
4.Вмешательство государства осуществляется сугубо административными методами. Там где их применение не оправдано, они либо не эффективны, либо отсутствуют. Методики рыночного регулирования, позволяющие государству эффективно воздействовать на потребительский рынок, на сегодняшний день отсутствуют.
https://www.finam.eu/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Итак, для целей настоящего исследования деление потребительского рынка на сектора выглядит следующим образом:
1.Производство и продажа вооружений;
2.Жилищное строительство;
3.Розничный рынок;
4.Коммунальные услуги населению.
В этом списке сегменты размещены по убыванию уровня эффективности их функционирования. Хотя коммунальные услуги и розничный рынок поставлены на разные строчки, уровень эффективности их функционирования в масштабах российской экономики примерно одинаков и стремится к нулю. Теперь за счёт анализа различий в результатах и базовых составляющих этих результатов, а также причин этих различий попробуем выделить системные особенности, позволяющие получить максимальный эффект от функционирования качественно работающих сегментов потребительского рынка, выработать универсальные механизмы и перенести их на менее эффективные сегменты, чтобы и там добиться требуемого результата.
Производство и продажа вооружений является наиболее эффективно функционирующим сектором потребительского рынка. Здесь сконцентрировано огромное количество инновационных разработок, отработанных технологий исключительно отечественного производства. Это касается как промышленности производящей материалы, так и о производства промышленного оборудования и сборки. В области производства вооружений по показателям их эффективности, надёжности и, что особенно важно, цены российский оборонно-промышленный комплекс является безусловным мировым лидером. Ни одна страна в мире не имеет аналогичных результатов в этом направлении. Лишь некоторые могут соперничать с российским оружием, однако каждый из них может делать это не по всему комплексу вооружений, а лишь по отдельным его секторам. Даже США с их оборонными расходами, расходами на научные разработки, инструментами промышленного шпионажа и т.д. и т.п. лишь количественно превосходят российскую армию, а сравнение отдельных как новейших, так и давно используемых образцов вооружений по совокупности показателей крайне редко позволяет сделать вывод в пользу американских. С точки зрения коммерческой эффективности и вклада в национальное благосостояние, даже не учитывая вопросы безопасности, вклад оборонного комплекса сопоставим, а возможно и превосходит вклад сырьевого рынка. Здесь занято огромное количество людей, и производится значительная доля ВВП и экспортной выручки.
По «странному» стечению обстоятельств таких успехов оборонному комплексу удалось добиться только под пристальным контролем со стороны государства. После значительной утери контроля в результате распада СССР были предприняты серьёзные меры по его реструктуризации. Созданы вертикально интегрированные управленческие структуры, под контроль взяты расчёты с внешними контрагентами, причём как по закупкам, так и поставкам, включая экспортные. Благодаря этим мерам удалось стабилизировать финансовые потоки предприятий, избежать ненужной конкуренции и добиться требуемого уровня отраслевой кооперации внутри оборонно-промышленного комплекса. Результат предпринятых мер нам ежедневно показывают по телевидению, этого результата невозможно было добиться только за счёт финансовых вливаний.
На момент начала приведения оборонно-промышленного комплекса РФ в порядок государство имело абсолютную, либо существенную долю в капитале большинства предприятий, работающих на оборонную промышленность, там, где этой доли не хватало, активы были консолидированы таким образом, чтобы сконцентрировать контрольный пакет в руках государства или подконтрольных ему структур. Однако в структуре оборонной промышленности есть и эффективно работают полностью частные предприятия, которые осуществляют инновации, выпускают наукоёмкую продукцию и работают как над выполнением государственного оборонного заказа, так и над выполнением экспортных контрактов. Данное обстоятельство доказывает, что, несмотря на жёсткое администрирование оборонно-промышленного комплекса за счёт прямого участия государства в капитале компаний, частные компании имеют возможность вписаться в процесс его функционирования на абсолютно рыночных условиях. Учитывая объёмы экспортных поставок так же становится очевидно, что управляемые государством компании могут добиваться высоких коммерческих результатов в условиях жёсткой международной конкуренции. А учитывая уровень политизированности и протекционизма в секторе, государственное участие является необходимым условием для достижения, сохранения и наращивания конкурентных преимуществ, а так же их полноценной реализации и достижения необходимого коммерческого эффекта. Значительную роль здесь играет так же монополия государства на продажу вооружений, это означает, что одну из ключевых ролей в развитии отрасли играет контроль момента взаимодействия производителей с конечными покупателями.
Т.о. для целей настоящего исследования показатели российского оборонно-промышленного комплекса можно считать эталонным функционированием сектора потребительского рынка. Главной составляющей этого успеха является заинтересованность и эффективное участие государства в работе сектора. Безусловно принципы, использованные при выстраивании отношений внутри оборонно-промышленного комплекса не могут быть перенесены на другие сектора потребительского рынка в чистом виде, т.к. регулирование остальных секторов имеет другие задачи, а сами сектора другую внутреннюю систему взаимоотношений и структуру собственности. При этом государство не может и не должно подменять собой рыночные принципы функционирования экономики.
Жилищное строительство так же одна из опор российской экономики. Доля всей строительной отрасли в структуре ВВП в последние годы колеблется от 5 до 7%. Жилищное строительство примечательно тем, что имеет широкую клиентскую базу и не зависит напрямую от функционирования других секторов экономики. Уровень и динамика цен на рынке жилой недвижимости является показателем общественного благосостояния. Правильно организованный кадастровый учёт и оценка объектов недвижимости является значительным источником налоговых поступлений для местных бюджетов, на плечах которых лежит львиная доля социальных обязательств. На рынке жилищного строительства функционирует огромное количество компаний, большинство из них являются частными, хотя многие и имеют неафишируемые неформальные связи с руководителями на местах. Прямого вмешательства государства в функционирование этого сектора потребительского рынка не наблюдается, однако его значение для экономики настолько велико, что пустить ситуацию на самотёк власти вряд ли могут себе позволить. Поэтому необходимо оценить используемые методы регулирования и эффективность функционирования сектора жилищного строительства, а так же его значимость для развития экономики и общества в целом и возможные ограничения и риски, связанные с чрезмерными темпами строительства жилой недвижимости.
Так же как и сектор производства и продажи вооружений сектор жилищного строительства имеет свои уникальные особенности, которые во многом определяют принципы его взаимодействия с государством в лице различных уровней государственной власти и отдельных должностных лиц и коммерческую эффективность. Главной и пожалуй определяющей особенностью является территориальная привязка. Нельзя просто взять и построить жилые дома в поле, для этого необходимо сначала получить в собственность или аренду земельный участок, получить соответствующие разрешения на строительство и подключение к городским коммуникациям и ещё массу всяких разрешений и согласований от экологов до военных (в отдельных случаях). Нормативная стоимость этих согласований увеличивается по мере удаления от центров крупных городов, реальная наоборот, растёт по мере приближения к центру крупного города. Это обстоятельство объясняется тем, что себестоимость самого строительства объекта (прямых производственных затрат) везде практически одинаковая и может лишь незначительно отличаться в зависимости от используемых материалов и стоимости рабочей силы. Размер прямых производственных затрат в расчёте на один квадратный метр площади в зависимости от этих факторов вряд ли может отличаться более, чем на 10 – 15 %, тогда как рыночная цена законченного объекта недвижимости может отличаться в разы, а иногда в десятки раз. При этом спрос имеет зачастую обратную зависимость с ценой, т.е. объекты с большей стоимостью продаются легче, чем более дешёвые. Поэтому коммерческая эффективность компании напрямую зависит от того где и что она строит.
Для целей настоящего исследования мы рассматриваем исключительно первичный рынок, т.к. операции на вторичном рынке не сопряжены с каким-либо производственным процессом, обеспечивающим прирост ВВП. Отсюда возникает ещё одна важная особенность сектора жилищного строительства, которая связана с обязательным наличием некоторого временного лага между началом вложений и получением законченного объекта недвижимости. Величина этого лага может варьироваться от одного до нескольких лет, причём цена объекта в зависимости от уровня готовности и сроков сдачи также может существенно изменяться при неизменной себестоимости. Отсюда возникает два важных обстоятельства: во-первых прибыльность застройщика напрямую зависит от обеспеченности собственными средствами на начальном этапе строительства; во-вторых при изменении рыночных условий существуют значительные риски недоведения строительства до конца и возникновения феномена обманутых дольщиков.
Существует так же ещё один риск для этого сектора, не характерный для России, но хорошо известный на примере скажем Испании, - это перенасыщение рынка новыми объектами, особенно экономкласса. Хотя встречаются случаи перенасыщения и объектами элитной недвижимости. Это происходит в случаях, когда спрос не успевает за предложением. Данное обстоятельство является серьёзным ограничением для отрасли как для драйвера роста экономики. В силу капиталоёмкости и значительных сроков реализации необходимо сохранять баланс между объёмами и темпами строительства и наличием платёжеспособного спроса как на строящиеся, так и на готовые объекты жилой недвижимости.
В силу имеющихся особенностей взаимодействие сектора жилищного строительства с государством происходит по трём направлениям: формулировка стратегических задач; контроль выполнения технических регламентов; экономический (местный) контроль.
Формулировка стратегических задач осуществляется на уровне федеральных органов власти и определяется недостаточными объёмами жилищного строительства ещё в советские годы. В результате чего в России сформировался избыточный спрос на жильё и как следствие необоснованно высокие цены, поэтому в качестве стратегических задач отрасли федеральная власть спускает на места всего два требования – строить больше и дешевле. Эти требования адресуются местным властям, далее без особой необходимости федеральный центр старается в процесс не вмешиваться.
Контроль за выполнением строительных регламентов по большей части передан на местный уровень. Хотя сами регламенты (СНиПы, экологические нормы и прочее) разрабатываются на федеральном уровне, но согласование проектов, выдача разрешений на строительство и подключение к коммуникациям и приёмка готового объекта осуществляется на местном уровне.
Местный контроль осуществляется через дифференциацию выделяемых под строительство земель. В зависимости от задач, решаемых местной властью, и степени афилированности строительных компаний последние получают объекты различные по уровням рыночной стоимости законченного жилья. Соответственно местные власти могут регулировать строительный рынок, выделяя участки под застройку элитным жильём или жильём эконом класса.
В целом сектор строительства жилой недвижимости является сверхприбыльным и генерирует существенные финансовые потоки. Однако причина этой ситуации кроется не в правильном регулировании, а в особенностях ценообразования, когда стоимость самого непривлекательного с точки зрения территориального расположения объекта определяется исходя из себестоимости строительства и нормального уровня прибыли застройщика. Это означает, что компании, получившие более привлекательные с точки зрения цены законченного объекта участки, имеют сверхприбыль, которая определяется как разница между ценой объекта с непривлекательным географическим расположением и ценой аналогичного объекта в местах расположения элитной недвижимости, т.к. себестоимость строительства, как мы установили выше, не может принципиально отличаться. Эта сверх прибыль и является объектом распределения между местными властями и застройщиками, причём доля местных властей может попадать как в бюджет органов местного самоуправления, так и непосредственно в карманы чиновников, в зависимости от ситуации на местах. Именно наличие такого принципа ценообразования, когда сверхприбыль делается буквально из воздуха и является причиной относительного финансового благополучия отрасли. Подобной подпитки нет больше ни в одном секторе экономки (ну может кроме коммерческой недвижимости).
С учётом необходимости в ограничении объёмов строительства во избежании избыточного предложения, зависимости наличия платёжеспособного спроса от общей экономической ситуации, уникальности условий функционирования благодаря наличию возможности получения сверхприбыли, невозможности экспорта конечного продукта и зависимости от местных особенностей сектор строительства жилой недвижимости не может рассматриваться как ключевая отрасль экономики, способная обеспечить её самостоятельный рост и международную экспансию, вне зависимости от внешних условий. Экспортные возможности могут быть востребованы в секторе производства строительных материалов, однако это направление либо относится к сектору «розничный рынок», либо затруднено из-за низкой стоимости на единицу веса (объёма).
Розничный рынок в России всегда считался самостоятельным, т.е. не требующим серьёзной помощи со стороны государства. Ориентированные на него предприятия не считались стратегическими и подлежали первоочередной и полной приватизации. Даже из считавшихся в СССР предприятиями особой важности хлебозаводов ни один не сохранил статуса государственного предприятия, а о предприятиях торговли и общественного питания и говорить не стоит – все они были в кратчайшие сроки приватизированы в ходе ваучерной приватизации и пущены в свободное плавание. В тоже самое время даже в самые трудные времена после распада СССР розничный рынок был обеспечен достаточным количеством предложения любых товаров, чтобы в полной мере удовлетворить растущий спрос со стороны населения России. Обороты розничной торговли всё время росли, занятость в секторе увеличивалась, благосостояние граждан тоже увеличивалось. В таких условиях казалось, что вмешательство государства в розничный сектор не требуется, и «невидимая рука рынка» сама расставит всё на свои места. Поставщики будут свободно конкурировать друг с другом, повышая при этом уровень удовлетворения спроса со стороны населения. Сейчас отношение к розничному рынку изменилось, ощущение властей о том, что некоторое вмешательство всё же требуется, присутствует. Однако понимания чего именно они хотят добиться, а тем более каким образом это сделать всё же не просматривается. К тому же накопившимся в секторе проблемам явно не придают должного внимания, задачи регулирования ставят конъюнктурные, а для их решения всё больше скатываются к административным методам. В результате ситуация, сложившаяся на потребительском рынке, превратилась в тормоз для развития экономки страны. Собственно обо всём по порядку.
Розничный рынок крайне многообразен с точки зрения производимых товаров и методов их продвижения, поэтому классификацию его бизнес-процессов для целей настоящего исследования лучше осуществлять с точки зрения методов их доведения до конечного пользователя, т.к. именно принцип конечного использования товара был первоначально положен мной в основу классификации секторов экономики, которая в итоге и привела нас к этой точке в разборе ситуации. Если посмотреть на розничный рынок с точки зрения принципов доведения товара до его конечного пользователя, то можно выделить три модели, которые описывают пожалуй 100% методов ведения бизнеса: рынки; крупные сетевые (зачастую транснациональные) компании (включая интернет торговлю); мелкие частные компании (включая интернет торговлю).
Рынки – форма наиболее удобная для стартапа. Значение рынков для экономики и их социальную значимость в 90-е годы трудно переоценить. Для кого-то это было тогда основой выживания, а для кого-то стало стартовой площадкой и открыло неограниченные перспективы экономики переходного периода. Однако с точки зрения возможного контроля со стороны государства этот вид бизнес-модели наиболее устойчив, т.е. его проще запретить, чем контролировать. Поэтому, по мере того, как экономическая ситуация нормализовывалась, власти стали оказывать на эту бизнес-модель всё большее давление, с одной стороны пытаясь взять её под контроль, с другой стремясь сократить её обороты и перевести в более контролируемые варианты. В результате на сегодняшний день возможности для развития бизнеса в рамках «рынка» существенно сократились, да и желающих бороться с постоянно возрастающим давлением так же со временем становится всё меньше и меньше. Новые рынки не открываются, а старые, оказавшись под контролем различных бизнес-структур, стремятся получать больший доход с занимаемой площади, тем самым ограничивая возможности выхода на рынок новых экономических субъектов, и, как ни смешно это звучит, создавая условия для развития монополий в своих пределах. Уровень регулирования и контроля со стороны государства на функционирующих к настоящему моменту рынках можно назвать символическим, в вопросах где от решения должностных лиц зависит возможность вести бизнес всё свелось к простой функции сбора денег, причём не всегда в государственный карман. Значение «рынка» как кузницы предпринимательства фактически утрачено. А между прочим китайский экономический бум начинался именно с возможности свободной торговли в тех местах, которые выбирали сами торговцы. Именно это среди прочего дало быстрый старт китайской экономике в 90-е годы 20-го века.
Крупные сетевые компании появились в нашей стране относительно недавно, первые пришли из-за рубежа, они принесли с собой «новую» для постсоветской России модель бизнеса. Позднее, эту модель переняли отечественные компании, но и сегодня огромная доля рынка принадлежит сетевым компаниям иностранного происхождения. Благодаря эффективной модели бизнеса им удаётся поддерживать широкий ассортимент и относительно низкие, но далеко не всегда справедливые цены. Постепенно сетевые гипермаркеты завоевали львиную долю розничного рынка. Сами компании представляют собой капитализм в чистом виде, т.е. их единственная функция – получение прибыли. А как сказал Карл Маркс: «Ради прибыли в 300% бизнес пойдёт на любые преступления». Они не признают никакой социальной ответственности, не заинтересованы в развитии отечественного производства, контролируют основные логистические схемы, в первую очередь по социально значимым товарам, активно лоббируют свои интересы во властных кругах.
Контроль логистических схем и значительная доля рынка, занимаемая сетевыми компаниями, приводит фактически к диктату сетевиков в адрес отечественных производителей. «Хотите получить приемлемые объёмы сбыта – будьте добры выполнять наши требования», а требования естественно обеспечивают перераспределение прибыли от конечной реализации товара не в пользу производителя, а пользу сбытовой сети. К тому же, учитывая идентичную модель бизнеса, условия для выхода на рынок в большинстве сетей примерно одинаковые и по этому параметру не создают конкуренции между сетями за право работы с тем или иным производителем. Учитывая насыщенность рынка сетям проще отказаться от сотрудничества с любым не устраивающим их производителем. Естественно в первую очередь это касается отечественного, а ещё чаще местного, производителя. Отношения с иностранными поставщиками, как правило транснациональными корпорациями, зачастую занимающими монопольное положение на мировых рынках, давно налажены и не подвергаются пересмотру. Огромное влияние на эти отношения оказывает и рекламный бюджет производителя, который большинство отечественных производителей просто не могут себе позволить. Такая модель продвижения на рынок отечественных товаропроизводителей ставит их в заведомо невыгодное по отношению к иностранным производителям положение, т.к., отдавая львиную долю прибыли от конечной цены товара сетевой компании, они вынуждены с трудом сводить концы с концами и практически лишены возможности развиваться и вкладывать средства в разработку новых продуктов.
Безобидная на первый взгляд возможность успешного лоббирования своих интересов во властных кругах так же приводит к неутешительным последствиям для перспектив развития всей российской экономки, т.к. власти не всегда (а правильнее сказать никогда) не отдают себе отчёт в значимости тех уступок, на которые вынуждают их сетевые компании, обещая мнимую стабильность цен на социально значимые товары. Как правило принимаемые под их давлением меры регулирования розничного рынка ведут к дальнейшей его монополизации и сосредоточению ещё больших оборотов под контролем этих сетевых компаний. Меры регулирования так же присутствуют. Их обострение наступает в периоды нестабильности на российском валютном рынке, прокурорские работки ходят по сетевым гипермаркетам и контролируют уровень розничных наценок. У людей хоть немного смыслящих в рыночных принципах ценообразования такие методы контроля ничего кроме улыбок не вызывают. Существует также практика негласных соглашений типа: «Мы не будем на вас давить проверками, а вы обеспечьте ценовую стабильность по интересующим нас товарам». Что это, если не разновидность коррупции, причём коррупции, якобы в государственных интересах и интересах потребителей. Однако такой сговор означает лишь, что сетевые компании не будут опасаться очередной проверки СЭС, будут перерабатывать просроченные продукты в полуфабрикаты собственного приготовления, принимать на работу лиц с сомнительной репутацией, без санитарных книжек и т.д. и т.п. В общем, если рынки невозможно контролировать в силу их многообразия и склонности их участников к свободе предпринимательства, то сетевые компании невозможно контролировать в силу используемых ими методов взаимодействия с властями, их собственного цинизма, основанного на приоритете коммерческих интересов над всеми остальными, а главное непонимания властей важности и сложности ситуации. А учитывая сказанное в предыдущем абзаце, такая модель делает невозможным эффективное и быстрое развитие российской экономки в целом, превращая доступ российских производителей к львиной доле рынка в узкий кран, руку на котором держат иностранные компании, тесно связанные с транснациональными корпорациями. Причём попытка изменить ситуацию с помощью любых административных методов заведомо лишена даже маленького шанса на успех, реально изменить ситуацию можно только с помощью рыночных методов, разработка которых и является главной целью данного исследования.
Мелкие частные компании практически утратили своё влияние на рынок особенно в вопросах производства и продажи товаров массового спроса. В части доведения товаров до конечного потребителя присутствие мелких компаний сохранилось в виде небольших магазинов шаговой доступности, имеющих весьма ограниченный ассортимент по сравнению с сетевыми супермаркетами и неконкурентоспособные цены. Оборот таких торговых точек мал настолько, что выход через них на рынок новых производителей, чья торговая марка не подкреплена гигантской рекламной компанией, невозможен даже теоретически. Более менее стабильное положение мелкие частные компании имеют в секторах мелкосерийного, штучного либо вообще эксклюзивного производства. Значительную долю рынка они занимают так же в секторе общественного питания, хотя и здесь им приходится сталкиваться с серьёзной конкуренцией со стороны сетевого фаст-фуда. Некоторые изменения в сектор внесло появление и активное развитие интернет-торговли. Здесь условия выхода на рынок оказались намного более демократичными. Однако и в этом направлении довольно быстро сформировались крупные компании, использующие модель бизнеса, сходную с моделью крупных сетевых компаний, которые быстро заняли львиную долю рынка. Сделать это оказалось намного дешевле и быстрее, чем в случае с развитием реальной торговой сети.
Т.о. в результате сложившихся схем распределения и доведения потребительских товаров и услуг до конечного пользователя в секторе розничного рынка появление новых производителей, новых продуктов, рост и развитие уже присутствующих на рынке производителей, стал крайне затруднён и в любом случае требует огромных вложений на начальном этапе, в первую очередь в рекламу, возможности осуществлять которые начинающие компании просто не имеют. К тому сложившаяся ситуация практически прекратила развитие линейки предлагаемых товаров, т.к. намного выгоднее вкладывать деньги в рекламу старых продуктов, чем в разработку и раскрутку новых. При этом в статье «Потребительский рынок как основа опережающего экономического развития» мы пришли к выводу, что именно он является целевым сектором экономики, который позволяет добиваться динамичного развития экономики и экономической экспансии. Экономическая экспансия сейчас, когда потребительский спрос по всему миру удовлетворён на 100%, особенно важна. Это означает, что чьё-то развитие и рост сейчас возможны только за счёт вытеснения и сокращения производства у кого-то другого. Модель экономической экспансии для российской экономики даст наибольший эффект, т.к. отечественный рынок сильно заполнен продукцией иностранного производства и иностранных торговых марок. В дальнейшем действие модели можно будет распространять на сопредельные страны, замещая продукцию иностранного производства на их территории на отечественную.
Сектор коммунальных услуг имеет огромное экономическое и социальное значение. Цены на коммунальные услуги в России указывают на огромные возможности извлечения сверхприбылей на этом рынке. Низкая эффективность компаний-операторов рынка имеет место в силу исторически сложившейся модели их формирования – «сверху». Эффективная организация процессов в секторе коммунального хозяйства способна дать значительный экономический эффект для экономики России, однако не способна обеспечит экономическую экспансию т.к. экспорт коммунальных услуг населению других государств не возможен, а внутренний рынок и так на 100% контролируется отечественными государственными и частными компаниями. Это означает, что подробное описание происходящих в секторе процессов не входит в спектр задач настоящего исследования, а требует отдельной серьёзной работы.
Резюмируя всё сказанное выше в данной статье можно сформулировать ряд выводов о текущем состоянии российского потребительского рынка:
1.Барьеры для выхода на рынок существуют во всех его секторах. Наиболее эффективно они преодолеваются в секторе производства и продажи вооружений, т.к. на их слом направлена вся мощь государственной машины. Относительно комфортно себя чувствуют так же производители в секторе строительства жилой недвижимости, так же главном образом по причине заинтересованности со стороны государства и отдельных его представителей. С наиболее серьёзными барьерами выхода на рынок сталкиваются производители именно в секторе «розничного рынка», здесь барьеры настолько велики, что являются главным сдерживающим фактором для развития российской экономики, по сути заставляют её (российскую экономику) работать на повышение благосостояния иностранных государств и граждан.
2.Большая часть логистических цепочек, связанных с производством, распределением и поставкой потребительских товаров конечному потребителю в секторе «розничного рынка» контролируется частными, по большей части иностранными компаниями, которые не просто не заинтересованы в развитии отечественного производителя, а им это экономически не выгодно. В результате производители вынуждены либо создавать собственную логистику по доставки произведённых товаров до конечного пользователя, либо отдавать львиную долю прибыли от конечной продажи собственных изделий владельцам таких цепочек, либо вообще уходить с рынка.
3.Монопольное положение сетевых компаний на рынке не создаёт конкурентной среды, а, учитывая недостаточное внимание со стороны государства к сложившейся ситуации, представляет серьёзную угрозу национальной безопасности. Пожалуй, эта угроза намного сильнее на сегодняшний день, чем попытка внешнего силового вмешательства.
4.Вмешательство государства осуществляется сугубо административными методами. Там где их применение не оправдано, они либо не эффективны, либо отсутствуют. Методики рыночного регулирования, позволяющие государству эффективно воздействовать на потребительский рынок, на сегодняшний день отсутствуют.
https://www.finam.eu/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу