Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Почему краудфандинговый подход не сработал в отношении муниципальных облигаций » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Почему краудфандинговый подход не сработал в отношении муниципальных облигаций

29 октября 2019 Financial One Кудрявцева Яна

Многим известна история стартапа Neighborly Corp, который пытался заняться продажей муниципальных облигаций небольшими лотами напрямую физическим лицам.

Руководство компании стремилось ввести краудфандинговый подход, популяризированный Kickstarter, на рынок муниципальных ценных бумаг, оцениваемый в $3,8 трлн. Вместо того, чтобы продавать облигации минимальными лотами по $5 тысяч, фирма продавала их в совсем небольших количествах с целью предоставить местным жителям возможность купить долговые бумаги. Как известно, сейчас на рынке муниципальных облигаций доминируют богатые вкладчики и крупные инвестиционные компании.

«Если бы люди знали, что могут инвестировать в улицу, на которой живут, или в ближайшую школу, они сделали бы это в мгновение ока, – сказал управляющий Neighborly Джейс Уилсон в интервью для MIT News в 2016 году. – Люди не делают это, поскольку рынок муниципальных облигаций занят горсткой глобальных банков, которые получают прибыль, делая инвестирование настолько сложным, насколько это в принципе возможно».

Но несмотря на слова Уилсона о высоком, его компания с течением времени плавно выпала из бизнеса по продаже муниципальных облигаций и превратилась в нечто иное.

Кембриджская сделка с облигациями была одной из немногих, которыми Neighborly могла похвастаться, прежде чем стала осваивать другие популярные направления бизнеса, включая социально-преобразующие инвестиции и попытку добиться разрешения для городов создавать криптовалюту. В настоящее время фирма планирует сфокусироваться на распространении высокоскоростного интернета в местах, где доступ к сети отсутствует.

Джейс Уилсон объявил, что компания покидает рынок муниципальных облигаций, поскольку она занималась «решением не той проблемы».

Какая жалость. В этой истории есть несколько классических признаков чрезмерной самонадеянности, свойственной многим стартапам, – миллионы долларов венчурного капитала, известные личности в качестве сотрудников, талантливые инженеры и броский маркетинг, а также расточительные траты, непонятный путь к получению прибыли и неустойчивое лидерство. Neighborly так и не смогла преодолеть препятствия на рынке, существующем уже более ста лет и построенном на связях между государственными чиновниками и банкирами, работающими с деньгами налогоплательщиков.

Но, не вдаваясь в подробности всей истории, давайте подумаем над альтернативным объяснением того, почему Neighborly не удалось завоевать рынок муниципальных облигаций. По всей видимости, в современном финансово-технологическом секторе доминирует одно странное убеждение – люди страстно желают вложить деньги во все подряд, но не могут сделать этого лишь из-за ограничений регуляторов, устаревших технологий и высоких минимальных сумм для входа. Так ли это на самом деле? Вряд ли.

«Я, например, вполне могу позволить себе купить отдельные муниципальные облигации за $5 тысяч. Но делать этого не стану, поскольку предпочту им паевые инвестиционные фонды муниципальных облигаций, они ведь в сто раз лучше, – делится своим мнением Мэтт Левайн, колумнист Bloomberg. – Действительно, много умных людей усердно работают, чтобы я получил возможность приобрести часть офисного здания за $50 или часть необеспеченного онлайн-кредита какого-то человека за такие же $50. Я все прекрасно понимаю, но мне это не нужно. Такого рода инвестиции я нахожу чрезвычайно глупыми».

«Зачем мне покупать части офисных зданий или кредитов заемщиков, зачем вкладывать средства в муниципальные проекты, если я могу инвестировать в индексный фонд? Я не планирую заниматься инвестиционным консультированием, и мне очевидно, что у всех людей разные предпочтения, – объясняет эксперт. – Я просто хочу сказать, что большинство участников рынка не нуждаются в наличии гораздо более детального и сложного инвестиционного выбора».

Продолжающийся долгосрочный рост пассивного инвестирования говорит о том, что для многих людей идеальная возможность выбора выглядела бы примерно так: даешь им ведро, на котором написано «инвестирование», они вкладывают деньги в это ведро, деньги растут с рыночной нормой прибыли, и к моменту своего выхода на пенсию довольные вкладчики забирают ведро, полное денег.

Чем вас привлекает инструмент под названием «муниципальные облигации»? Возможно, у вас есть смутное предположение о том, что облигации безопасны. Возможно, вы что-то помните о налоговых льготах. Быть может, вы думаете, что с моральной точки зрения было бы неплохо инвестировать в муниципальную инфраструктуру. Тем не менее очень маловероятно, что вы были хотя бы на нескольких совещаниях по градостроительству и хотите купить облигацию, финансирующую местный проект, который приводит вас в восторг.

Существует и другая категория людей, крайне заинтересованных в муниципальных облигациях, но уже не с точки зрения инвестирования. К ним относятся специалисты из области техники, главная цель которых заключается в желании сломать систему. «Почему люди должны вкладывать деньги в развитие других улиц, если могут инвестировать в свою?» – возмущаются они.

Проблема в том, что так называемые хакеры перекладывают свой личный интерес на общество, не учитывая при этом желания большинства людей. Да, некоторые специалисты, хорошо осведомленные в вопросах техники, любят разбирать компьютеры на части и взламывать коды. Но большая часть обычных людей предпочитает простой интерфейс и подходящий на все случаи жизни понятный iPhone.

Если вы потратите весь свой день на создание элегантного интерфейса, позволяющего людям выбирать, какие именно муниципальные проекты они будут финансировать, вы можете упустить из виду вероятность того, что люди вообще не захотят этого делать. Судя по всему, большая часть стремления к токенизации, кастомизации и дезинтермедиации в финтех-мире отражает интересы основателей технологических компаний, а вовсе не их клиентов.