23 января 2018 Вести Экономика
В прошлом году Европа отметила 500-ю годовщину Реформации. К этой дате было опубликовано немало статей и исследований, авторы которых попытались еще раз осмыслить кровавый конфликт между католической и протестантской версиями христианства.
Два американских экономиста - Питер Лисон и Джейкоб Расс - подошли несколько иначе к мрачной странице в истории Европы, сфокусировав внимание на одном конкретном аспекте религиозного противостояния: процессах над ведьмами.
Так называемая "великая эпоха" судов над ведьмами началась примерно в 1550 г. (когда Реформация только набирала обороты) и закончилась до 1700 г. К тому времени 80 тыс. человек были обвинены в колдовстве, и половина из них казнены. Причем подавляющее большинство жертв были женщины.
Лисон и Расс считают, что всплеск подобных процессов отражал "неценовую конкуренцию" (non-price competition) между католической и протестантской церквами.
Эта конкуренция была за сердца и умы населения, которое в то время было благочестивым, суеверным и не сомневающимся в необходимости искоренения зла.
В предшествующие века простой народ не меньше верил в существование темных сил и людей, способных вызывать злые духи, но церковь не поощряла эту веру и не призывала к действиям во имя нее. Так, в 1258 г. Папа Римский Александр IV издал декрет, нацеленный на предотвращение колдовских процессов, отмечает британский журнал The Economist.
Еще одной особенностью дореформационного периода было то, что Католическая церковь в целом чувствовала себя достаточно сильной, чтобы справиться с очагами оппозиции через изоляцию и нейтрализацию идеологических противников. Диссидентские секты, такие как катары, были объявлены еретиками и в конечном итоге ликвидированы.
Все изменилось, когда Реформация утвердилась в тевтонском сердце Европы, лоскутном пространстве малых государств. Некоторые местные правители приняли новую протестантскую веру, другие - нет.
В этой нестабильной ситуации местные католические власти чувствовали необходимость показать верующим свою эффективность в борьбе со злом; протестантские лидеры демонстрировали аналогичное рвение и доблесть.
Вот как авторы обобщают свою теорию в опубликованном в журнале Economic Journal исследовании: "Суды над ведьмами в Европе отражали неценовую конкуренцию между католической и протестантской церквами за долю религиозного рынка в конфессионно оспариваемых частях христианского мира.
Используя народную веру в колдовство, обвинители ведьм рекламировали свою конфессиональную преданность и возможность защитить граждан от земного проявления зла".
Это не совсем оригинальная гипотеза, но авторы придают ей вес, используя обширную статистику. Они собрали данные о более чем 43 тыс. человек, которые были преданы суду за колдовство с 1350 по 1850 гг. в 21 стране. Они также рассмотрели 400 случаев протестантско-католического соперничества. Ученые обнаружили, что всплеск процессов над ведьмами тесно коррелируют, как во времени, так и местом, с интенсивной сектантской конкуренцией.
Судебные разбирательства и публичные казни - обременительный, но оправданный для безжалостной власти способ показать народу свою силу, отмечают авторы.
Ученые сравнивают это со сталинскими процессами над политическими врагами в 1930-х и 1940-х гг. Результат никогда не вызывал сомнений (Сталин мог так же легко и по-тихому всех их расстрелять), но публичные судебные процессы служили неким "уроком" и пропагандой.
Лишь вкратце авторы затронули еще один печально известный эпизод колдовского угара: суды в Салеме (штат Массачусетс) в конце XVII века. Там также, как они считают, налицо признаки конкуренции. В данном случае это была не борьба между сектами или доктринами, а между отдельными пуританскими (т. е. ультраконсервативными протестантскими) священниками за конгрегацию.
Любой современный сторонник протестантской или католической веры вздрогнет от тех страшных методов, которые использовались в прошлом для привлечения верующих. Разумеется, все это было очень давно, и доктринальные различия в западном христианстве больше не являются поводом для сжигания на костре.
Сегодня немецкие протестанты и католики встречаются друг с другом в качестве коллег в одних и тех же благотворительных организациях, а не в качестве соперников идеологической войны.
Что изменилось? В качестве общего эмпирического правила можно сказать, что религия либо заставляет людей заглядывать внутрь в поисках лучшего понимания собственных слабостей, либо заставляет смотреть наружу для поиска внешних источников зла (превращая людей в фанатиков).
Один импульс может превратиться в другой очень легко и незаметно, и эта угроза никуда не исчезла.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу