13 февраля 2017 Financial One Некрасов Роман
Европейская комиссия подготовила зимний экономический прогноз на 2017-2018 годы. Коснулся он не только стран ЕС, но и Российской Федерации.
В качестве ключевых рисков для нее названы: цены на нефть, геополитическая напряженность, продление санкций, а также возврат волатильности на рынок из-за нормализации политики ставок в США и возможное начало глобальных торговых войн.
Перспективы развития российской экономики улучшились за последние месяцы, чему во многом способствовала стабилизация цен на нефть и курса рубля. Экономическая активность вернется к росту в 2017 и 2018 годах. Однако она будет идти умеренными темпами из-за продолжающихся усилий по фискальной консолидации и лишь ограниченных возможностей для ослабления монетарной политики. Постоянные структурные недостатки в экономике ограничат масштабы и темпы роста экономики России.
По прогнозам Еврокомиссии, ВВП России за 2016 год снизился на 0,6%, а в 2017 году будет рост на уровне 0,8% и 1,1% в 2018 году.
Ожидаемое улучшение настроения агентов и стабилизация экономических условий будет способствовать умеренному темпу роста частного потребления. Однако реальный располагаемый доход населения продолжит сокращаться, чему главной причиной станет снижение реальных социальных трансфертов государства.
Таблица. Фактические и прогнозные показатели экономики России
Инвестиции в основной капитал начнут расти на фоне положительного влияния от улучшения макроэкономической ситуации. Банки возвратятся к скромной рентабельности.
Тем не менее, продолжающийся слабый спрос на протяжении всего периода и относительная высокая потребность в расходах ограничат восстановительные инвестиции в ближайшее время. Рост цен на нефть должен обеспечить некоторую поддержку экспорта, в то время как спрос на импорт, вероятно, восстановится в соответствии с незначительным повышением внутреннего спроса и укрепления валюты. Вклад внешней торговли в экономику должен стать положительным в течение всего прогнозируемого периода.
Быстрое снижение нефтегазовых доходов существенно сократило стоимость ликвидных резервов за 2 года, что требует бюджетной консолидации в ближайшей перспективе. Несмотря на низкий уровень государственного долга в России, доступ к внешнему финансированию является ограниченным, что влечет за собой финансирование за счет внутреннего рынка и высокие издержки для эмитента.
Бюджетные планы, объявленные в конце 2016 года, подразумевают бюджетную консолидацию на федеральном уровне в размере 1 процентного пункта ВВП ежегодно с 2017 года и далее. Прогнозируется снижение государственных расходов в долях ВВП на протяжении 2017-2018 годов в целях компенсации дальнейшего снижение доходов.
Темпы консолидации пока лежат в зоне неопределенности: с одной стороны, консервативная стерилизация избыточных доходов при цене на нефть выше $40 за баррель, с другой – необходимость поддержания социальных расходов в преддверии выборов президента.
Денежно-кредитная политика, скорее всего, будет смягчаться постепенно. Центральный банк России (ЦБР) стремится к достижению целевого уровня инфляции в размере 4% в конце 2017 года, тем самым ограничивая возможности для быстрого ослабления денежно-кредитной политики. Инфляция снизилась последовательно в течение 2016 года, чему стали причиной эффект базы, хорошая урожайность в сельском хозяйстве и слабый внутренний спрос.
Профицит счета текущих операций сократился с 5% от ВВП в 2015 году до примерно 2% от ВВП в 2016 году. Главной причиной этого стало снижение цен на сырьевые товары.
Основные источники неопределенности для экономики России связаны с ценами на нефть, изменяющимся характером геополитической напряженности и возможным продлением санкций. Повторное появление волатильности (в результате нормализация денежно-кредитной политики в США или изменений в глобальной торговой политике) среди развивающихся рынков может также повлечь за собой неблагоприятные перетоки капитала и для экономики России.
В качестве ключевых рисков для нее названы: цены на нефть, геополитическая напряженность, продление санкций, а также возврат волатильности на рынок из-за нормализации политики ставок в США и возможное начало глобальных торговых войн.
Перспективы развития российской экономики улучшились за последние месяцы, чему во многом способствовала стабилизация цен на нефть и курса рубля. Экономическая активность вернется к росту в 2017 и 2018 годах. Однако она будет идти умеренными темпами из-за продолжающихся усилий по фискальной консолидации и лишь ограниченных возможностей для ослабления монетарной политики. Постоянные структурные недостатки в экономике ограничат масштабы и темпы роста экономики России.
По прогнозам Еврокомиссии, ВВП России за 2016 год снизился на 0,6%, а в 2017 году будет рост на уровне 0,8% и 1,1% в 2018 году.
Ожидаемое улучшение настроения агентов и стабилизация экономических условий будет способствовать умеренному темпу роста частного потребления. Однако реальный располагаемый доход населения продолжит сокращаться, чему главной причиной станет снижение реальных социальных трансфертов государства.
Таблица. Фактические и прогнозные показатели экономики России
Инвестиции в основной капитал начнут расти на фоне положительного влияния от улучшения макроэкономической ситуации. Банки возвратятся к скромной рентабельности.
Тем не менее, продолжающийся слабый спрос на протяжении всего периода и относительная высокая потребность в расходах ограничат восстановительные инвестиции в ближайшее время. Рост цен на нефть должен обеспечить некоторую поддержку экспорта, в то время как спрос на импорт, вероятно, восстановится в соответствии с незначительным повышением внутреннего спроса и укрепления валюты. Вклад внешней торговли в экономику должен стать положительным в течение всего прогнозируемого периода.
Быстрое снижение нефтегазовых доходов существенно сократило стоимость ликвидных резервов за 2 года, что требует бюджетной консолидации в ближайшей перспективе. Несмотря на низкий уровень государственного долга в России, доступ к внешнему финансированию является ограниченным, что влечет за собой финансирование за счет внутреннего рынка и высокие издержки для эмитента.
Бюджетные планы, объявленные в конце 2016 года, подразумевают бюджетную консолидацию на федеральном уровне в размере 1 процентного пункта ВВП ежегодно с 2017 года и далее. Прогнозируется снижение государственных расходов в долях ВВП на протяжении 2017-2018 годов в целях компенсации дальнейшего снижение доходов.
Темпы консолидации пока лежат в зоне неопределенности: с одной стороны, консервативная стерилизация избыточных доходов при цене на нефть выше $40 за баррель, с другой – необходимость поддержания социальных расходов в преддверии выборов президента.
Денежно-кредитная политика, скорее всего, будет смягчаться постепенно. Центральный банк России (ЦБР) стремится к достижению целевого уровня инфляции в размере 4% в конце 2017 года, тем самым ограничивая возможности для быстрого ослабления денежно-кредитной политики. Инфляция снизилась последовательно в течение 2016 года, чему стали причиной эффект базы, хорошая урожайность в сельском хозяйстве и слабый внутренний спрос.
Профицит счета текущих операций сократился с 5% от ВВП в 2015 году до примерно 2% от ВВП в 2016 году. Главной причиной этого стало снижение цен на сырьевые товары.
Основные источники неопределенности для экономики России связаны с ценами на нефть, изменяющимся характером геополитической напряженности и возможным продлением санкций. Повторное появление волатильности (в результате нормализация денежно-кредитной политики в США или изменений в глобальной торговой политике) среди развивающихся рынков может также повлечь за собой неблагоприятные перетоки капитала и для экономики России.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба