20 декабря 2018 The Telegraph
Рост стоимости заимствований для американских и европейских компаний угрожает наступлением рецессии в ближайшие несколько месяцев и напоминает события, приведшие к глобальному кредитному “сердечному приступу”, случившемуся в августе 2007 года.
Спреды по американским высокодоходным долгам с начала октября подскочили на 130 базисных пунктов до отметки 4,46%. Доходности по самым рискованным облигациям с рейтингом “CCC” выросли на 280 базисных пунктов и достигли отметки 12,33%.
Кредитные эксперты говорят, что этот внезапный стресс вызван запоздалой реакцией рынков на двойное ужесточение монетарной политики со стороны Федерального Резерва США.
Федрезерв не просто повышает процентные ставки. Он также сокращает свой баланс на $50 млрд. в месяц, что, возможно, приводит к дренированию большего объема ликвидности с мировых финансовых рынков, чем предполагалось ранее.
Саймон Уорд из Janus Henderson сказал, что его опережающий индикатор состояния здоровья американских компаний – реальный агрегат M1 для нефинансового бизнеса – впервые после кризиса в Lehman оказался в глубоко отрицательной зоне. Это указывает на резкое замедление экономики в следующем году. “Когда эта монетарная метрика сокращается, это означает, что компании планируют уменьшить свою активность”, – сказал он.
Г-н Уорд сказал, что Федрезерв рискует совершить ошибку политики, если будет настаивать на дальнейшем повышении ставок на этой неделе или дает ястребиные ориентиры на будущее. “Они уже зашли слишком далеко. Это очевидные последствия этого монетарного ужесточения”, – сказал он.
Бо́льшая часть мира замедляется. Индикатор реального роста агрегата M1 для четырнадцати крупнейших развитых и развивающихся стран в ноябре упал ниже отметки 5%. Это близко к самым низким уровням, наблюдавшимся в августе 2008 года, незадолго до того, как кризис субстандартного кредитования в США заразил международную финансовую систему.
Абсолютный уровень ставок может быть близок к пределу для чрезмерно перегруженных долгом экономических субъектов с низким болевым порогом. С января этого года доходности по долгам американских голубых фишек выросли на 100 пунктов к максимумам десятилетней давности на отметке 4,34%. Трехмесячные ставки LIBOR, используемые для ценообразования контрактов по всему миру на сумму $9 трлн., за последний год удвоились до 2,78%.
Джон Норманд из JP Morgan сказал, что такой скачок доходностей, который наблюдался на американском рынке корпоративных облигаций с инвестиционным рейтингом за последние недели, исторически подразумевает начало рецессии в экономике в течение следующих трех месяцев. Распродажа мусорных облигаций, волатильность акций и характер последнего рыночного обвала на Уолл-стрит – это другие варианты этого сигнала.
“Индикаторы на этих уровнях соответствуют началу рецессии в ближайшие три-шесть месяцев”, – сказал он.
JP Morgan пока не объявляет “рецессионную тревогу”, предупреждая, что низкий уровень ликвидности мог исказить цифры. Если и когда это произойдет, банк ожидает постепенный спад, похожий на то, что происходило на рынке после краха дот-комов в 2001 году, а не кровавую резню, последовавшую за банкротством Lehman.
Восемь раундов повышения ставок Федрезерва – это не вся история. В сочетании с параллельным переходом от количественного смягчения (QE) к количественному ужесточению (QT), эффект равен двадцати раундам повышения ставок в соответствии с моделью Ву-Ксиа, разработанной ФРБ Атланты.
Соучредитель Исследовательского Института Экономических Циклов (ECRI, расположенного в Нью-Йорке, Лакшман Ачутан сказал, что “скрытое замедление экономики” продолжалось в течение большей части этого года, хотя и было замаскировано выбросом адреналина из-за фискального стимулирования Дональда Трампа. “В поле зрения не видно дна. Наши опережающие индикаторы все еще замедляются”, – сказал он.
Цены на жилье падают с апреля. Индекс рынка жилья, рассчитываемый Национальной Ассоциацией Домостроительных Компаний, упал до 56 пунктов в этом месяце с 60 пунктов в ноябре и 68 пунктов в октябре. Индикатор для Новой Англии и Северо-Востока страны упал до 37 пунктов.
“Я думаю, что политика Федрезерва слишком жесткая, учитывая, что инфляция достигла своего пика в июле. Они подзадержались”, – сказал Ачутан.
Не ясно, являются ли текущие тенденции еще одним мини-циклом роста и спада – четвертым за последние десятилетие – или это начало более глубоких проблем.
“Мы пока не готовы заявлять о рецессии до тех пор, пока замедление экономики не станет ярко выраженным, всепроникающим и устойчивым. У нас пока этого нет”, – сказал он.
Г-н Ачутан сказал, что Европа вызывает гораздо больше тревог. Малейший внешний шок столкнет Италию с обрыва.
“Италия хуже всех, но даже Германия и Франция уязвимы в своей основе. Откровенно говоря, они выглядят так же шатко, как и Великобритания”, – сказал он.
ECRI заявил, что Европейский Центральный Банк, возможно, допустил серьезную ошибку, прекратив количественное смягчение в условиях циклического замедления глобальной экономики.
Индекс деловых ожиданий для Германии, рассчитываемый Институтом Экономических Исследований, в декабре упал ниже линии бума-спада до отметки 97,3 пунктов, что является минимумом за четыре года. Производственные и экспортные заказы вот-вот покажут отрицательную динамику.
“Немецкая экономика вошла в опасный порочный круг, затрагивающий слишком много разовых факторов. Сегодняшний индекс Института Экономических Исследований свидетельствует о том, что риск того, что казалось невообразимым, а именно технической рецессии, увеличился” – сказал Карстен Бжески из компании ING.
Спреды по высокодоходным долгам в Европе подскочили на 145 базисных пунктов за последние шесть недель до отметки 4,87%. Рынок корпоративных долгов подвергается угрозе сквиза, поскольку ЕЦБ прекращает свои покупки долгов компаний. “Все понимают, что эта вечеринка окончена”, – сказал Марк Оствальд из исследовательской компании ADM.
Рынки были потрясены тем, что в ноябре Volkswagen испытал трудности с размещением облигаций на сумму $5 млрд. Эмиссия корпоративных облигаций в Европе упала до 10-летнего минимума. Банки не в состоянии компенсировать этот провал, так как в этом году их собственные акции потеряли 30% стоимости. Кредиторы Италии были изгнаны с рынков капитала.
“Кредитный рынок практически капитулировал в последнем квартале. Мы находимся в заблокированном состоянии”, – сказала Суки Манн из Credit Market Daily. “Еврозона, похоже, скатывается в рецессию. Brexit в отсутствии сделки сокрушит регион, особенно если ЕС будет вести жесткую игру против Великобритании”.
Г-н Оствальд сказал, что европейские банки оказываются под давлением из-за новых правил Базеля-Волкера, вынуждающих их увеличивать свои капитальные буферы при проведении сделок клиентов. “Это связывает их балансы и мешает кредитованию”, – сказал он.
Другие силы также принимают участие в процессе. Европа переживает похмелье от репатриации оффшорных долларовых активов американских компаний в этом году на сумму $500 млрд. из-за налоговой реформы Трампа. Это истощило рынки долларового финансирования в Европе и Азии, оказав давление на кредит.
Спред Libor-OIS вырос до 40 б.п. с 17 б.п. по состоянию на начало октября. Этот “индикатор стресса” может отражать напряжение на рынках межбанковского кредитования.
Виновники следующего глобального финансового кризиса уже находится в центре внимания. Бывший глава Федрезерва Джанет Йеллен предупредила два месяца назад, что рынок ссуд, выданных чрезмерно закредитованным компаниям, объемом в $1,3 трлн. – это катастрофа, ожидающая своей реализации. Ей не пришлось долго ждать.
Цены на эти ссуды на вторичном рынке неожиданно обвалились, – так же, как это случилось в 2007 году, – с почти паритетного уровня до 93 центов за доллар. Банки не смогли выгрузить со своих балансов по крайней мере три таких ссуды в последние дни.
“Меня беспокоят системные риски, связанные с этими ссудами. Стандарты значительно ухудшились”, – сказала она Financial Times. Более 80% таких ссуд, эмитированных в этом году, имеют минимальные ковенанты или защиту инвесторов.
“Если у нас в экономике будет спад, я думаю, что многие компании обанкротятся из-за этого долга. Это, вероятно, усугубит спад”.
Стин Якобсен из Saxo Bank делает ставку на “глобальную панику монетарных регуляторов” и еще один раунд масштабных стимулов со стороны центральных банков и правительств, хотя только после того, как фондовые рынки достигнут своего дна в феврале следующего года. Федрезерв будет вынужден отказаться от ужесточения. Китай снова кинет все средства на разрешение проблем.
“Настроения в Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Азии – худшие, что я видел, включая условия, приведшие к кризису 2008 года. Повсюду ощущается спешка”, – сказал он.
“Европа соскальзывает в рецессию, несмотря на отрицательные ставки ЕЦБ. Германия и ее политики внезапно выглядят, как будто они оказались в гораздо более рискованной ситуации, чем популистское правительство Италии. Великобритания пострадала от самого большого сокращения кредитного импульса по сравнению с другими странами”.
“Добро пожаловать в Гранд-финал худшего “продли и притворись” монетарного эксперимента в истории”, – сказал он.
http://www.telegraph.co.uk/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу