28 августа 2017 QB Finance Бойцов Егор
16 августа 2017 года Владимир Путин заявил о том, что россии?ские порты должны рассчитывать тарифы в рублях с 1 января 2018 года, однако требования могут быть пересмотрены для конкретных ситуации? и проектов. Подобное предписание уже было направлено стивидорным компаниям (осуществляющим погрузку и разгрузку грузов в портах) больше полутора лет назад, и до сих пор оно не было исполнено. Такая мера, по мнению президента, послужит шагом к укреплению национальнои? валюты, поскольку с 2013 года правительство перестало регулировать тарифы в россии?ских портах. В то же время, стивидоры, которых можно отнести к компаниям-экспортерам, могут столкнуться с дополнительными валютными рисками.
Значительные доли инвестиционных проектов и закупок импортного оборудования представлены в долларах, к тому же большинство заемных средств также номинированы в иностраннои? валюте. Кроме того, портовым компаниям необходимо будет пересматривать ценообразование своих услуг и заключать новые договоры с россии?скими и зарубежными компаниями в отечественнои? валюте, согласовывая тарифы с ФАС. Антимонопольная служба уже пыталась судиться со стивидорами по поводу ценовои? политики. Компании НМТП (Новороссии?скии? морскои? торговыи? порт) было предъявлено обвинение со стороны регулятора на сумму 9,7 млрд. руб. за неправомерное повышение тарифов, однако суд признал решение о взыскании недеи?ствительным. Таким образом, предписание президента может только усилить давление на компании со стороны ФАС.
Динамика цен акции? ДВМП и НМТП и курса рубля Источник: Bloomberg, расчеты QBF
Введение рублевых тарифов может существенно повлиять на деятельность трех основных игроков данного сектора: НМТП, ДВМП (Дальневосточныи? морскои? торговыи? порт) и НКХП (Новороссии?скии? комбинат хлебопродуктов). Несмотря на то, что НМТП и ДВМП являются экспортными компаниями, цены на акции слабо реагируют на изменение рубля к доллару, а коэффициенты корреляции с валютным курсом и вовсе оказываются отрицательными: -0,58 и -0,59 соответственно. Такое непривычное расхождение можно объяснить тем, что рост котировок стивидоров в 2016 году (при заметном укреплении отечественнои? валюты) был обусловлен корпоративными событиями, в частности, ожиданиями скорои? приватизации НМТП и переговоров по реструктуризации долга ДВМП. Котировки НКХП вели себя наиболее предсказуемым образом, снижаясь при укреплении курса рубля, коэффициент корреляции составил 0,87. Тем самым, нельзя однозначно утверждать, что ослабление национальнои? валюты неизменно ведет к ухудшению положения стивидоров.
Динамика цен акции? НКХП и курса рубля Источник: Bloomberg, расчеты QBF
Вышеупомянутые компании имеют значительную часть операционных и административных расходов в рублях. Около 64% себестоимости НМТП занимают издержки на амортизацию, арендные платежи и заработную плату – данные виды затрат осуществляются в рублях. Другие расходы также рассчитываются преимущественно в отечественнои? валюте и являются непрофильными.
НМТП, структура себестоиомости, % Источник: Данные компании, расчеты QBF
Операционные расходы ДВМП в значительнои? степени связаны с железнодорожными тарифами, которые устанавливаются в рублях (исключение составляет небольшая доля перевозок, осуществляемых на территории СНГ и Балтии). Издержки на персонал и амортизацию также номинированы в отечественнои? валюте.
ДВМП, структура операционных расходов и амортизация, % Источник: Данные компании, расчеты QBF
Из представленных трех стивидоров курс рубля к доллару наиболее сильно отражается на структуре расходов компании НКХП. Поскольку помимо основнои? деятельности по портовои? перевалке грузов компания занимается также перепродажеи? зерна, то она является зависимои? от цен на данное сырье, которые рассчитываются преимущественно в долларах. В целом, анализ себестоимости наглядно демонстрирует, что при прочих равных издержки НКХП наиболее чувствительны к валютному курсу по сравнению с НМТП и ДВМП.
НКХП, структура расходов, % Источник: Данные компании, расчеты QBF
В то же время, учитывая специфику отрасли и высокую маржинальность по операционнои? прибыли, основные риски для компании? могут возникнуть в связи с наличием преимущественно валютных заи?мов. 20 июня 2016 года НМТП получил кредит от Банка ВТБ в размере $1,5 млрд. на 7 лет под ставку LIBOR 3M + 3,99%, рублевые заи?мы отсутствуют. Компания ДВМП не публикует финансовую отчетность по МСФО после III квартала 2016 года в связи с продолжающимися переговорами с кредиторами по реструктуризации финансовои? задолженности.
На последнюю отчетную дату обязательства ДВМП по 2 выпускам еврооблигации? (годовые ставки в размере 8%-8,75%) составляли $648 млн., на текущии? момент по бумагам объявлен техническии? дефолт. НКХП в отличие от вышеупомянутых компании? не имеет валютных заи?мов, все кредиты номинированы в рублях. В целом, кредитные показатели НМТП и НКХП находятся на достаточно высоких уровнях, что свидетельствует об устои?чивом положении компании?. Капитальные затраты компании? также составляют немаловажную часть их деятельности и развития. Для поддержания конкурентных позиции? необходимо постоянно обслуживать существующие мощности, закупать импортное оборудование и вкладывать средства в новые проекты.
Показатели долговои? нагрузки и капитальных затрат стивидоров на конец 2016 года. Источник: Bloomberg, расчеты QBF, *данные рассчитаны по последнеи? предоставленнои? отчетности (III квартал 2016 года)
России?ские стивидоры будут вынуждены осуществлять деятельность в новых условиях начиная с 1 января 2018 года, и эффекты введенных изменении? будут видны инвесторам в финансовои? отчетности за I квартал следующего года. Скорее всего, компаниям придется хеджировать валютныи? риск посредством наращивания позиции? по валютно-процентным свопам, поскольку значительная часть долга НМТП и ДВМП номинирована в долларах. Альтернативным вариантом для НМТП может стать рефинансирование валютного кредита от ВТБ.
Кроме того, стивидоры могут рассматривать варианты с диверсификациеи? капитальных затрат, в частности, заключать контракты на поставку оборудования с россии?скими поставщиками. Скорее всего, переход на тарифы в рублях сможет оказать незначительную поддержку россии?скои? валюте в среднесрочнои? перспективе, однако портовые компании столкнутся с дополнительными рисками и ограничением размера инвестиции? в новые проекты, что может оказать давление на котировки НМТП, ДВМП и НКХП.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Значительные доли инвестиционных проектов и закупок импортного оборудования представлены в долларах, к тому же большинство заемных средств также номинированы в иностраннои? валюте. Кроме того, портовым компаниям необходимо будет пересматривать ценообразование своих услуг и заключать новые договоры с россии?скими и зарубежными компаниями в отечественнои? валюте, согласовывая тарифы с ФАС. Антимонопольная служба уже пыталась судиться со стивидорами по поводу ценовои? политики. Компании НМТП (Новороссии?скии? морскои? торговыи? порт) было предъявлено обвинение со стороны регулятора на сумму 9,7 млрд. руб. за неправомерное повышение тарифов, однако суд признал решение о взыскании недеи?ствительным. Таким образом, предписание президента может только усилить давление на компании со стороны ФАС.
Динамика цен акции? ДВМП и НМТП и курса рубля Источник: Bloomberg, расчеты QBF
Введение рублевых тарифов может существенно повлиять на деятельность трех основных игроков данного сектора: НМТП, ДВМП (Дальневосточныи? морскои? торговыи? порт) и НКХП (Новороссии?скии? комбинат хлебопродуктов). Несмотря на то, что НМТП и ДВМП являются экспортными компаниями, цены на акции слабо реагируют на изменение рубля к доллару, а коэффициенты корреляции с валютным курсом и вовсе оказываются отрицательными: -0,58 и -0,59 соответственно. Такое непривычное расхождение можно объяснить тем, что рост котировок стивидоров в 2016 году (при заметном укреплении отечественнои? валюты) был обусловлен корпоративными событиями, в частности, ожиданиями скорои? приватизации НМТП и переговоров по реструктуризации долга ДВМП. Котировки НКХП вели себя наиболее предсказуемым образом, снижаясь при укреплении курса рубля, коэффициент корреляции составил 0,87. Тем самым, нельзя однозначно утверждать, что ослабление национальнои? валюты неизменно ведет к ухудшению положения стивидоров.
Динамика цен акции? НКХП и курса рубля Источник: Bloomberg, расчеты QBF
Вышеупомянутые компании имеют значительную часть операционных и административных расходов в рублях. Около 64% себестоимости НМТП занимают издержки на амортизацию, арендные платежи и заработную плату – данные виды затрат осуществляются в рублях. Другие расходы также рассчитываются преимущественно в отечественнои? валюте и являются непрофильными.
НМТП, структура себестоиомости, % Источник: Данные компании, расчеты QBF
Операционные расходы ДВМП в значительнои? степени связаны с железнодорожными тарифами, которые устанавливаются в рублях (исключение составляет небольшая доля перевозок, осуществляемых на территории СНГ и Балтии). Издержки на персонал и амортизацию также номинированы в отечественнои? валюте.
ДВМП, структура операционных расходов и амортизация, % Источник: Данные компании, расчеты QBF
Из представленных трех стивидоров курс рубля к доллару наиболее сильно отражается на структуре расходов компании НКХП. Поскольку помимо основнои? деятельности по портовои? перевалке грузов компания занимается также перепродажеи? зерна, то она является зависимои? от цен на данное сырье, которые рассчитываются преимущественно в долларах. В целом, анализ себестоимости наглядно демонстрирует, что при прочих равных издержки НКХП наиболее чувствительны к валютному курсу по сравнению с НМТП и ДВМП.
НКХП, структура расходов, % Источник: Данные компании, расчеты QBF
В то же время, учитывая специфику отрасли и высокую маржинальность по операционнои? прибыли, основные риски для компании? могут возникнуть в связи с наличием преимущественно валютных заи?мов. 20 июня 2016 года НМТП получил кредит от Банка ВТБ в размере $1,5 млрд. на 7 лет под ставку LIBOR 3M + 3,99%, рублевые заи?мы отсутствуют. Компания ДВМП не публикует финансовую отчетность по МСФО после III квартала 2016 года в связи с продолжающимися переговорами с кредиторами по реструктуризации финансовои? задолженности.
На последнюю отчетную дату обязательства ДВМП по 2 выпускам еврооблигации? (годовые ставки в размере 8%-8,75%) составляли $648 млн., на текущии? момент по бумагам объявлен техническии? дефолт. НКХП в отличие от вышеупомянутых компании? не имеет валютных заи?мов, все кредиты номинированы в рублях. В целом, кредитные показатели НМТП и НКХП находятся на достаточно высоких уровнях, что свидетельствует об устои?чивом положении компании?. Капитальные затраты компании? также составляют немаловажную часть их деятельности и развития. Для поддержания конкурентных позиции? необходимо постоянно обслуживать существующие мощности, закупать импортное оборудование и вкладывать средства в новые проекты.
Показатели долговои? нагрузки и капитальных затрат стивидоров на конец 2016 года. Источник: Bloomberg, расчеты QBF, *данные рассчитаны по последнеи? предоставленнои? отчетности (III квартал 2016 года)
России?ские стивидоры будут вынуждены осуществлять деятельность в новых условиях начиная с 1 января 2018 года, и эффекты введенных изменении? будут видны инвесторам в финансовои? отчетности за I квартал следующего года. Скорее всего, компаниям придется хеджировать валютныи? риск посредством наращивания позиции? по валютно-процентным свопам, поскольку значительная часть долга НМТП и ДВМП номинирована в долларах. Альтернативным вариантом для НМТП может стать рефинансирование валютного кредита от ВТБ.
Кроме того, стивидоры могут рассматривать варианты с диверсификациеи? капитальных затрат, в частности, заключать контракты на поставку оборудования с россии?скими поставщиками. Скорее всего, переход на тарифы в рублях сможет оказать незначительную поддержку россии?скои? валюте в среднесрочнои? перспективе, однако портовые компании столкнутся с дополнительными рисками и ограничением размера инвестиции? в новые проекты, что может оказать давление на котировки НМТП, ДВМП и НКХП.
http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу