6 октября 2017 БКС Экспресс Галактионов Игорь
История одного эксперимента или размышления о техническом анализе
В книге «(Не)послушные рынки» известный математик и создатель фрактальной теории Бенуа Мендельброт привел интересный вероятностный эксперимент. Эксперимент представляет из себя игру с подбрасыванием «идеальной» монеты – такой монеты, вес которой распределен равномерно, и которая имеет абсолютно равную вероятность в 50% упасть как на «орла», так и на «решку». При выпадении «орла» игрок выигрывал $1, а при выпадении «решки» – проигрывал. Эксперимент с 10 000 таких подбрасываний провел математик Вилли Феллер, в 1950 году написавший довольно популярный в одно время учебник по теории вероятностей.
Сегодня технологии позволяют не утруждаться длительными бросками монеты, а просто смоделировать такой эксперимент на компьютере. Мы решили повторить этот эксперимент и написать простейшую программу с использованием генератора случайных чисел, которая строит график доходности игры с монетой. Доллары были заменены на рубли, и вот такие графики удалось получить в программе, которая построена на случайной последовательности.
С точки зрения закона больших чисел, при большом количестве подбрасываний игрок должен получить результат около нуля, а график его доходности будет незначительно колебаться вокруг нулевой отметки. Однако, на графиках отчетливо видно, что перевес в плюс или минус может сохранятся достаточно долгое время и даже 10 000 подбрасываний может оказаться недостаточно, чтобы получить предсказываемый результат. Более того, на таком количестве подбрасываний график может приобретать форму направленного движения, и, если не знать принципа построения его точек, можно ошибочно предположить, что он растет или падает. Тем не менее, он стремится к нулю. Немного модифицируем программу и посмотрим, что получилось после 100 000 подбрасываний.
В количественном смысле отклонения в 300, 600 и даже 1000 единиц от матожидания в масштабах 100 000 не так существенны. Более впечатляющей представляется протяженность этих отклонений. Зоны, где доходность потенциально нулевой игры показывает направленное движение, могут иметь протяженность более 80 000 подбрасываний из 100. (Встречались даже графики, которые, начиная с первой тысячи итераций, уходят в плюс или минус и больше не возвращаются).
Причем здесь технический анализ?
Вероятно, вы уже увидели некоторое сходство между графиками, представленными выше в статье, и графиками биржевых котировок? Нассим Талеб в труде «Черный лебедь» ввел понятие «искажение нарратива (повествования)». Человеческий разум склонен искать во всех свершившихся событиях причинно-следственную связь и проецировать её в будущее. Два события А и Б случаются одно за другим, и вот уже мозг выстраивает логическую цепочку «Если происходит А, то за этим может последовать Б». При этом разум склонен отбрасывать все остальные детали и не учитывать, что могут существовать другие обстоятельства, повлиявшие на исход, но неизвестные ему. В качестве примера можно взять народные приметы: «черная кошка перебежала дорогу – к несчастью», «не свисти, денег не будет», «рассыпать соль – к ссоре» и т. д.
Таким же образом, не зная механизм построения графиков, приведенных выше, можно смело провести их технический анализ и даже сделать из этого какие-либо умозаключения. Разумеется, подобные умозаключения не помогут выявить реальные закономерности, но могут выглядеть весьма убедительно.
«Псевдотеханализ» графиков доходности игры с монетой
При многократном повторении эксперимента и должном усердии можно отыскать на графиках тренды, устоявшиеся горизонтальные уровни, треугольники, «голову и плечи», «двойное дно», «вымпелы», «клинья» и даже разложить импульс по волнам Эллиота. И, если в данном случае их бессмысленность очевидна, то в случае с биржевыми графиками все меняется. Разумеется, колебания цен на акции компаний, сырьевые товары и валюту не происходят из-за броска монеты, однако математического аппарата, который однозначно и в 100% случаев объяснил бы поведение биржевых котировок, до сих пор не придумано.
В тех же «(НЕ)послушных рынках» Мендельброт приводит краткую историю изучения этого вопроса с конца XIX-го века (в том числе и свои исследования, которыми он занимался на протяжении 50-ти лет). Его выводы не утешительны для приверженцев технического анализа. Он предлагает мультифрактальную модель рынков. Если по-простому, то это расширенная теория Эллиота, согласно которой, помимо пятиволновой формации, существует большое количество других самоподобных фигур. Но даже при наличии современных вычислительных мощностей разработка конкретных формул и математических методов для эффективного прогнозирования может занять десятилетия.
Что же теперь делать с графиками?
Тем не менее, биржевыми инструментами торгуют подверженные эмоциям люди, и их эмоции часто имеют отображение на графике. Определенные закономерности есть, но их нужно правильно истолковывать. Из приведенного выше эксперимента можно сделать следующие выводы относительно технического анализа:
1) Универсальной закономерности нет, но могут быть временные.
Рынок меняется, меняются его участники, а вместе с ними и технический анализ. Простейшая тактика покупок после откатов на трендовом рынке может принести вам хороший доход. Она же заберет его обратно в боковике, если вовремя не скорректировать свою торговлю. Пробои уровней хорошо работают, когда на рынок приходят большие объемы, в то время как для спокойного рынка характерны развороты и ложные импульсы. Одни бумаги держат уровни ровно и четко, другие часто прокалывают их перед тем как отойти.
Регулярная статистика сделок позволит отслеживать, какие паттерны действительно приносят прибыль на конкретном инструменте, а от каких лучше отказаться. Грамотный риск-менеджмент снижает потери при ошибочных сделках. Четко описанные правила торговли в разных фазах, в разное время суток (недели, года), на высоколиквидных и низколиквидных инструментах помогут гибко подстраиваться под рынок.
2) Графические закономерности должны иметь «внутренний» смысл
Цена не двигается, потому что «был пробит треугольник». Цена двигается, потому что за границей треугольника было скопление стоп-заявок, срабатывание которых спровоцировало движение, или же под воздействием самосбывающегося прогноза. То есть все видят ключевой горизонтальный уровень. Большинство понимает, что его пробой с высокой вероятностью приведет к ускорению. Поэтому массой инвесторов и принимается решение о покупке после слома конкретного рубежа.
В первую очередь, рынок – это продавцы и покупатели, которые своими действиями толкают цену в ту или иную сторону. График лишь позволяет понять, что происходило и происходит на рынке. Разумеется, эффект самосбывающегося пророчества, когда уровень работает только потому, что все участники рынка на него ориентируются, тоже имеет место быть. Но так работают только самые простые и распространенные фигуры теханализа при отсутствии крупных игроков, которые избавляются от пакета или наоборот его накапливают, сдерживая напор «толпы».
3) Одного теханализа недостаточно
Один из главных постулатов технического анализа, сформулированный Чарльзом Доу звучит так: «Цена учитывает все». Со времен Чарльза Доу эту идею уже развили до теории эффективного рынка, признав при этом, что на практике абсолютно эффективных рынков нет. А, следовательно, изречение «all you need is price» тоже не актуально.
Внутридневные и свинг-трейдеры должны следить за информационным фоном вокруг бумаг, которыми они торгуют, и знать о ключевых событиях, которые могут стать причиной краткосрочных трендов. Также интрадейщикам не помешает периодически заглядывать в ленту сделок и биржевой стакан (в Quik окна «таблица обезличенных сделок» и «котировки»), чтобы отслеживать активность игроков в моменте. Для среднесрочной торговли необходимо знать о корпоративных драйверах роста, сезонных закономерностях и т.д. Для долгосрочных инвестиций значимость теханализа снижается, и на первый план выходит анализ фундаментальных факторов.
Возвращаясь к эксперименту Феллера
Ранее графики из эксперимента сравнивались с графиками котировок. Однако можно сравнить их и с графиками доходности торговой стратегии. Можно наблюдать длительный период времени положительную динамику своего депозита и даже не догадываться о том, что на самом деле польза от торговой стратегии не больше, чем от подбрасывания монеты и, рано или поздно, вероятность заберет весь доход обратно. В этом и есть самая большая сложность трейдинга. Неопределенность здесь не только в прогнозе движения цены. Порой вызывает сложность точно определить, эффективна ли используемая стратегия или это просто случайность.
Вернемся к статистике. Внесем небольшие изменения в программу и подарим игроку небольшое преимущество. Теперь, если выпадает «орел», игрок получает не 1 рубль, а 1 рубль и 1 копейку. При выпадении «решки» потери составляют ровно 1 рубль. График его доходности приведен ниже и в большинстве повторных экспериментов принимает подобный вид. Таким образом, даже небольшое преимущество в 1% может сделать торговлю прибыльной. И любой вид анализа, в том числе и технический, нужен для того, чтобы обеспечить игроку такое преимущество.
В книге «(Не)послушные рынки» известный математик и создатель фрактальной теории Бенуа Мендельброт привел интересный вероятностный эксперимент. Эксперимент представляет из себя игру с подбрасыванием «идеальной» монеты – такой монеты, вес которой распределен равномерно, и которая имеет абсолютно равную вероятность в 50% упасть как на «орла», так и на «решку». При выпадении «орла» игрок выигрывал $1, а при выпадении «решки» – проигрывал. Эксперимент с 10 000 таких подбрасываний провел математик Вилли Феллер, в 1950 году написавший довольно популярный в одно время учебник по теории вероятностей.
Сегодня технологии позволяют не утруждаться длительными бросками монеты, а просто смоделировать такой эксперимент на компьютере. Мы решили повторить этот эксперимент и написать простейшую программу с использованием генератора случайных чисел, которая строит график доходности игры с монетой. Доллары были заменены на рубли, и вот такие графики удалось получить в программе, которая построена на случайной последовательности.
С точки зрения закона больших чисел, при большом количестве подбрасываний игрок должен получить результат около нуля, а график его доходности будет незначительно колебаться вокруг нулевой отметки. Однако, на графиках отчетливо видно, что перевес в плюс или минус может сохранятся достаточно долгое время и даже 10 000 подбрасываний может оказаться недостаточно, чтобы получить предсказываемый результат. Более того, на таком количестве подбрасываний график может приобретать форму направленного движения, и, если не знать принципа построения его точек, можно ошибочно предположить, что он растет или падает. Тем не менее, он стремится к нулю. Немного модифицируем программу и посмотрим, что получилось после 100 000 подбрасываний.
В количественном смысле отклонения в 300, 600 и даже 1000 единиц от матожидания в масштабах 100 000 не так существенны. Более впечатляющей представляется протяженность этих отклонений. Зоны, где доходность потенциально нулевой игры показывает направленное движение, могут иметь протяженность более 80 000 подбрасываний из 100. (Встречались даже графики, которые, начиная с первой тысячи итераций, уходят в плюс или минус и больше не возвращаются).
Причем здесь технический анализ?
Вероятно, вы уже увидели некоторое сходство между графиками, представленными выше в статье, и графиками биржевых котировок? Нассим Талеб в труде «Черный лебедь» ввел понятие «искажение нарратива (повествования)». Человеческий разум склонен искать во всех свершившихся событиях причинно-следственную связь и проецировать её в будущее. Два события А и Б случаются одно за другим, и вот уже мозг выстраивает логическую цепочку «Если происходит А, то за этим может последовать Б». При этом разум склонен отбрасывать все остальные детали и не учитывать, что могут существовать другие обстоятельства, повлиявшие на исход, но неизвестные ему. В качестве примера можно взять народные приметы: «черная кошка перебежала дорогу – к несчастью», «не свисти, денег не будет», «рассыпать соль – к ссоре» и т. д.
Таким же образом, не зная механизм построения графиков, приведенных выше, можно смело провести их технический анализ и даже сделать из этого какие-либо умозаключения. Разумеется, подобные умозаключения не помогут выявить реальные закономерности, но могут выглядеть весьма убедительно.
«Псевдотеханализ» графиков доходности игры с монетой
При многократном повторении эксперимента и должном усердии можно отыскать на графиках тренды, устоявшиеся горизонтальные уровни, треугольники, «голову и плечи», «двойное дно», «вымпелы», «клинья» и даже разложить импульс по волнам Эллиота. И, если в данном случае их бессмысленность очевидна, то в случае с биржевыми графиками все меняется. Разумеется, колебания цен на акции компаний, сырьевые товары и валюту не происходят из-за броска монеты, однако математического аппарата, который однозначно и в 100% случаев объяснил бы поведение биржевых котировок, до сих пор не придумано.
В тех же «(НЕ)послушных рынках» Мендельброт приводит краткую историю изучения этого вопроса с конца XIX-го века (в том числе и свои исследования, которыми он занимался на протяжении 50-ти лет). Его выводы не утешительны для приверженцев технического анализа. Он предлагает мультифрактальную модель рынков. Если по-простому, то это расширенная теория Эллиота, согласно которой, помимо пятиволновой формации, существует большое количество других самоподобных фигур. Но даже при наличии современных вычислительных мощностей разработка конкретных формул и математических методов для эффективного прогнозирования может занять десятилетия.
Что же теперь делать с графиками?
Тем не менее, биржевыми инструментами торгуют подверженные эмоциям люди, и их эмоции часто имеют отображение на графике. Определенные закономерности есть, но их нужно правильно истолковывать. Из приведенного выше эксперимента можно сделать следующие выводы относительно технического анализа:
1) Универсальной закономерности нет, но могут быть временные.
Рынок меняется, меняются его участники, а вместе с ними и технический анализ. Простейшая тактика покупок после откатов на трендовом рынке может принести вам хороший доход. Она же заберет его обратно в боковике, если вовремя не скорректировать свою торговлю. Пробои уровней хорошо работают, когда на рынок приходят большие объемы, в то время как для спокойного рынка характерны развороты и ложные импульсы. Одни бумаги держат уровни ровно и четко, другие часто прокалывают их перед тем как отойти.
Регулярная статистика сделок позволит отслеживать, какие паттерны действительно приносят прибыль на конкретном инструменте, а от каких лучше отказаться. Грамотный риск-менеджмент снижает потери при ошибочных сделках. Четко описанные правила торговли в разных фазах, в разное время суток (недели, года), на высоколиквидных и низколиквидных инструментах помогут гибко подстраиваться под рынок.
2) Графические закономерности должны иметь «внутренний» смысл
Цена не двигается, потому что «был пробит треугольник». Цена двигается, потому что за границей треугольника было скопление стоп-заявок, срабатывание которых спровоцировало движение, или же под воздействием самосбывающегося прогноза. То есть все видят ключевой горизонтальный уровень. Большинство понимает, что его пробой с высокой вероятностью приведет к ускорению. Поэтому массой инвесторов и принимается решение о покупке после слома конкретного рубежа.
В первую очередь, рынок – это продавцы и покупатели, которые своими действиями толкают цену в ту или иную сторону. График лишь позволяет понять, что происходило и происходит на рынке. Разумеется, эффект самосбывающегося пророчества, когда уровень работает только потому, что все участники рынка на него ориентируются, тоже имеет место быть. Но так работают только самые простые и распространенные фигуры теханализа при отсутствии крупных игроков, которые избавляются от пакета или наоборот его накапливают, сдерживая напор «толпы».
3) Одного теханализа недостаточно
Один из главных постулатов технического анализа, сформулированный Чарльзом Доу звучит так: «Цена учитывает все». Со времен Чарльза Доу эту идею уже развили до теории эффективного рынка, признав при этом, что на практике абсолютно эффективных рынков нет. А, следовательно, изречение «all you need is price» тоже не актуально.
Внутридневные и свинг-трейдеры должны следить за информационным фоном вокруг бумаг, которыми они торгуют, и знать о ключевых событиях, которые могут стать причиной краткосрочных трендов. Также интрадейщикам не помешает периодически заглядывать в ленту сделок и биржевой стакан (в Quik окна «таблица обезличенных сделок» и «котировки»), чтобы отслеживать активность игроков в моменте. Для среднесрочной торговли необходимо знать о корпоративных драйверах роста, сезонных закономерностях и т.д. Для долгосрочных инвестиций значимость теханализа снижается, и на первый план выходит анализ фундаментальных факторов.
Возвращаясь к эксперименту Феллера
Ранее графики из эксперимента сравнивались с графиками котировок. Однако можно сравнить их и с графиками доходности торговой стратегии. Можно наблюдать длительный период времени положительную динамику своего депозита и даже не догадываться о том, что на самом деле польза от торговой стратегии не больше, чем от подбрасывания монеты и, рано или поздно, вероятность заберет весь доход обратно. В этом и есть самая большая сложность трейдинга. Неопределенность здесь не только в прогнозе движения цены. Порой вызывает сложность точно определить, эффективна ли используемая стратегия или это просто случайность.
Вернемся к статистике. Внесем небольшие изменения в программу и подарим игроку небольшое преимущество. Теперь, если выпадает «орел», игрок получает не 1 рубль, а 1 рубль и 1 копейку. При выпадении «решки» потери составляют ровно 1 рубль. График его доходности приведен ниже и в большинстве повторных экспериментов принимает подобный вид. Таким образом, даже небольшое преимущество в 1% может сделать торговлю прибыльной. И любой вид анализа, в том числе и технический, нужен для того, чтобы обеспечить игроку такое преимущество.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба