7 мая 2020 ИХ "Финам" Братерский Александр
Bybit запустила премаркет токена Notcoin
Реклама
В России снова будут выдавать ваучеры. На этот раз в качестве компенсации за отменные из-за пандемии авиаперелеты. Так уже поступили и в нескольких европейских странах, несмотря на недовольство пассажиров и на протесты еврочиновников, которые считают, что у граждан должен быть выбор. Авиакомпании, которые терпят многомиллионные убытки, считают этот выбор оптимальным.
Президент России Владимир Путин заявил в четверг 7 мая, что в ближайшее время посвятит "отдельное совещание" авиатранспортной отрасли, где ситуация "особенно сложная".
Между тем, в правительстве готовят проект закона, который позволит авиакомпаниям выдавать пассажирам ваучеры вместо возврата денежных средств за потерянные из-за пандемии билеты.
В Минтрансе РБК подтвердили, что подобный законопроект действительно готовится. В различные нормативные акты, такие как Воздушный кодекс, собираются внести изменения, которые позволят расплатиться с пассажирами самолетов и поездов ваучерами. Пока не до конца ясно, как будет работать механизм: денежный эквивалент будет переведен на счет пассажира, либо он получит ваучер на будущую поездку.
Идею выдавать пассажирам ваучеры на поездки взамен отмененных билетов ранее предлагал "Аэрофлот". Гендиректор компании Виталий Савельев высказал подобное предложение в письме к главе РСПП Александру Шохину. В нем он отмечал, что необходим нормативный акт, который бы давал возможность компаниям не возвращать пассажирам "живые деньги", а зачислять их на личный счет пассажира в авиакомпании или выдавать сертификаты.
"Существует как минимум два озвученных альтернативных варианта. Первый - легализовать ваучеры, чтобы авиакомпании могли на законных основаниях использовать этот инструмент. Это не идеальное решение, так как оно нарушает интересы пассажиров. Но решение достаточно простое в реализации - достаточно выпустить и согласовать документ. Второй подход предложили общественники: вернуть пассажирам деньги, уплаченные за билеты, из бюджета. Это позволит и авиакомпаниям упростить жизнь, и пассажиров поддержать. Но я полагаю, что такая мера поддержки не будет реализована", - рассказывает Finam.ru исполнительный директор агентства "Авиапорт" Олег Пантелеев.
Авиакомпании можно понять: после введенного в связи с пандемией запрета на полеты, самолеты находятся на земле, и владельцы компаний несут колоссальные убытки. Однако многих пассажиров такая идея c ваучерами не устраивает. Один из них 35-летний Алексей, менеджер одной из столичных компаний, который вместе со своим братом собирался в июне лететь в Южную Корею.
Билеты "Аэрофлота" братья приобрели заранее за 70 тыс. рублей и теперь понимают, что они значительно подорожают после отмены карантина. Это означает, что придется доплатить гораздо больше, а сейчас у обоих путешественников каждая копейка на счету. "Это выгодно для авиакомпаний, но не выгодно для пассажиров. Лучше конечно, получить деньги назад", - говорит пассажир.
"Для того чтобы авиакомпании могли вернуть деньги пассажирам, государство могло бы выделить им целевой беспроцентный кредит на возврат средств за авиабилеты сроком минимум на три года, лучше - на пять лет. В таком случае и пассажиры были бы не в накладе, и авиакомпании не получат "дыру в бюджете"", - считает Пантелеев из "Авиапорт".
Не исключено, что этот вопрос будет обсуждаться на заседании c участием Путина, однако, учитывая, что правительство не спешит с выдачей денег, вряд ли можно надеяться на то, что оно примет такое решение.
К выдаче ваучеров вместо возврата средств за авиабилеты прибегла британская авиакомпания British Airways. Цена ваучера компенсирует полную стоимость поездки, и они будут действительны до 30 апреля 2022 года. Небольшой перевозчик Easy Jet деньги возвращает, но пассажиры жалуются, что получить их очень тяжело, необходимо лично звонить в компанию, а через перегруженные линии не пробиться. При этом перевозчик предлагает клиентам несколько альтернатив. Кроме денег, они могут получить все тот же ваучер, или же им могут предложить альтернативный маршрут путешествий после восстановления полетов.
В большинстве европейских компаний ранее заявили, что будут выдавать пассажирам ваучеры взамен отменных полетов. О программе выдачи ваучеров пассажирам в начале апреля заявила немецкая авиакомпания Lufthansa и германское правительство поддержало ее действия. Крупнейший европейский авиаперевозчик находится в критической ситуации.
Lufthansa заявила, что сократит свой авиапарк на 18 дальнемагистральных, 11 среднемагистральных самолетов, а также откажется от 6 аэробусов A380. Кроме этого, в компании ожидается сокращение сотрудников, а также отмена программ лизинга. Финансовый директор Lufthansa Ульрик Свенссон не скрывает, что политика компании заключается в том, чтобы выдать "как можно больше ваучеров" и не допустить отмены пассажирами авиаперелетов и возвращения средств.
Однако несмотря на поддержку программы "ваучеризации" Lufthansa со стороны германского правительства, в ЕС напоминают, что у клиента должен быть выбор. Еще в начале апреля комиссар ЕС по проблемам транспорта Адина Валин заявила, что компании могут предложить клиентам ваучеры, только если они согласятся. В противном случае, пассажиру придется возместить средства.
Возмещать придется огромную сумму. По данным международной транспортной ассоциации, сумма задолженности пассажирам на апрель составила $35 миллиардов.
В этих условиях на европейских чиновников активно наседают лоббисты, и Валин даже недавно пожаловалась, что ее одолевают представители крупных государств ЕС, которые требуют изменения законов. Хотя сама чиновница заявляет, что таким путем идти нельзя, и дает понять, как необходимо действовать. "Я думаю, что компании должны направить свою энергию на то, чтобы сделать ваучеры более привлекательными, если они хотят использовать в основном этот инструмент, но позволят пассажирам воспользоваться своим правом на компенсацию", - рассказала она в недавнем интервью Euronews.
В условиях, когда авиакомпании, пассажиры, а также весь туристический бизнес находятся практически в состоянии войны друг с другом, гарантий просят от правительств. Так, близкая к консерваторам британская The Times недавно выступила с предложением о том, что гарантии на то, что средства будут возвращены, индустрии должно дать государство. Речь идет о 7 миллиардах фунтов, потраченых гражданами на поездки, которые не смогли состоятся из-за пандемии. "Казначейство должно согласиться выдать гарантию на кредитные обязательства, предлагаемые отраслью, тем самым устранив любые сомнения в том, что клиенты получат полный возврат средств через 12 месяцев", - отметило издание в редакционной статье.
Ответа на это предложение пока нет, да и кто знает, что будет с мировой авиационной отраслью через год, да и вообще с индустрией авиапутешествий.
По подсчетам Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) авиакомпаниям потребуется $200 миллиардов, чтобы избежать массового банкротства. Авиаперевозки упали более чем на 70%, под угрозой находится 75 миллионов рабочих мест, а в 2020 году прибыль компаний упадет на 44%.
Без господдержки половина из 800 авиакомпаний мира обанкротится к концу следующего месяца, прогнозирует консультативный центр Азиатско-Тихоокеанской авиации. По данным IATA, ожидается, что в этом году авиакомпании потеряют доход в размере $314 миллиардов.
Тяжелая ситуация и у гигантов Boeing и Airbus. Рыночная стоимость крупнейших мировых производителей самолетов упала более чем вдвое за последние месяцы.
Похоже, что всем, кто еще хочет улететь, не остается ничего, как взять "ваучеры" в качестве единственного утешения. В свое время, проводя программу приватизации, Анатолий Чубайс заявлял, что на них можно будет купить две "Волги". Возможно в этот раз тому, кто отправится в авиапутешествие, удастся хотя бы увидеть Волгу, ведь на Нью-Йорк и на Париж уже точно не хватит.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter