Сделки M&A, как один из способов повышения рентабельности европейских банков » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Сделки M&A, как один из способов повышения рентабельности европейских банков

18 марта 2020 QB Finance Жданов Александр
13 марта 2019 года аналитический отдел Deutsche Bank AG выпустил отчёт об основных проблемах европейского банковского сектора «How to fix European banking … and why it matters». Ключевыми из них были выбраны три. Во-первых, крупные банки с большим объёмом депозитного портфеля терпят убытки от беспрецедентного эксперимента ЕЦБ с отрицательной процентной ставкой по депозитам. Во-вторых, банки «периферии» сильно зависят от программ долгосрочного целевого финансирования ЕЦБ. Наконец, европейский регулятор ужесточает надзорные правила, несмотря на слабые темпы роста экономики региона.

Данные факторы, согласно отчёту Deutsche Bank, оказывают заметное негативное влияние на рентабельность европейских банков. В целях повышения рентабельности бизнеса 17 марта 2019 года Deutsche Bank объявил о планах по слиянию со своим немецким конкурентом Commerzbank AG. Однако спустя месяц Deutsche Bank отказался от плана по слиянию, так как тщательный анализ показал, что финансовая выгода от предполагаемой сделки не покроет затраты на реструктуризацию существующего бизнеса и интеграцию двух банков. В то же время CEO крупнейшего немецкого банка Кристиан Сьюинг заявил, что банк будет продолжать рассматривать все альтернативы, которые могут привести к росту долгосрочной «доходности» банка и росту доходности вложений его акционеров.

Проблема низкой рентабельности является общей для европейского банковского сектора в сравнении с американским. Об этом свидетельствуют сравнительные данные о динамике ключевых показателей «доходности» европейских и американских банков: чистой прибыли, чистых процентных доходов (Net Interest Margin, NIM), рентабельности собственного капитала (Return on Equity, ROE) и рентабельности активов (Return on Assets, ROA). Для сравнения перечисленных показателей используем данные мониторинга «ключевых финансовых учреждений», проводимого ЕЦБ со II квартала 2015 года, а также данные Федеральной корпорации по страхованию вкладов США (Federal Deposit Insurance Corporation, FDIC), в которую входят практически все коммерческие банки США (4,6 тыс. банков по итогам III квартала 2019 года). За тот же период в список «ключевых финансовых учреждений» ЕЦБ входило 113 банковских организаций.

Первым из показателей рассмотрим волатильность чистой прибыли европейских и американских коммерческих банков. Среднее отклонение чистой прибыли американских банков от среднего значения чистой прибыли за последние 18 кварталов в размере $45,3 млрд (со II квартала 2015 года по III квартал 2019 года) составило $8,1 млрд в абсолютном выражении по сравнению с аналогичным отклонением в размере 17,2 млрд евро для европейских банков от среднего значения 50,7 млрд евро. Чистая прибыль американских банков отклонялась от среднего значения более чем на 30% всего 1 раз за последние 18 кварталов – в IV квартале 2017 года в связи с подписанием Дональдом Трампом 22 декабря 2017 года крупнейшей за последние 30 лет налоговой реформы в США (Tax Cuts and Jobs Act, TCJA).

Изменения в налоговом законодательстве привели к фиксации разовых убытков не только в финансовом, но и во многих других секторах США (см. Изменение налогового законодательства в США как альтернатива программы количественного смягчения). За тот же период чистая прибыль европейских банков отличалась более чем на 30% от среднего значения за последние 18 кварталов целых 9 раз, из которых 4 раза – в негативную сторону. Волатильность финансовых показателей не является преимуществом для банковской сферы, одной из функций которой является стабилизация финансовой ситуации в кризисных ситуациях.

Отклонение чистой прибыли банков США и еврозоны от среднего значения за 18 кварталов
Источник: FDIC Statistics at a Glance, ECB Supervisory Banking Statistics

Сделки M&A, как один из способов повышения рентабельности европейских банков


Сравним европейские и американские банки по показателям рентабельности собственного капитала (ROE) и рентабельность активов (ROA). ROE, рассчитываемый как отношение чистой прибыли банка к его собственному капиталу, отражает эффективность использования банком собственных средств. Фактически, это показатель прибыли банка, сгенерированной от вложений акционеров. ROA, рассчитываемый как отношение чистой прибыли банка к его активам, отражает эффективность использование всех активов банка, в том числе недвижимого имущества и заёмных средств. За последние 18 кварталов средняя ROE американских банков в среднем превышала среднюю ROE европейских банков в 1.7 раз, а ROA американских банков в среднем оказалась выше ROA европейских банков в 3 раза.

Рентабельность банков США и еврозоны: ROA, ROE
Источник: FDIC Statistics at a Glance, ECB Supervisory Banking Statistics



Низкая рентабельность европейских банков по сравнению с американскими связана и с тем фактом, что на протяжении рассматриваемых 18 кварталов основные ставки по инструментам кредитно-денежной политики ЕЦБ для коммерческих банков были ниже соответствующих ставок ФРС США. На момент выхода отчёта Deutsche Bank ставка по депозитам овернайт в ЕЦБ для коммерческих банков составляла отрицательные -0,4% годовых, что вело к потерям европейского банковского сектора в размере 8 млрд евро в год (-0,4% г/г на депозиты объёмом 2 трлн евро).

В то же время ставка по депозитам овернайт ФРС США составляла 2,4% годовых и при совокупном объеме депозитов на счетах регулятора в размере $1,65 трлн предполагала доход американских банков от «хранения» средств на депозитах ФРС США в размере $40 млрд в год. В данных условиях за последние 17 кварталов (с окончанием во II квартале 2019 года) чистый процентный доход европейских банков находился в диапазоне 1,4-1,6%, в то время как аналогичный показатель для американских банков, рассчитываемый как чистый процентный доход, поделенный на стоимость активов, генерирующих процентные платежи, колебался в районе 3-3,5%.

С целью снижения негативного влияния от отрицательных процентных ставок по депозитам на рентабельность европейских банков с 30 октября 2019 года ЕЦБ использует двухуровневую систему ставок, в рамках которой отрицательной ставкой облагаются только избыточные резервы банков на счетах регулятора. В ноябре 2019 года генеральный директор Commerzbank Мартин Зелке заявил, что двухуровневая система ставок «не покрывает реальное бремя общей негативной процентной среды в еврозоне». По подсчётам Pictet Wealth Management, новая система позволит экономить банкам еврозоны только около 3,1 млрд евро в год.

Сложившаяся ситуация негативно влияет на динамику стоимости акций европейских банков. С начала 2010 года по конец февраля 2020 года накопленная доходность «европейских» банковских индексов STOXX Europe 600 Banks (SX7GR, входят 45 крупнейших банков Европы) и EURO STOXX Banks (SX7GT, входят 25 крупнейших банков еврозоны) не превышала 20%, в то время как накопленная доходность по американскому индексу STOXX USA 900 Banks (SX9U83GV, входят 44 крупнейших банка США) достигала 250%.

Накопленная доходность по банковским индексам STOXX, % c конца 2009 года
Источник: STOXX



Судя по текущим прогнозам, европейские банки не могут надеяться на повышение рентабельности бизнеса на фоне улучшения макроэкономической ситуации в мире. По данным Международного валютного фонда (МВФ) в 2018 году общемировые темпы роста ВВП составили 3,6% г/г, а в 2019 году мировая экономика расширилась на 2,9% г/г. Темпы роста экономики США в 2019 году снизились до 2,3% г/г с 2,9% г/г годом ранее, еврозоны – до 1,2% г/г с 1,9% г/г, Германии – до 0,6% г/г с 1,5% г/г. В январе 2020 года регулятор в своём «Обзоре перспектив мировой экономики» прогнозировал рост мирового ВВП на 3,3% г/г в 2020 году и 3,4% г/г в 2021 году.

Однако данный обзор был составлен до того момента, как коронавирус приостановил работу предприятий в Китае. 23 февраля 2020 года директор-распорядитель МВФ Кристалина Георгиева в рамках выступления перед министрами финансов и глав центральных банков стран G20 заявила, что вспышка коронавируса в Китае приведёт к сокращению экономического роста Китая в 2020 году с ранее прогнозируемых 6% г/г до 5,6% г/г. В конце февраля Bank of America понизил прогноз по темпам роста экономики Китая в 2020 году с 5,6% г/г до 5,2% г/г. Банк также понизил прогноз по темпам роста мировой экономики в 2020 году до минимальных за последние 10 лет 2,8% г/г.

Темпы роста крупнейших мировых экономик*, % г/г
Источник: Международный валютный фонд «World Economic Outlook, January 2020»
* указаны прогнозные темпы роста без учёта влияния коронавируса



В данных условиях, по мнению большинства участников рынка, крупнейшие мировые центральные банки продолжат придерживаться ультрамягкой кредитно-денежной политики, что окажет сдерживающее влияние на рентабельность банков. ФРС США с июня 2019 года трижды сокращала диапазон базовой процентной ставки – с 2,25-2,5% годовых до 1,5-1,75% годовых. 3 марта 2020 года с целью поддержки рынков на фоне распространения коронавируса регулятор принял внеплановое решение о сокращении диапазона базовой процентной ставки еще на 50 б.п. – до 1-1,25% годовых.

Участники рынка прогнозируют еще одно сокращение диапазона на заседании 17-18 марта 2020 года на 50 б.п., до 0,5-0,75% годовых. Ключевая ставка ЕЦБ находится на нулевом уровне, тогда как ставка по депозитам овернайт составляет -0,5% годовых. На текущий момент ЕЦБ не удаётся разогнать инфляцию до целевых уровней в районе 2% г/г даже с помощью отрицательных ставок.

По мнению аналитиков Deutsche Bank, отрицательное влияние на рентабельность европейских банков оказывает и перенасыщенность европейского банковского сектора. Если в США 5 крупнейших коммерческих банков аккумулируют 50% активов банковского сектора, то в еврозоне на долю 5 крупнейших коммерческих банков приходится только 25% всех активов банковской системы. Подобная фрагментарность и высокая конкуренция негативно влияют на маржинальность европейских банков. Одним из первых шагов сектора к «укрупнению», по мнению Deutsche Bank, должно стать увеличение активности банков на рынке слияний и поглощений. Ожидается, что целями поглощений станут банки «второго эшелона», к которым, в частности, относился Commerzbank, занимая 4-е место по объёмам активов в Германии.

В последние годы объём сделок M&A с участием коммерческих банков Европы был минимальным. По оценкам PitchBook, в 2019 году совокупный объём сделок M&A среди коммерческих банков Европы сократился до 8,6 млрд евро с 16,3 млрд евро в 2018 году. Для сравнения, по данным S&P Global Market Intelligence («Bank M&A 2019 Deal Tracker: December starts with $3.1B merger»), по состоянию на 9 декабря 2019 года совокупный объём объявленных сделок M&A с участием коммерческих банков США составлял $57,7 млрд, а в 2015-2018 гг. показатель колебался в районе $24-30 млрд.

Объём сделок M&A с участием коммерческих банков Европы, млрд евро
Источник: PitchBook, «European M&A Report, 2019 Annual»



Одной из причин низкой активности европейских банков на рынке M&A является сложность проведения трансграничных сделок даже внутри европейского блока. В странах еврозоны действуют разные налоговые законодательства, по-разному защищаются средства клиентов – в еврозоне до сих пор отсутствует единая система страхования депозитов. Кроме этого клиенты из разных стран имеют различные потребности и предпочтения, что усложняет всю коммуникацию банка с клиентом. Дополнительные сложности связаны с тем, что зачастую сделки M&A ведут к реорганизации совместного бизнеса, в частности, через сокращение части сотрудников приобретаемой компании.

В этих условиях сделки M&A приобретают и политический контекст. Таким образом, европейские банки ограничены в способности расширять географическое присутствие с сохранением рентабельности бизнеса. О наличии проблемы выхода на зарубежные рынки свидетельствует и глобальная мировая статистика по сделкам M&A. Согласно Refinitive, в 2019 году 19 из 20 крупнейших сделок M&A прошли внутри одной страны. При этом в 15 из 20 сделок участвовали только американские компании. В целом же доля сделок M&A внутри одной страны в 2019 году достигла максимального с 2010 года уровня в 70%.

По нашему мнению, в данных условиях можно ожидать увеличения числа сделок M&A между банками одной страны внутри еврозоны. При этом, как показывает опыт Deutsche Bank и Commerzbank, первоначальные планы по слиянию могут не реализоваться. Крупнейшие банки региона также могут скрывать свои планы по приобретению банков «второго эшелона», чтобы не соревноваться с другими банками, нацеленными на поглощение своих конкурентов.

14 января 2020 года CEO одного из крупнейших итальянских коммерческих банков Intesa Sanpaolo SpA Карло Мессина заявил, что не видит возможностей для сделки M&A на европейском рынке в 2020 году, несмотря на слухи о том, что ЕЦБ сделает такие сделки более простыми. Однако уже 19 февраля 2020 года банк сделал предложение о покупке 5-му по объёму активов банку Италии UBI Banca SpA на сумму 4,86 млрд евро.

По итогам слияния Intesa Sanpaolo должен обогнать лидера итальянского рынка по объёму активов UniCredit SpA и стать 7-м банком по размеру активов в еврозоне после BNP Paribas SA, Credit Agricole Group, Banco Santander SA, Deutsche Bank AG, Societe Generale SA и Groupe BPCE, обогнав также нидерландский банк ING Groep NV и французский Credit Mutuel Group.

Еще одной отличительной чертой планируемой сделки является тот факт, что стоимость приобретения UBI Banca SpA в 2 раза ниже балансовой стоимости банка (активов банка за вычетом обязательств). Однако, как показывают данные по другим банкам, данная ситуация типична для европейской банковской сферы. На текущий момент абсолютное большинство крупнейших банков еврозоны торгуются ниже своей балансовой стоимости. По итогам 2019 года только 3 из 25 банков, входящих в индекс EURO STOXX Banks, торговались выше своей балансовой стоимости (показатель P/BV превышал 1), в то время как показатель P/BV для таких банков, как UniCredit SpA, Societe Generale SA, Deutsche Bank AG, Commerzbank AG, не превышал 0.5.

При этом средний показатель P/BV по банкам, входящим в индекс EURO STOXX Banks (без учёта FinecoBank SpA, специализирующегося на брокерской деятельности), по итогам 2019 года составил 0.64, опустившись до 0.5 по итогам февраля 2020 года. Для сравнения, по итогам 2019 года минимальный показатель P/BV для 10-и крупнейших по объёму активов банков США составил 0.95 (Citigroup Inc) при среднем показателе 1.62. По итогам февраля 2020 года средний показатель P/BV для 10-и крупнейших банков США опустился до 1.11. Ситуация, в которой банк оценивается рынком ниже балансовой стоимости, не является особенной. Как показал мировой финансовый кризис, балансовая стоимость активов банка без учёта их рискованности не всегда правильно отражает ценность банка.

Негативное развитие макроэкономической ситуации, а также сохраняющиеся рекордно-низкие ставки по кредитно-денежным инструментам ЕЦБ продолжат негативно влиять на рентабельность европейских банков. В этих условиях одним из путей повышения рентабельности могут стать сделки M&A. По нашему мнению, сложность проведения трансграничных сделок приведёт к увеличению числа сделок между банками внутри одной страны. Крупные банки постараются приобрести банки «второго эшелона». При этом текущая оценка рынка позволит приобретать конкурентов в 1,5-2 раза ниже их балансовой стоимости.

http://www.qbfin.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter