14 октября 2019 Financial One Морозова Лариса
Побеседовал с дивидендным инвестором Ларисой Морозовой. Как ей удалось достичь очень интересных результатов на финансовом рынке – в интервью для fomag.ru.
Сейчас российский фондовый рынок – номер один по дивидендам. На основании данных Bloomberg был построен график. Российский рынок – это 8% дивидендная доходность. На следующей позиции страна с доходностью порядка 6%. Именно сейчас нужно заниматься инвестированием в дивидендные акции, чем скорее, тем лучше.
По данным Мосбиржи на 31 июля, с 1 января было открыто плюс 1,253 млн брокерских счетов физлиц. Многие принесли небольшие суммы, но нужно же с чего-то начинать. Я тоже начинала с 10500 рублей в декабре 2008 года. А ряд инвесторов пришли и со значительными суммами.
Я считаю, что это вполне нормально. Речь идет о том, что физлица принесли 1 трлн. Да, кто-то принес 10 тысяч, а кто-то принес хорошую сумму. А почему принес? По вкладам ставки упали, ЦБ уменьшает ключевую ставку, а это значит, что ставки по вкладам будут падать сильнее.
Сбербанк предлагает ставку по вкладам в 5%, а российский фондовый рынок – 8% – это средняя температура по больнице. За 2018 год 32 компании дали доходности по дивидендам выше 10%. Если говорить о 8%, то 44 эмитента дали доходность выше этой отметки. Одно дело – переложить вклад под 5% или выбрать из этих 44.
Если у тебя очень большая сумма – возьми эти все 44, которые дают 8 и больше процентов.
В этом году были и уникальные дивидендные доходности. Например, «Центральный телеграф» дал разовую дивидендную доходность порядка 40%. Это слишком много, дивиденд разовый, это дивиденды, выплаченные по итогам продажи здания в центре Москвы, поэтому тут нужно соблюдать осторожность, не всегда безоглядно гнаться за высокой дивидендной доходностью. Лучше разобраться, почему получается такой высокий дивиденд, и потом уже принимать решение, покупать под получение дивидендов или нет.
Разумно набрать портфель дивидендных акций из тех эмитентов, которые входят в индексы, чтобы иметь уверенность в их надежности.
Многие инвесторы покупают облигации. У ОФЗ купонная доходность и 7 и 7,5%. Возврат номинала облигации и выплаты купонов гарантирует государство. Возврат вкладов и процентов по ним в размере 1,4 млн рублей тоже гарантирует государство через АСВ. Многие банки лишились лицензий, имея более низкие ставки по вкладам, а государство через ОФЗ предлагает больший процент и нет никакого ограничения в 1,4 млн рублей. Покупать облигации можно на любую сумму.
Как относитесь к инвестициям в американские ценные бумаги? Видите ли какие-то интересные истории для себя?
Как вы меня назвали в прошлом интервью – я махровая дивидендщица. Я не растекаюсь мыслью по древу, а занимаюсь конкретным разделом, в котором я немножко разобралась. Я понимаю механизм выплаты дивидендов российскими компаниями, но не понимаю этот механизм у американских компаний. В России все просто – мажоритарному акционеру нужны деньги, и он на собрании голосует за выплату дивидендов в своей компании.
У него есть желание получить деньги по самым разным причинам. Например, Минфин требует выплат дивидендов от компаний с госучастием, так как поступление этих дивидендов заложено в доходную часть бюджета. Железобетонная причина, когда мажоритарий требует дивиденды. И получает дивиденды не только он, но и все остальные акционеры. Посмотрите, что «Татнефть» творит? Какие дивиденды платит?
Часть дивидендов поступает в бюджет Татарстана. Дивидендная доходность за 2018 год составила 12% по обыкновенным и 14% по привилегированным акциям
Вы же знаете, что «Татнефть» купила у «Сибура» несколько производств, чтобы обеспечить собственное шинное производство сырьем. У них сейчас повышаются капвложения. На текущих уровнях достаточно рискованно покупать «Татнефть», лучше подождать снижения котировок или держать позиции в бумаге, если они есть.
За какими компаниями еще стоит последить?
Будете смеяться, но это привилегированные акции Сбербанка. Я не профессиональный аналитик, конечно, и возможно, я ошибусь, но я думаю, что дивиденды за 2019 год будут в районе 19 рублей, а потом в районе 20 рублей. У префов котировки бывают по 200 рублей и ниже, может быть, акции уйдут ниже этого уровня. У Сбербанка двузначная доходность, а это банк номер один в России!
Еще забыла вам сказать, что, согласно данным статистики, на Мосбирже увеличивается количество счетов нерезидентов. Я взяла данные на сайте Мосбиржи и сделала себе таблицу. Посмотрела долю физлиц и нерезидентов – это наши прямые конкуренты, которые, покупая дивидендные акции, поднимают котировки. Поэтому важно зафиксировать котировки и на каждом провале докупать. Сейчас очень хороший момент, чтобы успеть запрыгнуть в последний вагон.
В конце прошлого лета котировки ОФЗ немножко упали, потому что в прошлом году активно ходила информация, что на российский госдолг могут ввести санкции. Я набрала пакет ОФЗ по 970 рублей, а сейчас они уже по 1110 рублей.
По акциям бывают такие моменты, когда начинают кричать, что все плохо, конец света – тогда и нужно их покупать. Можно смеяться, закидать меня гнилыми помидорами, но у меня самые большие пакеты на сегодняшний день – это «Алроса» и ВТБ.
ВТБ действительно оправдывает себя?
Да, по ВТБ держатся более низкие котировки по сравнению с прошлыми годами, так как идет отрицательный новостной фон. Если сравнивать со Сбербанком, то ВТБ занял другую нишу – они покупают достаточно хорошие активы. Вы обратили внимание, что если они куда-то приходят, то там увеличивается размер дивидендов. Так произошло с «Магнитом» и другими компаниями.
Это можно было увидеть по ВТБ24 – я была его акционером. Они никакими другими путями не могут вывести прибыль, кроме как дивидендами. Если они хотят получить отдачу, то выводят как можно больше через дивиденды. Сейчас они присоединили неплохие банки: Саровбизнесбанк, Запсибкомбанк, МБ и «Возрождение».
Саровбизнесбанк очень близок мне по интересам, так как речь о Сарове, а это бывший Арзамас. Я немного в курсе ситуации. Там не может быть сомнительных активов – банк считаю откровенно хорошим.
В 1992 году я была молодой, было много сил и желания что-то делать. Я была совладелицей компании и финансовым директором. Потом наступил пенсионный возраст, и хочется более спокойной жизни, не могу работать в таком ритме, как в молодости. И таких людей много – тех, кто пришел на рынок в 90-е годы, и им тогда было от 40 до 60.
Посчитайте, сколько им сейчас? Это уже пенсионеры. И ни у каждого собственника бизнеса есть такие дети, которые способны продолжить предпринимательскую деятельность родителей. Что делать? Нужно выходить из бизнеса. Посмотрите, сколько идет продаж части или всего пакета бизнесов. Владельцы «Евраз», «Полиметал», «Магнит», «Эталон», НЛМК, ЛСР, «Русагро», «Полюс» и другие продают часть или все принадлежащие им акции компаний.
Видно, что многие предприниматели 90-х начали создавать личные пенсионные фонды. Предприниматели формируют личный пенсионный капитал.
Вот еще один недавний пример: Игорь Прокудин в туристический бизнес ушел, развивает горнолыжный курорт Шерегеш. Он продал свою долю в КТК.
Возвращаясь к ВТБ, видим, что именно этот банк подхватывает падающее знамя и покупает активы в банковской и не только сферах.
Как относитесь к Тинькофф банку?
Это молодежный банк, а я человек в возрасте и люблю чуть более спокойные истории. Если покупать акции этого банка, то нужно внимательно следить за действиями мажоритария – мы же знаем биографию Олега Тинькова. Нужно отследить тот момент, когда он начнет выходить.
Вот пельмени «Дарья», пиво «Тинькофф» – прекрасные бизнесы были. Он выходил на пике. Аккумулировал финансы и уходил во что-то другое в то, что ему интересно. Мы же не знаем, что его заинтересует дальше.
Где теперь пельмени «Дарья»? Я пиво не пью, поэтому не знаю, есть ли пиво «Тинькофф».
Что думаете про Мосбиржу в инвестиционном плане?
У нее увеличивается количество клиентов и денежных средств. Есть вероятность, что это интересная позиция и бизнес будет развиваться. Любая из голубых фишек на Мосбирже подходит для покупки начинающим. Там все платят дивиденды – это лучшие наши компании.
Многие участники рынка на небольшие суммы криптовалюту приобрели? А как вы относитесь к этой теме?
Я посмотрела в динамике, почитала историю денег и сделала для себя вывод, который никому не навязываю. Криптовалюта это просто следующий этап, следующая модификация денег.
На самом первом этапе майнерами были те, кто нырял в Индийский океаны и доставал раковины, которые в древние времена были средством расчетов. Потом были расчеты в быках, затем майнерами были горняки, которые добывали золото и серебро, из которых изготавливали монеты. Потом настала эпоха бумажных денег, следующим шагом были карточки. А криптовалюта – это просто следующий этап развития денег. Ничего с этим не сделаешь – человечество все равно двигается вперед.
Криптовалюту я не купила, а посмотрела, где и как я смогу ее заработать, если она понадобится. Может быть, криптовалюта мне и не понадобится.
Как относитесь к законопроекту о категоризации инвесторов?
Страсти кипят. Мне кажется, более-менее ситуация прояснится, когда создадут базу сданных экзаменов. Чтобы механизм работал по аналогии с базой кредитных историй, когда понадобится открыть счет в другой брокерской компании.
С другой стороны, действительно, нужно что-то делать с тем, что многие начинают с очень маленьких сумм и идут на форекс и теряют депозиты, но если это будет очень жесткий вариант регулирования, то количество счетов не будет расти, как сейчас. Вероятно, сейчас активный рост счетов вызван, в том числе и желанием успеть до категоризации. Будем смотреть, что это будет и как. Думаю, что брокеры найдут выход.
Уже несколько лет назад, когда эта история только начиналась, было понятно, что ЦБ не отступится и закон этот будет, поэтому сейчас лучше больше брокерских счетов и ИИС открыть на будущее.
Перспективу развития конкурса ЛЧИ как оцениваете? Будет ли он развиваться или на спад пойдет?
Когда приходите на фондовый рынок и начинает получаться трейдерство, а не инвестирование. Как в великолепной книге Александра Силаева «Деньги без дураков», он четко различает: вот это трейдерство, а это инвестиции. Когда что-то начинает получаться, то хочется показать и самому убедиться, хочется продемонстрировать свои навыки.
Не думаю, что участников ЛЧИ будет меньше. А то, что Ильнур Мухаметзянов (под ником Татарин) победил три раза, то он на самом деле понимает, что работает на российском фондовом рынке.
Если выбрал нишу, которая дает доход – держись ее. Основной доход Ильнур делает на том, что знает. Я иногда пользуюсь его приемами, потому что училась у него, но только тогда, когда вижу, что это точно одна из его закономерностей. Это не технический анализ, а анализ паттернов.
Даже вовремя ЛЧИ видно, что очень многие сливают счета.
А как вы управляете валютными сбережениями? Держите доллары и евро на счетах?
Я смотрю на ставки по долларовым вкладам. ВТБ 3,5% давал в начале года. Я открыла вклад там. Лавирую пока вот так. Наличные деньги могут выполнять несколько функций. Могут давать прирост, если лежат во вкладе, а могут и выполнять функцию самой ликвидной подушки, которая тоже нужна в качестве составляющей личного пенсионного фонда.
По евро банки дают очень маленькие проценты по вкладам, поэтому логичнее их просто держать.
Многие известные аналитики в последнее время ждут кризис – Орловский, Хестанов. Они рекомендуют держать накопления в валюте.
Один из слушателей моего выступления про дивиденды спросил, что я буду делать, если рынок обвалится.
Я ему привела условный пример со счетом в 10 млн рублей, на который вы получаете, например, 2 млн рублей дивидендами. Случился кризис, цена акций упала, а стоимость вашего портфеля просела до 1 млн рублей. С одно стороны, катастрофа, а, с другой стороны, 2 млн рублей дивидендов или чуть меньше с учетом кризиса к вам придут.
Но если вы разумный инвестор, то ужмете свои хотелки на год-полтора и не все их истратите, а допустим, что на 1 миллион докупите акций. Через 2-3 года, когда котировки дивидендных акций восстановятся, вы получите портфель уже в 20 млн рублей.
Поэтому я и говорю, что личный пенсионный фонд – это дивидендные акции, облигации и валюта. Валюта нужна на случай кризиса, чтобы купить подешевевшие акции. Я это знаю на собственном примере: моя первая инвестиция в декабре 2008 года: я купила акции Сбербанка по 9,36 рубля – в последнее время они ниже 200 не опускаются.
http://fomag.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу