25 марта 2020 Bloomberg
Речь не просто о покупателях бакалейных товаров, которые решили забить кладовки основными продуктами. Некоторые правительства предпринимают меры по обеспечению стабильности внутренних поставок продовольствия на фоне пандемии коронавируса
Казахстан, один из крупнейших в мире экспортеров пшеничной муки, запретил экспорт этого продукта наряду с некоторыми другими, включая морковь, сахар и картофель. Сербия прекратила поставки подсолнечного масла и других товаров. Россия оставляет за собой возможность в любой момент запретить поставку товаров, заявив, что в стране еженедельно оценивают ситуацию.
Пока лишь некоторые страны приняли подобное решение, и нет никаких явных признаков того, что их число увеличится. Тем не менее, происходящее вызывает вопрос: не является ли это началом продовольственного национализма, который еще больше нарушит цепочки поставок и торговые потоки?
«Мы уже начинаем видеть, что это происходит, и изоляция только усилится», — заявил Тим Бентон, директор по исследованию новых рисков в аналитическом центре Chatham House в Лондоне.
Крайние меры
Хотя продовольственных запасов достаточно, логистические проблемы затрудняют доставку продуктов в необходимые места, поскольку коронавирус привел к принятию беспрецедентных мер, паническим покупкам и угрозе сокращения рабочих мест.
Потребители по всему миру продолжают заполнять кладовые, а экономические последствия от вируса только начинают проявляться. Угроза новых торговых ограничений напоминает о том, что зачастую протекционизм может принести больше вреда, чем пользы. Это особенно актуально сейчас, поскольку подобные меры были бы вызваны тревогой, а не приняты для борьбы с неурожаем или другими проблемами со снабжением.
Как бы то ни было, многие правительства прибегают к крайним мерам, устанавливая комендантский час и ограничения для групп людей или даже для тех, кто хочет выйти из дома по какой-то иной причине, кроме покупки предметов первой необходимости. Такой подход может использоваться и в отношении продовольственной политики, считает Энн Берг, независимый консультант и опытный трейдер в сельскохозяйственной сфере, которая начала свою карьеру в Louis Dreyfus Co. в 1974 году.
«Вы можете столкнуться с нормированием продуктов, как в военное время, контролем цен и накоплением внутренних запасов», — отметила она.
Некоторые страны наращивают стратегические резервы. Китай, крупнейший производитель и потребитель риса, пообещал закупать больше, чем когда-либо прежде, у отечественных поставщиков, хотя правительство уже имеет огромные запасы риса и пшеницы, достаточные для годового потребления.
Ключевые импортеры пшеницы, включая Алжир и Турцию, также объявили новые тендеры, а в Марокко заявили, что приостановление пошлин на импорт пшеницы продлится до середины июня.
Националистический подход
Поскольку правительства придерживаются националистического подхода, они рискуют разрушить международную систему, которая в последние десятилетия становится все более взаимосвязанной.
До того, как на этой неделе было принято решение прекратить поставку пшеничной муки, Казахстан уже остановил экспорт других основных продуктов питания, таких как гречневая крупа и лук. Эта последняя мера стала гораздо более масштабным решением, способным повлиять на компании по всему миру, которые зависят от этих поставок для производства хлеба.
Что касается некоторых сырьевых товаров, то основная часть экспорта приходится лишь на несколько стран. Перебои с поставками будут иметь серьезные глобальные последствия. Взять, к примеру, Россию, которая превратилась в крупнейшего мирового экспортера пшеницы и ключевого поставщика в Северную Африку.
«Если правительства не работают сообща, чтобы обеспечить глобальные поставки, если они ставят свои страны на первое место, то ситуация станет еще хуже», — заявил Бентон из Chatham House.
Он предупредил, что лихорадочные покупки в сочетании с протекционистской политикой могут в конечном итоге привести к повышению цен на продовольствие, и тогда этот цикл будет воспроизводиться снова и снова.
«Если вы в панике скупаете товары на рынке до следующего урожая, то цены будут расти, и по мере их роста политики будут паниковать еще больше», — считает он.
При этом увеличение счетов в продуктовых магазинах может иметь серьезные последствия. История показывает, что рост цен на хлеб приводит к возникновению беспорядков и политической нестабильности. Во время резких скачков цен на продовольствие в 2008 и 2011 годах продовольственные бунты происходили более чем в 30 странах Африки, Азии и Ближнего Востока.
«Без поставок продовольствия общество просто полностью разрушается», — отметил Бентон.
По словам Дэна Ковальски, вице-президента по исследованиям в банке CoBank, который кредитует сельскохозяйственную отрасль, в отличие от предыдущих периодов безудержной продовольственной инфляции, сейчас имеются большие запасы основных сельскохозяйственных культур, таких как кукуруза, пшеница, соя и рис, на глобальном уровне. Он также добавил, что на данный момент он не ожидает «драматического» роста цен.
Протекционизм только мешает
В то время как в последнее десятилетие резкие скачки были вызваны климатическими проблемами для сельскохозяйственных культур, политика только усугубила их последствия. В 2010 году в России наступила рекордная жара, которая нанесла ущерб урожаю пшеницы. В ответ правительство запретило экспорт, чтобы гарантировать достаточное количество пшеницы для внутренних потребителей.
Показатель мировых цен на продовольствие, установленный Организацией Объединенных Наций, достиг рекордного уровня к февралю 2011 года.
«Учитывая проблему, с которой мы сталкиваемся, сейчас не время проводить такую политику, — заявил Максимо Тореро, главный экономист Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН. Напротив, сейчас нужно сотрудничать и координировать свои действия».
Возможно, запреты долго не продлятся, а при появлении признаков нормализации страны не станут принимать крайние меры. Как только потребители увидят больше товаров на полках, они, скорее всего, перестанут закупаться впрок, и тогда правительства не станут вмешиваться. Крупнейший в России продуктовый ритейлер X5 Retail, заявил, что спрос на основные продукты питания начинает стабилизироваться. В США такие крупные магазины, как Walmart Inc., сократили часы работы, чтобы сотрудники могли пополнить запасы.
Рост цен
Между тем, цены на некоторые продовольственные товары уже начали расти из-за резкого увеличения покупок.
Фьючерсы на пшеницу в Чикаго, которые являются мировым эталоном, в марте выросли более чем на 6%, поскольку потребители скупают муку. Оптовая торговля говядиной в США достигла максимального уровня с 2015 года; кроме того, выросли цены на яйца.
В то же время доллар США стремительно растет по отношению к целому ряду валют развивающихся стран. Это снижает покупательную способность стран, поставляющих товары, которые обычно оцениваются в долларах США.
По словам Энн Берг, каждый раз, когда по какой-то причине происходит сбой, «больше всего страдают наименее развитые страны со слабыми валютами».
http://www.bloomberg.com/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу