21 декабря 2018 The Telegraph
Ужесточение монетарной политики центральными банками похоже на попытку тянуть кирпич по шероховатой поверхности с помощью полоски резины: сперва ничего не происходит; затем опять ничего не происходит; а после кирпич срывается и бьет вас по лицу.
Председатель Федрезерва США Джей Пауэлл может в итоге остаться со сломанным носом после его упрямого заявления на этой неделе о том, что он будет и дальше продолжать сокращать баланс американского центробанка на $50 млрд. в месяц, даже несмотря на то, что мировая экономика разваливается на части.
Рынки ожидали повышения процентных ставок на заседании в среду. Они не ожидали, что в “точечной диаграмме” Федрезерва будет фигурировать еще два раунда повышения ставок в 2019 году.
Двойная природа этого ужесточения делает его очень мощным и очень непредсказуемым для глобальной финансовой системы, накопившей $12,8 трлн. оффшорных долгов, номинированных в американской валюте, чей долларовый леверидж еще никогда ранее не был так чувствителен к стоимости заимствований в Соединенных Штатах.
Федрезерв плывет в неизведанных водах. Ни один центральный банк мира никогда не пытался обратить вспять количественное смягчение в таких масштабах. Бывший председатель Феда Бен Бернанке, пошутивший когда-то, что QE, похоже, работает на практике, хотя теоретически оно не работает, посоветовал своим бывшим коллегам не трогать баланс. Но нынешние руководители центрального банка думают, что знают лучше.
Рынки плохо отнеслись к очередному монетарному фортелю в исполнении Федрезерва. Индекс S&P 500 упал до 15-месячного минимума. Доходности 30-летних казначейских облигаций США упали ниже 3%, снизившись на 48 базисных пунктов с начала ноября. В результате этого произошло резкое “сглаживание” кривой доходности американских правительственных облигаций. Этот красный сигнал тревоги предупреждает о наступлении рецессии в течение нескольких следующих месяцев.
Профессор Тим Дуй из Fed Watch сказал, что самый главный центральный банк мира является “рабом своих собственных моделей” и, возможно, неправильно оценил растущие опасности. Г-н Пауэлл не должен был делать такое “излишне ястребиное заявление”, при том что он также снижает свои прогнозы экономического роста и инфляции.
Прославленный бык Дэвид Теппер из Appaloosa сказал, что пришло время копить кэш и сохранять капитал. “По сути, Пауэлл сказал вам, что “Пут Федрезерва” мертв”, – сказал он, выступая на CNBC. Инвесторы больше не могут ожидать спасения каждый раз, когда рынки упадут.
Кришна Гуха из Evercore ISI сказал, что г-н Пауэлл “не смог подавить страхи о том, что Федрезерв, возможно, запаздывает в своей политике”. Он показал недостаточную чувствительность к рыночному стрессу, и это оказалось неожиданностью, учитывая его опыт работы в сфере финансов, а не в науке.
Индекс финансовых условий, рассчитываемый Goldman Sachs, подскочил на 100 базисных пунктов с начала октября, – на 185 пунктов с февраля, – что указывает на кредитный шок.
Темпы роста реального монетарного агрегата М1 для нефинансовых компаний впервые со времен кризиса Lehman оказались глубоко отрицательными.
Ужесточение Федрезерва наносит удар по миру сразу по двум направлениям. Американский центробанк дренирует долларовую ликвидность и истощает рынки оффшорного долларового финансирования в Европе и Азии.
Швета Сингх из TS Lombard говорит, что европейские банки не имеют доступа к стабильным долларовым депозитам и полагаются на краткосрочное финансирование на оптовом рынке капитала, чтобы восполнить этот гэп, что делает их “особенно уязвимыми к приступам стресса”. Индекс STOXX 600, отражающий динамику акций европейских банков, обрушился на 18% за последние три месяца.
Федрезерв также повышает стоимость глобальных заимствований. Трехмесячные ставки LIBOR, используемые для оценки контрактов по всему миру на сумму $9 трлн., возросли вдвое за последний год до 2,78%. Ставки HIBOR в Гонконге растут следом, вызывая резкий спад на рынке недвижимости анклава.
Долларовый дефицит запустил кредитный кризис на развивающихся рынках. Турция и Аргентина попали под удар в начале этого года. С тех пор проблемы охватили Азию, Латинскую Америку, Африку и некоторые части Ближнего Востока. Рассчитываемый JP Morgan индикатор Nowcast, измеряющий глобальный ВВП в реальном времени, показывает, что экономика Бразилии и Мексики сокращаются в четвертом квартале.
По оценкам Всемирного банка, вклад развивающихся рынков в мировой ВВП составляет 59% (на основе ППС) по сравнению с 37% в 1990 году. Большая часть развивающихся стран находится на пути в рецессию. Все вместе эти страны являются достаточно большой силой, чтобы ввергнуть мировую экономику в спад.
Эта динамика уже наносит удар по Германии и еврозоне через торговые экспортные каналы. Риск для США заключается в том, что глобальный стресс в конечном итоге бумерангом ударит по их собственной экономике.
Решение Европейского Центрального Банка прекратить QE с этой недели может быть столь же важным, как и все, что делает Федрезерв. Дэвид Оуэн из Jefferies сказал, что €500 млрд. этого стимула просочились на американские рынки облигаций и еще больше – в британские гильты. “Этот процесс был сильно недооценен”, – сказал он.
Этот источник фондирования исчезает, поскольку ЕЦБ сокращает свое количественное смягчение до нуля с пиковых значений в €80 млрд. в месяц. Банк Японии сократил свои покупки облигаций в два раза.
CrossBorderCapital утверждает, что в результате одновременного сворачивания QE центральными банками G3 происходит самое стремительное сокращение глобальной ликвидности со времен кризиса 2008 года. “На наш взгляд, монетарные регуляторы виноваты в чрезмерном ужесточении”, – говорится в отчете компании.
Рост глобальной денежной массы М3 упал ниже отметки 5% и приближается к минимумам на уровне 4,5%, наблюдавшимся в августе 2008 года, незадолго до начала финансового шторма, при этом в этом процессе лидирует Китай.
ЕЦБ сокращает стимулы в то время, когда Италия и Германия находятся одной ногой в рецессии. Этот шаг перекликается с печально известным проциклическим повышением ставок в июле 2008 года, после того, как экономика еврозоны уже застопорилась.
Рисковые спреды для европейских голубых фишек в этом году подскочили на 80 базисных пунктов. Для фирм с мусорным рейтингом этот подскок составил 260 пунктов. Рынки капитала закрылись для итальянских банков.
“Я не думаю, что Федрезерв рискует убить экономику из-за чрезмерного ужесточения, но я полагаю, что есть те, кто думает иначе”, – сказал Ларс Кристенсен из Markets & Money Advisory.
“ЕЦБ не должен даже думать о сокращении QE, когда производство повсеместно замедляется, а опережающие индикаторы предупреждают о рецессии даже в центральной Европе. Если они и должны делать что-то, то они должны наращивать QE”, – сказал он.
Перед Федеральным Резервом стоит сложная задача найти баланс. Он должен справиться с фискальным и риторическим вандализмом Белого Дома. Налоговые послабления Дональда Трампа и чрезмерные госрасходы увеличили дефицит бюджета США до 5,5% ВВП в пиковой части цикла. Может статься, что эта политика еще приведет к инфляции.
Это учреждение, несомненно, возглавляют блестящие профессионалы, но Федрезерв руководствуется моделью “Нового Неоклассического Синтеза”, которому присущи три слепые зоны: он упускает глобальные подводные течения; он игнорирует монетарные данные; и он не может приспособиться к фаустовским издержкам “межвременного” грабежа – воровства экономического роста из будущего до тех пор, пока будущее не настигнет вас.
Все три этих индикатора передают красный сигнал тревоги. Если бы только Федрезерв мог их увидеть.
http://www.telegraph.co.uk/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу