13 февраля 2020 Precious metals Нечаев Андрей
Одна из крупнейших в мире компаний по переработке платиноидов Johnson Matthey PLC (JM) опубликовала доклад «Pgm Market Report February 2020», в котором её эксперты представили анализ рынков металлов платиновой группы в прошедшем 2019 году и прогнозы их развития в будущем. Считаю обзоры JM наиболее полными и относительно непредвзятыми, поскольку компания занимается всем спектром PGMs и не заинтересована в продвижении какого-то одного металла, в отличие от, скажем, WPIC или WGC. Так как #платина и #палладий нас интересуют больше всего, здесь решил остановиться на них, хотя в докладе обозреваются и другие PGMs (читайте доклад по ссылке). Прогнозам постарался уделить больше внимания.
Рынок платины в 2019 году стал дефицитным, так как возрождение покупок инвесторов в ETFs подняло спрос на физические инвестиции до рекордных 1,13 млн унций. Это перевесило небольшое сокращение мирового промышленного и автомобильного спроса и двузначное падение на китайском рынке платиновых ювелирных изделий. Дефицит рынка палладия увеличился до более чем 1 млн унций в 2019 году, поскольку совокупные первичные и вторичные поставки выросли лишь незначительно, в то время как спрос на автокатализаторы вырос на фоне нового законодательства о выбросах в Китае и США и более жёстких режимов испытаний в Европе.
Платина
Использование платины в автокатализаторах снизилось на 2% на фоне снижения производства дизельных автомобилей и задержки во внедрении более жёстких стандартов предельных показателей выбросов тяжёлых транспортных средств в Китае. Слабость китайского ювелирного сектора усилилась. Производители всё чаще переключаются на золото. Промышленный спрос оставался повышенным благодаря расширению мощностей в Китае, но несколько отступил от рекордного уровня в 2018 году.
В течение первых десяти месяцев 2019 года инвесторы добавили более 1 млн унций платины в свои активы в ETFs, в результате чего общий объём платины в рамках инвестиций достиг рекордных 3,4 млн унций. В отличие от прошлых периодов быстрого роста платиновых ETFs, эта деятельность не была связана с запуском новых продуктов ETFs и не была обусловлена устойчивым ралли цен. Похоже, что приток в биржевые фонды был вызван резким изменением настроений по отношению к платине, особенно среди европейских и южноафриканских инвесторов.
Хотя за последние три года палладий добился значительных успехов, цена на платину остаётся сдержанной и ограниченной. Это привело к тому, что некоторые инвесторы пришли к выводу, что платина недооценена, особенно с учётом её будущего потенциала замены палладия в некоторых применениях автокатализаторов.
В то же время возросла угроза снижения поставок из Южной Африки: в 2019 году произошло дальнейшее закрытие шахт (и планируется ещё больше), периодические перебои с электричеством вызывали некоторые перебои в добывающей и перерабатывающей промышленности, и были опасения, что раунд переговоров по зарплате в 2019 году может привести к забастовке, как это произошло в 2014 году. (Однако к концу года все основные производители достигли новых трёхлетних соглашений о заработной плате).
Совокупные первичные и вторичные поставки металла немного выросли, поскольку рост объёмов поставок лома автокатализаторов частично компенсировал незначительное сокращение поставок из Южной Африки и России. В Южной Африке добыча на рудниках снизилась примерно на 3%, так как дорогостоящие нерентабельные шахты продолжали закрываться, но по оценкам JM поставщики смогли отгрузить часть металла из сохранённых запасов.
Прогноз
Спрос на платину будет поддерживаться в этом году за счёт увеличения загрузки PGMs в каталитические конвертеры тяжёлых грузовиков в Китае и Индии, где в 2020 году должно быть введено более строгое законодательство о выбросах. Однако ожидается, что это будет компенсировано дальнейшим снижением спроса на платиновые ювелирные изделия, и падением покупок в стекольной и стекловолоконной отрасли.
При более слабых первичных поставках, уравновешенных дальнейшим ростом вторичной переработки автокатализаторов, инвестиции снова станут основным фактором, определяющим направление рыночного баланса. Потребуются значительные покупки со стороны инвесторов, чтобы предотвратить возвращение рынка в профицит. Волна покупок в стекольной отрасли закончится, что приведёт к падению промышленного спроса. Интерес к платине среди автопроизводителей растёт, но 2020 год - ещё слишком рано, чтобы увидеть значительную замену палладия платиной в катализаторах бензиновых авто.
Высокие цены на палладий на сегодняшний день практически не повлияли на потребление платины в автомобильном секторе, но в ближайшей перспективе платина может заменить частично палладий, используемый в дизельных катализаторах. Это особенно верно в Северной Америке, где системы выбросов дизельных двигателей малой мощности обычно имеют намного более высокое содержание палладия, чем в других регионах.
Однако, учитывая слабые перспективы для легковых дизельных автомобилей, вероятно, что влияние замещения палладия платиной в этом сегменте будет небольшим. Интерес автопроизводителей к использованию платины в трёхкомпонентных катализаторах набирает обороты, но технические препятствия ещё предстоит преодолеть, и пока не ожидается значительного эффекта замещения в бензиновом секторе в 2020 году.
Низкая термостойкость платины в настоящее время является основным препятствием для её широкого применения в трехкомпонентных катализаторах. Это особенно верно в тех регионах, где проводится тестирование RDE, поскольку оно включает более жёсткие циклы испытаний с более высокими скоростями движения и более высокими температурами двигателя. По сравнению с составами палладий-родий эффективность платиносодержащих катализаторов имеет тенденцию к более быстрому старению с возрастом.
При высоких рабочих температурах, характерных для типичного бензинового автомобиля, частицы платины могут спекаться (агломерироваться), что приводит к потере площади поверхности и, следовательно, каталитической активности. Если платина намерена серьёзно проникнуть в этот сегмент, это, скорее всего, произойдёт в течение двух-трёх лет.
Поставки платины в 2020 году могут упасть ниже 6 млн унций впервые за шесть лет. Это отражает влияние текущих программ рационализации в Южной Африке, меньший вклад от высвобождения избыточных запасов переработчиков и истощение богатых PGMs поверхностных руд, которые поддерживают производство PGMs на Норильском никеле в последние годы. Возрастающие объёмы рециклирования автокатализаторов в лучшем случае компенсируют падение первичных поставок, но спрос, исключая инвестиции, скорее будет падать, чем расти.
С приглушённым прогнозом поставок и потенциальным ростом спроса на автокатализаторы платина может вызвать дальнейший интерес инвесторов в 2020 году, особенно если экономическая неопределённость продолжит поддерживать цену на золото, и дисконт платины к золоту останется на рекордных уровнях. Тем не менее, запасы ETFs начались расти в 2020 году до рекордных 3,4 млн унций, и, очевидно, риск их продаж возрос. На рынке физических слитков в Японии также может быть возможно сокращение инвестиций, особенно если розничная цена платины поднимется выше 4000 иен за грамм.
Чтобы сбалансировать рынок в 2020 году, инвестиционный спрос должен быть близок к 1 млн унций: это означает, что существует значительный риск того, что рынок вернётся в профицит. Однако эта лёгкая доступность платины, вероятно, будет важным фактором в будущих решениях о замене палладия в автокатализаторах, что может быть обусловлено как опасениями о ликвидности рынка палладия, так и его ценой.
Палладий
Промышленный спрос на металл несколько снизился, в основном из-за замедления роста мировой экономики. Даже несмотря на то, что цена на палладий установила серию рекордных максимумов, было только незначительное увеличение его экономии и замещения, главным образом в стоматологической промышленности. Между тем, скорость оттока запасов из ETFs резко упала, несмотря на подорожание, и во второй половине 2019 года появились признаки возврата к позитивным инвестиционным покупкам.
Активизация использования палладия в бензиновых автомобилях в Европе и Китае подняла спрос на металл до рекордного уровня, несмотря на падение выпуска автомобилей. Промышленный спрос упал, хотя в основном по причинам, не связанным с ценой. Первичные поставки сократились в 2019 году из-за снижения российских поставок, но это было компенсировано увеличением извлечения металла из лома автокатализаторов.
Ужесточение законодательства о выбросах и более строгие режимы испытаний транспортных средств приводят к повышению уровня содержания палладия в трёхкомпонентных катализаторах в большинстве основных транспортных средств. В прошлом году средние загрузки палладия в каталитические конвертеры бензиновых автомобилей в мире выросли на 14%, причём в Европе и Китае этот показатель вырос на двузначные числа. Это привело к тому, что автомобильный спрос на палладий поднялся до нового рекордного уровня в 9,7 млн унций, что на 10% больше, чем в 2018 году, несмотря на падение производства бензиновых автомобилей на большинстве региональных автомобильных рынках.
Китайский рынок особенно пострадал от падения производства: производство автомобилей малой грузоподъёмности упало примерно на 7%, в то время как легковые автомобили с бензиновым двигателем также потеряли долю рынка из-за роста выпуска аккумуляторных электромобилей (производство которых выросло более чем на треть и превысило 1 млн единиц). Объёмы продаж легковых авто пострадали от замедления экономического роста, к тому же потребители стали более осторожно относиться к покупке дорогостоящих товаров.
Кроме того, прекращение действия государственных программ стимулирования продолжало оказывать влияние на рынок, особенно в некоторых городах более низкого уровня, где продажи были завышены за счёт снижения налога на транспортные средства в период 2016–2017 годов. На производство и продажи автомобилей также временно повлияло введение в середине года китайского законодательства о выбросах в некоторых провинциях и городах (оно будет официально введено в действие по всей стране в июле 2020 года). Потребительский спрос на модели China 6 оказался выше, чем ожидалось, и некоторые автопроизводители остались с избыточным запасом автомобилей China 5 и дефицитом вариантов China 6.
В отношении всех новых легковых автомобилей, продаваемых в Европе с сентября 2018 года, действует законодательство Euro 6с. Это накладывает ограничение на количество частиц (PN) для автомобилей с бензиновым двигателем (в соответствии с существующим ограничением для дизелей) и направлено на сокращение выбросов мельчайших частиц сажи, которые представляют серьёзную опасность для здоровья человека. Внедрение законодательства Euro 6d-TEMP началось в сентябре 2017 года и было распространено на все новые автомобили в сентябре 2019 года, требуя от транспортных средств демонстрировать соответствие выбросам NOx и количеству частиц в реальных испытаниях на выбросы (RDE), а также в лабораторных тестах.
Спрос в промышленных приложениях упал в прошлом году. Большинство промышленных применений палладия относительно нечувствительны к цене, но на потребление в стоматологической промышленности повлияли высокие цены, которые делают стоматологические сплавы палладия менее конкурентоспособными по сравнению с альтернативными материалами, такими как смолы и керамика, и даже платиносодержащими золотыми сплавами. Потребление палладия в химической промышленности оставалось на необычайно высоком уровне в 2019 году.
Инвестиционный спрос оставался отрицательным, но темпы ликвидации резко упали по сравнению с периодом 2015–2018 годов, в течение которого было продано более 2,2 млн унций палладия из ETFs. В начале 2019 года в хранилищах ETFs оставалось чуть более 700 тыс. унций металла (по сравнению с пиком в 3 млн унций в 2015 году); к августу этот показатель упал до 590 тыс. унций. Тем не менее, в течение последнего квартала были некоторые умеренные покупки инвесторами в ETFs, даже несмотря на то, что цена поднялась до серии исторических максимумов.
По оценкам JM, поставки первичного палладия в 2019 году сократились примерно на 2%, в основном из-за снижения поставок из России. За последние три года производство палладия в Норильске увеличилось за счёт переработки старого медного концентрата, полученного в результате исторической добычи полезных ископаемых и приобретённого у государственной компании Rostec. В то же время, квартальные объёмы производства были очень нестабильными из-за изменений в технологической схеме компании, которые привели к значительным изменениям в запасах незавершённого производства.
Производство PGMs было необычайно сильным в течение первых шести месяцев 2019 года, но, как полагают, резко сократилось во второй половине. Хотя в Южной Африке наблюдались некоторые продажи палладия из производственных запасов, этого было недостаточно, чтобы компенсировать снижение российских поставок. Общее извлечение палладия из вторичного сырья выросло на 9% в прошлом году, компенсировав падение поставок первичного металла и немного увеличив совокупные первичные и вторичные поставки на 2%.
Прогноз
Дефицит палладия, вероятно, усилится в 2020 году, так как всё большее число китайских и европейских транспортных средств должны соответствовать законодательству China 6 и Евро 6d соответственно. Ожидается, что это увеличит глобальные средние загрузки металла в бензиновые катализаторы и может поднять мировой автомобильный спрос на палладий до более чем 10 млн унций. Хотя вторичное извлечение из отработавших каталитических нейтрализаторов будет продолжать расти, первичные поставки могут немного снизиться, отражая рационализацию на шахтах в Южной Африке и истощение богатых палладием поверхностных руд на Норильском никеле.
Ожидается, что дальнейший рост спроса на автомобили приведёт к ещё большему дефициту палладия на рынке в этом году. Усилия по сокращению потребления палладия в автомобильной промышленности вряд ли смогут предотвратить рост спроса в 2020 году. Остатки запасов палладия в ETFs не являются достаточными, чтобы компенсировать дефицит поставок. Эти запасы включают металл, хранящийся в ETFs, объёмы которого на конец 2019 года составили около 660 тыс. унций палладия.
Тем не менее, невозможно предсказать, когда этот металл будет доступен для рынка, даже если цены продолжат расти. Действительно, в последнем квартале прошлого года в большинстве регионов наблюдалась небольшая чистая покупка палладия инвесторами в ETFs, даже несмотря на то, что цена установила ряд рекордов. Другие запасы, потенциально доступные для рынка, включают некоторое историческое производство Норильского никеля, приобретённое много лет назад Центральным банком России.
В последние годы часть этого металла была приобретена глобальным палладиевым фондом Global Palladium Fund «Норникеля» у Центрального банка и использовалась для поддержания ликвидности рынка ("мы рассматриваем это как перемещение рыночных запасов, а не как свежую поставку", - JM). По оценкам JM, до миллиона унций металла в Центральном банке РФ всё ещё могут быть доступны.
Может также оказаться возможным мобилизовать металлы, хранящиеся в форме незавершённого производства, на аффинажных заводах и заводах-изготовителях, если более высокие цены будут стимулировать компании к сокращению запасов. Наконец, банки, другие участники финансового рынка и даже частные лица хранят физический палладий в формах, которые JM не считает «инвестиционным спросом» (потому что он не является «распределённым» металлом, или потому что его объёмы невозможно оценить).
Например, в Китае люди, связанные с промышленными интересами, имеют историю покупки значительного количества PGMs в спекулятивных целях с намерением продавать его производителям с прибылью. Некоторые объёмы металла, которыми владеют банки, хедж-фонды и другие спекулянты, могут быть выпущены на рынок по мере роста цен.
Более высокие цены также могут стимулировать усилия по экономии или замене палладия. В краткосрочной перспективе JM считает, что североамериканские и европейские стоматологические рынки являются секторами, наиболее вероятно демонстрирующими значительную эластичность по цене, поскольку альтернативные продукты легко доступны и стоимость переключения на них низкая. Однако большой японский рынок стоматологических сплавов в некоторой степени защищён государственным медицинским страхованием, которое охватывает палладийсодержащий сплав Kinpala, что делает его более дешёвым для пациентов, чем альтернативы, такие как керамика и смолы.
Существует также некоторый потенциал для сокращения использования палладия в электронной промышленности, хотя и в несколько более длительных временных рамках: существуют альтернативы палладию (такие как золото и никель), но есть некоторые технические и капитальные препятствия, которые необходимо преодолеть. С другой стороны, большая часть спроса со стороны химической промышленности является относительно неэластичной по цене, поскольку даже там, где существуют замещающие катализаторы, их внедрение потребует внесения изменений в технологические схемы, что может потребовать значительных капиталовложений.
В настоящее время JM не ожидает какого-либо значительного замещения палладия в бензиновых автокатализаторах в 2020 году, хотя считает, что некоторое дополнительное использование платины в катализаторах бензиновых транспортных средствах возможно в течение следующего года или восемнадцати месяцев. Это будет в значительной степени зависеть от того, готовы ли и способны ли автопроизводители выделить технические ресурсы, необходимые для квалификации новых катализаторов и внедрения их в свои автомобильные программы в относительно короткие сроки для этой отрасли. Там также могут быть некоторые региональные различия; в частности, китайский автопром может быть более чувствительным к ценам и иметь большую гибкость для реализации новых каталитических программ.
Однако, учитывая текущие тенденции в загрузках каталитических конвертеров, потребовалось бы довольно значительное использование богатых платиной бензиновых катализаторов, чтобы остановить рост глобального спроса на палладий, не говоря уже о том, чтобы начать обращать его вспять. В дизельном секторе могут быть краткосрочные возможности для снижения содержания палладия в каталитических системах, особенно в Северной Америке, но воздействие вряд ли будет больше, чем несколько тысяч унций в этом году.
Реакция объёмов поставок на цену ограничена производительностью шахтёров и другими факторами. «Норильский никель» планирует увеличить производство PGMs на своих месторождениях в Талнахе и Южном кластере, но перерабатывающие мощности будут сдерживающим фактором до тех пор, пока в 2023 году не будет введено запланированное расширение обогатительной фабрики.
Рост вторичных поставок металла может несколько замедлиться в 2020 году, хотя высокие цены на палладий будут продолжать стимулировать сбор отработавших катализаторов. Основываясь на исторических данных о продажах автомобилей и содержании в их катализаторах PGMs, JM полагает, что объёмы рециклинга автокатализаторов в Европе и Северной Америке, вероятно, достигнут пика в ближайшем будущем, и мы можем даже увидеть среднесрочное снижение объёмов извлечения палладия на этих рынках.
Несмотря на то, что в Китае и некоторых странах остального мира существует значительный потенциал для более высокой степени объёмов рециклирования, индустрия восстановления металла из автокатализаторов в них всё ещё относительно слабо развита, а точная траектория будущего роста цен на металл всё ещё остаётся неопределённой.
Хотя в этом году на рынке сохранится значительный дефицит палладия, и цены, вероятно, останутся высокими, это будет стимулировать усилия по переходу и замене палладия платиной в автокатализаторах и прочих применениях, где это возможно, а также стимулирует мобилизацию рыночных запасов.
P.S. Инвесторы в ETFs покупали платину в объёме ~ 18 тыс. унций на неделе до 7 февраля, после ликвидации 4 тыс. унций на предыдущей неделе.
В палладии инвесторы в ETFs сократили свои запасы металла на ~ 7 тыс. унций на неделе до 7 февраля, отмечая четвёртую неделю подряд ликвидаций запасов в ETFs.
https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Рынок платины в 2019 году стал дефицитным, так как возрождение покупок инвесторов в ETFs подняло спрос на физические инвестиции до рекордных 1,13 млн унций. Это перевесило небольшое сокращение мирового промышленного и автомобильного спроса и двузначное падение на китайском рынке платиновых ювелирных изделий. Дефицит рынка палладия увеличился до более чем 1 млн унций в 2019 году, поскольку совокупные первичные и вторичные поставки выросли лишь незначительно, в то время как спрос на автокатализаторы вырос на фоне нового законодательства о выбросах в Китае и США и более жёстких режимов испытаний в Европе.
Платина
Использование платины в автокатализаторах снизилось на 2% на фоне снижения производства дизельных автомобилей и задержки во внедрении более жёстких стандартов предельных показателей выбросов тяжёлых транспортных средств в Китае. Слабость китайского ювелирного сектора усилилась. Производители всё чаще переключаются на золото. Промышленный спрос оставался повышенным благодаря расширению мощностей в Китае, но несколько отступил от рекордного уровня в 2018 году.
В течение первых десяти месяцев 2019 года инвесторы добавили более 1 млн унций платины в свои активы в ETFs, в результате чего общий объём платины в рамках инвестиций достиг рекордных 3,4 млн унций. В отличие от прошлых периодов быстрого роста платиновых ETFs, эта деятельность не была связана с запуском новых продуктов ETFs и не была обусловлена устойчивым ралли цен. Похоже, что приток в биржевые фонды был вызван резким изменением настроений по отношению к платине, особенно среди европейских и южноафриканских инвесторов.
Хотя за последние три года палладий добился значительных успехов, цена на платину остаётся сдержанной и ограниченной. Это привело к тому, что некоторые инвесторы пришли к выводу, что платина недооценена, особенно с учётом её будущего потенциала замены палладия в некоторых применениях автокатализаторов.
В то же время возросла угроза снижения поставок из Южной Африки: в 2019 году произошло дальнейшее закрытие шахт (и планируется ещё больше), периодические перебои с электричеством вызывали некоторые перебои в добывающей и перерабатывающей промышленности, и были опасения, что раунд переговоров по зарплате в 2019 году может привести к забастовке, как это произошло в 2014 году. (Однако к концу года все основные производители достигли новых трёхлетних соглашений о заработной плате).
Совокупные первичные и вторичные поставки металла немного выросли, поскольку рост объёмов поставок лома автокатализаторов частично компенсировал незначительное сокращение поставок из Южной Африки и России. В Южной Африке добыча на рудниках снизилась примерно на 3%, так как дорогостоящие нерентабельные шахты продолжали закрываться, но по оценкам JM поставщики смогли отгрузить часть металла из сохранённых запасов.
Прогноз
Спрос на платину будет поддерживаться в этом году за счёт увеличения загрузки PGMs в каталитические конвертеры тяжёлых грузовиков в Китае и Индии, где в 2020 году должно быть введено более строгое законодательство о выбросах. Однако ожидается, что это будет компенсировано дальнейшим снижением спроса на платиновые ювелирные изделия, и падением покупок в стекольной и стекловолоконной отрасли.
При более слабых первичных поставках, уравновешенных дальнейшим ростом вторичной переработки автокатализаторов, инвестиции снова станут основным фактором, определяющим направление рыночного баланса. Потребуются значительные покупки со стороны инвесторов, чтобы предотвратить возвращение рынка в профицит. Волна покупок в стекольной отрасли закончится, что приведёт к падению промышленного спроса. Интерес к платине среди автопроизводителей растёт, но 2020 год - ещё слишком рано, чтобы увидеть значительную замену палладия платиной в катализаторах бензиновых авто.
Высокие цены на палладий на сегодняшний день практически не повлияли на потребление платины в автомобильном секторе, но в ближайшей перспективе платина может заменить частично палладий, используемый в дизельных катализаторах. Это особенно верно в Северной Америке, где системы выбросов дизельных двигателей малой мощности обычно имеют намного более высокое содержание палладия, чем в других регионах.
Однако, учитывая слабые перспективы для легковых дизельных автомобилей, вероятно, что влияние замещения палладия платиной в этом сегменте будет небольшим. Интерес автопроизводителей к использованию платины в трёхкомпонентных катализаторах набирает обороты, но технические препятствия ещё предстоит преодолеть, и пока не ожидается значительного эффекта замещения в бензиновом секторе в 2020 году.
Низкая термостойкость платины в настоящее время является основным препятствием для её широкого применения в трехкомпонентных катализаторах. Это особенно верно в тех регионах, где проводится тестирование RDE, поскольку оно включает более жёсткие циклы испытаний с более высокими скоростями движения и более высокими температурами двигателя. По сравнению с составами палладий-родий эффективность платиносодержащих катализаторов имеет тенденцию к более быстрому старению с возрастом.
При высоких рабочих температурах, характерных для типичного бензинового автомобиля, частицы платины могут спекаться (агломерироваться), что приводит к потере площади поверхности и, следовательно, каталитической активности. Если платина намерена серьёзно проникнуть в этот сегмент, это, скорее всего, произойдёт в течение двух-трёх лет.
Поставки платины в 2020 году могут упасть ниже 6 млн унций впервые за шесть лет. Это отражает влияние текущих программ рационализации в Южной Африке, меньший вклад от высвобождения избыточных запасов переработчиков и истощение богатых PGMs поверхностных руд, которые поддерживают производство PGMs на Норильском никеле в последние годы. Возрастающие объёмы рециклирования автокатализаторов в лучшем случае компенсируют падение первичных поставок, но спрос, исключая инвестиции, скорее будет падать, чем расти.
С приглушённым прогнозом поставок и потенциальным ростом спроса на автокатализаторы платина может вызвать дальнейший интерес инвесторов в 2020 году, особенно если экономическая неопределённость продолжит поддерживать цену на золото, и дисконт платины к золоту останется на рекордных уровнях. Тем не менее, запасы ETFs начались расти в 2020 году до рекордных 3,4 млн унций, и, очевидно, риск их продаж возрос. На рынке физических слитков в Японии также может быть возможно сокращение инвестиций, особенно если розничная цена платины поднимется выше 4000 иен за грамм.
Чтобы сбалансировать рынок в 2020 году, инвестиционный спрос должен быть близок к 1 млн унций: это означает, что существует значительный риск того, что рынок вернётся в профицит. Однако эта лёгкая доступность платины, вероятно, будет важным фактором в будущих решениях о замене палладия в автокатализаторах, что может быть обусловлено как опасениями о ликвидности рынка палладия, так и его ценой.
Палладий
Промышленный спрос на металл несколько снизился, в основном из-за замедления роста мировой экономики. Даже несмотря на то, что цена на палладий установила серию рекордных максимумов, было только незначительное увеличение его экономии и замещения, главным образом в стоматологической промышленности. Между тем, скорость оттока запасов из ETFs резко упала, несмотря на подорожание, и во второй половине 2019 года появились признаки возврата к позитивным инвестиционным покупкам.
Активизация использования палладия в бензиновых автомобилях в Европе и Китае подняла спрос на металл до рекордного уровня, несмотря на падение выпуска автомобилей. Промышленный спрос упал, хотя в основном по причинам, не связанным с ценой. Первичные поставки сократились в 2019 году из-за снижения российских поставок, но это было компенсировано увеличением извлечения металла из лома автокатализаторов.
Ужесточение законодательства о выбросах и более строгие режимы испытаний транспортных средств приводят к повышению уровня содержания палладия в трёхкомпонентных катализаторах в большинстве основных транспортных средств. В прошлом году средние загрузки палладия в каталитические конвертеры бензиновых автомобилей в мире выросли на 14%, причём в Европе и Китае этот показатель вырос на двузначные числа. Это привело к тому, что автомобильный спрос на палладий поднялся до нового рекордного уровня в 9,7 млн унций, что на 10% больше, чем в 2018 году, несмотря на падение производства бензиновых автомобилей на большинстве региональных автомобильных рынках.
Китайский рынок особенно пострадал от падения производства: производство автомобилей малой грузоподъёмности упало примерно на 7%, в то время как легковые автомобили с бензиновым двигателем также потеряли долю рынка из-за роста выпуска аккумуляторных электромобилей (производство которых выросло более чем на треть и превысило 1 млн единиц). Объёмы продаж легковых авто пострадали от замедления экономического роста, к тому же потребители стали более осторожно относиться к покупке дорогостоящих товаров.
Кроме того, прекращение действия государственных программ стимулирования продолжало оказывать влияние на рынок, особенно в некоторых городах более низкого уровня, где продажи были завышены за счёт снижения налога на транспортные средства в период 2016–2017 годов. На производство и продажи автомобилей также временно повлияло введение в середине года китайского законодательства о выбросах в некоторых провинциях и городах (оно будет официально введено в действие по всей стране в июле 2020 года). Потребительский спрос на модели China 6 оказался выше, чем ожидалось, и некоторые автопроизводители остались с избыточным запасом автомобилей China 5 и дефицитом вариантов China 6.
В отношении всех новых легковых автомобилей, продаваемых в Европе с сентября 2018 года, действует законодательство Euro 6с. Это накладывает ограничение на количество частиц (PN) для автомобилей с бензиновым двигателем (в соответствии с существующим ограничением для дизелей) и направлено на сокращение выбросов мельчайших частиц сажи, которые представляют серьёзную опасность для здоровья человека. Внедрение законодательства Euro 6d-TEMP началось в сентябре 2017 года и было распространено на все новые автомобили в сентябре 2019 года, требуя от транспортных средств демонстрировать соответствие выбросам NOx и количеству частиц в реальных испытаниях на выбросы (RDE), а также в лабораторных тестах.
Спрос в промышленных приложениях упал в прошлом году. Большинство промышленных применений палладия относительно нечувствительны к цене, но на потребление в стоматологической промышленности повлияли высокие цены, которые делают стоматологические сплавы палладия менее конкурентоспособными по сравнению с альтернативными материалами, такими как смолы и керамика, и даже платиносодержащими золотыми сплавами. Потребление палладия в химической промышленности оставалось на необычайно высоком уровне в 2019 году.
Инвестиционный спрос оставался отрицательным, но темпы ликвидации резко упали по сравнению с периодом 2015–2018 годов, в течение которого было продано более 2,2 млн унций палладия из ETFs. В начале 2019 года в хранилищах ETFs оставалось чуть более 700 тыс. унций металла (по сравнению с пиком в 3 млн унций в 2015 году); к августу этот показатель упал до 590 тыс. унций. Тем не менее, в течение последнего квартала были некоторые умеренные покупки инвесторами в ETFs, даже несмотря на то, что цена поднялась до серии исторических максимумов.
По оценкам JM, поставки первичного палладия в 2019 году сократились примерно на 2%, в основном из-за снижения поставок из России. За последние три года производство палладия в Норильске увеличилось за счёт переработки старого медного концентрата, полученного в результате исторической добычи полезных ископаемых и приобретённого у государственной компании Rostec. В то же время, квартальные объёмы производства были очень нестабильными из-за изменений в технологической схеме компании, которые привели к значительным изменениям в запасах незавершённого производства.
Производство PGMs было необычайно сильным в течение первых шести месяцев 2019 года, но, как полагают, резко сократилось во второй половине. Хотя в Южной Африке наблюдались некоторые продажи палладия из производственных запасов, этого было недостаточно, чтобы компенсировать снижение российских поставок. Общее извлечение палладия из вторичного сырья выросло на 9% в прошлом году, компенсировав падение поставок первичного металла и немного увеличив совокупные первичные и вторичные поставки на 2%.
Прогноз
Дефицит палладия, вероятно, усилится в 2020 году, так как всё большее число китайских и европейских транспортных средств должны соответствовать законодательству China 6 и Евро 6d соответственно. Ожидается, что это увеличит глобальные средние загрузки металла в бензиновые катализаторы и может поднять мировой автомобильный спрос на палладий до более чем 10 млн унций. Хотя вторичное извлечение из отработавших каталитических нейтрализаторов будет продолжать расти, первичные поставки могут немного снизиться, отражая рационализацию на шахтах в Южной Африке и истощение богатых палладием поверхностных руд на Норильском никеле.
Ожидается, что дальнейший рост спроса на автомобили приведёт к ещё большему дефициту палладия на рынке в этом году. Усилия по сокращению потребления палладия в автомобильной промышленности вряд ли смогут предотвратить рост спроса в 2020 году. Остатки запасов палладия в ETFs не являются достаточными, чтобы компенсировать дефицит поставок. Эти запасы включают металл, хранящийся в ETFs, объёмы которого на конец 2019 года составили около 660 тыс. унций палладия.
Тем не менее, невозможно предсказать, когда этот металл будет доступен для рынка, даже если цены продолжат расти. Действительно, в последнем квартале прошлого года в большинстве регионов наблюдалась небольшая чистая покупка палладия инвесторами в ETFs, даже несмотря на то, что цена установила ряд рекордов. Другие запасы, потенциально доступные для рынка, включают некоторое историческое производство Норильского никеля, приобретённое много лет назад Центральным банком России.
В последние годы часть этого металла была приобретена глобальным палладиевым фондом Global Palladium Fund «Норникеля» у Центрального банка и использовалась для поддержания ликвидности рынка ("мы рассматриваем это как перемещение рыночных запасов, а не как свежую поставку", - JM). По оценкам JM, до миллиона унций металла в Центральном банке РФ всё ещё могут быть доступны.
Может также оказаться возможным мобилизовать металлы, хранящиеся в форме незавершённого производства, на аффинажных заводах и заводах-изготовителях, если более высокие цены будут стимулировать компании к сокращению запасов. Наконец, банки, другие участники финансового рынка и даже частные лица хранят физический палладий в формах, которые JM не считает «инвестиционным спросом» (потому что он не является «распределённым» металлом, или потому что его объёмы невозможно оценить).
Например, в Китае люди, связанные с промышленными интересами, имеют историю покупки значительного количества PGMs в спекулятивных целях с намерением продавать его производителям с прибылью. Некоторые объёмы металла, которыми владеют банки, хедж-фонды и другие спекулянты, могут быть выпущены на рынок по мере роста цен.
Более высокие цены также могут стимулировать усилия по экономии или замене палладия. В краткосрочной перспективе JM считает, что североамериканские и европейские стоматологические рынки являются секторами, наиболее вероятно демонстрирующими значительную эластичность по цене, поскольку альтернативные продукты легко доступны и стоимость переключения на них низкая. Однако большой японский рынок стоматологических сплавов в некоторой степени защищён государственным медицинским страхованием, которое охватывает палладийсодержащий сплав Kinpala, что делает его более дешёвым для пациентов, чем альтернативы, такие как керамика и смолы.
Существует также некоторый потенциал для сокращения использования палладия в электронной промышленности, хотя и в несколько более длительных временных рамках: существуют альтернативы палладию (такие как золото и никель), но есть некоторые технические и капитальные препятствия, которые необходимо преодолеть. С другой стороны, большая часть спроса со стороны химической промышленности является относительно неэластичной по цене, поскольку даже там, где существуют замещающие катализаторы, их внедрение потребует внесения изменений в технологические схемы, что может потребовать значительных капиталовложений.
В настоящее время JM не ожидает какого-либо значительного замещения палладия в бензиновых автокатализаторах в 2020 году, хотя считает, что некоторое дополнительное использование платины в катализаторах бензиновых транспортных средствах возможно в течение следующего года или восемнадцати месяцев. Это будет в значительной степени зависеть от того, готовы ли и способны ли автопроизводители выделить технические ресурсы, необходимые для квалификации новых катализаторов и внедрения их в свои автомобильные программы в относительно короткие сроки для этой отрасли. Там также могут быть некоторые региональные различия; в частности, китайский автопром может быть более чувствительным к ценам и иметь большую гибкость для реализации новых каталитических программ.
Однако, учитывая текущие тенденции в загрузках каталитических конвертеров, потребовалось бы довольно значительное использование богатых платиной бензиновых катализаторов, чтобы остановить рост глобального спроса на палладий, не говоря уже о том, чтобы начать обращать его вспять. В дизельном секторе могут быть краткосрочные возможности для снижения содержания палладия в каталитических системах, особенно в Северной Америке, но воздействие вряд ли будет больше, чем несколько тысяч унций в этом году.
Реакция объёмов поставок на цену ограничена производительностью шахтёров и другими факторами. «Норильский никель» планирует увеличить производство PGMs на своих месторождениях в Талнахе и Южном кластере, но перерабатывающие мощности будут сдерживающим фактором до тех пор, пока в 2023 году не будет введено запланированное расширение обогатительной фабрики.
Рост вторичных поставок металла может несколько замедлиться в 2020 году, хотя высокие цены на палладий будут продолжать стимулировать сбор отработавших катализаторов. Основываясь на исторических данных о продажах автомобилей и содержании в их катализаторах PGMs, JM полагает, что объёмы рециклинга автокатализаторов в Европе и Северной Америке, вероятно, достигнут пика в ближайшем будущем, и мы можем даже увидеть среднесрочное снижение объёмов извлечения палладия на этих рынках.
Несмотря на то, что в Китае и некоторых странах остального мира существует значительный потенциал для более высокой степени объёмов рециклирования, индустрия восстановления металла из автокатализаторов в них всё ещё относительно слабо развита, а точная траектория будущего роста цен на металл всё ещё остаётся неопределённой.
Хотя в этом году на рынке сохранится значительный дефицит палладия, и цены, вероятно, останутся высокими, это будет стимулировать усилия по переходу и замене палладия платиной в автокатализаторах и прочих применениях, где это возможно, а также стимулирует мобилизацию рыночных запасов.
P.S. Инвесторы в ETFs покупали платину в объёме ~ 18 тыс. унций на неделе до 7 февраля, после ликвидации 4 тыс. унций на предыдущей неделе.
В палладии инвесторы в ETFs сократили свои запасы металла на ~ 7 тыс. унций на неделе до 7 февраля, отмечая четвёртую неделю подряд ликвидаций запасов в ETFs.
https://ru-precious-met.livejournal.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу