Нефть дорожает из-за бегства инвесторов в рисковые активы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Нефть дорожает из-за бегства инвесторов в рисковые активы

6 июня 2020 Элиттрейдер | Oil Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина
Пятница 5 июня 2020 г. укрепила надежду на V-образное восстановление рынков и экономики в целом. Отчет о занятости министерства труда США показал прирост в мае 2,5 млн новых рабочих мест в несельскохозяйственном секторе экономики, тогда как аналитики ждали сокращения ещё 8 млн рабочих мест.

Эйфория, охватившая рынки, после выступления председателя ФРС США Джерома Пауэлла в Институте мировой экономики Петерсона 13 мая и его телевизионного интервью, данному в тот же день каналу CBS, показанному в воскресенье 17 мая в популярной программе «60 минут» и удачно дополненному 18 мая сообщением американской биотехнологической компании Moderna Therapeutics о положительных результатах ранней стадии испытаний вакцины против коронавируса, резко усилилась. Началось повальное бегство инвесторов в рисковые активы. Уже через 15 минут после выхода отчета цены на нефть подскочили выше отметок 39 долл./баррель для сорта WTI и 42 долл./баррель для сорта Brent (рис. 1,2). Закрылись рынки нефтяных фьючерсов соответственно на уровнях 39,55 и 42,3 долл./баррель, прибавив за день более 5,7%. Еще один рисковый актив – высокотехнологичный индекс NASDAQ прибавил 2,06%, закрывшись всего на 3,1 базисных пункта ниже исторического максимума (рис. 3). Защитные активы, наоборот, снизились. Фьючерс на золото потерял 2,57% стоимости, доходности 10-летних казначейских облигаций США – 10Y UST и 10-летних казначейских облигаций США, индексируемых на инфляцию, – 10Y TIPS выросли на 10%, а их спред – 10Y UST-10Y TIPS, служащий обычно показателем долгосрочных инфляционных ожиданий в США, вырос на 4% (см. рис. 3).

Нефть дорожает из-за бегства инвесторов в рисковые активы

Рис. 1


Рис. 2


Рис. 3

Как следует из рис. 4,5, существует линейная регрессионная зависимость между ценами на нефть и спредом доходности 10Y UST-10Y TIPS. Наличие такой зависимости позволило очистить цены на нефть от влияния на них одного из факторов снижения покупательной способности доллара США – инфляции путем вычитания из индексов нефтяных цен решений приведенных на рис. 4,5 уравнений линейной регрессии, соответствующих одним и тем же значениям спреда доходности 10Y UST-10Y TIPS. Эти уравнения получены на выборках объемом n=3511 в интервале 29.09.2006–5.06.2020 г. по нефти WTI и n=3527 в интервале 7.09.2006–5.06.2020 г. по нефти Brent, где корреляция между ценами на нефть и инфляционными ожиданиями в США сильная: больше или равна 0,7. При этом, важно подчеркнуть, что Патриция Вэйвуд и Мехмет Пасаогуллари из ФРБ Кливленда доказали вопреки распространённому мнению, что цены на нефть не влияют на базовую и практически не влияют на потребительскую инфляцию (Вэйвуд, Пасаогуллари, 2014). Оказалось, что очищенная от влияния инфляционных ожиданий в США динамика нефтяных цен содержит информацию о влиянии на неё второго фактора снижения покупательной способности доллара США – его девальвации. Риски девальвации валюты платежа – доллара США хеджируются при помощи валюты цены нефтяных фьючерсов.


Рис. 4


Рис. 5

Ранее мы связали наблюдаемый рост цен на нефть с действиями американских нефтяных биржевых фондов USO и BNO (Кириллов, Туманова, Понарин, 2020a, 2020b). Объяснить рост цен можно, если предположить, что эти фонды не только отслеживают цены на нефть эталонных марок WTI и Brent, но как крупные долгосрочные инвесторы эти цены и устанавливают. При этом используют всего два драйвера нефтяных цен: изменение инфляционных ожиданий в США и смену валют цены нефтяных фьючерсов.

Очистив и привязав очищенные от инфляции индексы нефтяных цен к курсам валютных пар EUR/USD, GBP/USD и USD/USD так, чтобы уровни этих пар служили для очищенных индексов уровнями сопротивления/поддержки, мы нашли значения валют цены нефтяных фьючерсов (рис. 6,7). В общем виде такая валюта цены представляет собой корзину валют, подобную SDR – специальным правам заимствования МВФ, в которой доллар США выступает в качестве фиксированной базовой валюты, значения евро, британского фунта стерлингов, австралийского и новозеландского долларов берутся в 1-кратном размере, оффшорного китайского юаня, мексиканского и аргентинского песо – в 10-кратном, японской иены – в 100-кратном, южнокорейской воны – в 1000-кратном размерах. Валюта цены нефтяного фьючерса устанавливается при заключении сделки swap на рынке форекс, по которой валюта платежа меняется на валюту цены с обязательством обратного выкупа через определенный промежуток времени. При выборе валюты цены долгосрочный инвестор предпочитает высоколиквидную валюту, курс которой растет или хотя бы не снижается. Тогда к моменту платежа выручка по нефтяному фьючерсному контракту, пересчитанная в валюту платежа – доллар США, будет выше или равна той, которая была на момент заключения контрактов.


Рис. 6


Рис. 7

Используя эти два драйвера нефтяных цен, можно дать прогноз цен в среднесрочной перспективе. По оценке главы фондов облигаций из Vanguard Group Inc. Джеммы Райт-Каспариус доходность 10-летних казначейских облигаций США будет сначала держаться в ограниченном диапазоне, а потом начнет постепенно двигаться с приблизительно 0,7% в середине мая 2020 г. к примерно 1%, который будет достигнут только к концу 2021 г., когда темпы экономического роста наконец вернутся к показателям, отмечавшимся до пандемии коронавируса, а инфляционные ожидания в США восстановятся и превысят цель ФРС в 2% (Liz McCormick, 2020). То обстоятельство, что активное повышение доходности казначейских облигаций служит для рынка значимым инфляционным сигналом, отчетливо прослеживалось в пятницу 5 июня.

Исходя из этой оценки, используя данные по скачкам нефтяных цен и инфляционных ожиданий в США между точками дневных графиков цен 13 мая и 5 июня 2020 г. (рис. 3), можно оценить и добавки к ценам на нефть только за счёт основного драйвера цен – изменения инфляционных ожиданий в США от их текущего уровня до уровня конца 2021 г., а точнее, – до уровня, когда инфляционные ожидания в США превысят 2%. Прибавив к ценам закрытия торгов 13 мая рассчитанные добавки, получим прогнозные значения нефтяных цен в конце 2021 г. – 68,05 и 73,41 долл./баррель для нефти марок WTI и Brent, соответственно. Следует подчеркнуть, что эти прогнозные значения цен на нефть получены при условии, что валютой цены нефтяных фьючерсов в конце 2021 г. будет доллар США. Для чего значения цен закрытия торгов 13 мая и 5 июня 2020 г. также были приведены в соответствие этому условию путем деления реальных значений цен закрытия торгов на полученные нами значения валюты цены нефтяных фьючерсов в эти же дни (см. рис. 6,7).

Как и раньше (Кириллов, Понарин, Туманова, 2020), полученные сейчас прогнозные значения нефтяных цен на конец 2021 года практически совпали с ценами закрытия биржевых торгов 22 октября 2018 года, также приведенными к условию, что валютой цены нефтяных фьючерсов является доллар США. В тот день реальные значения цен закрытия были равны 69,17 и 79,83 долл./баррель, значения валюты цены нефтяных фьючерсов – 1,01 и 1,08 для нефти марок WTI и Brent, соответственно. Исходя из линейной зависимости цены нефтяных фьючерсов с одинаковыми валютами цены от инфляционных ожиданий в США, отражаемых уравнениями рис. 4,5, следует ожидать симметричное расположение на дневных графиках цен одинаковых бывших и будущих цен на нефть относительно исходной точки 13 мая 2020 г. Тем более, что эти уравнения безупречно действуют на протяжении последних уже более чем 13,5 лет (см. рис. 4,5). В таком случае для нефтяных фьючерсов с валютой цены, равной 1 долл. США, значения цен составят приблизительно 68,5 и 73,9 долл./баррель для марок WTI и Brent, соответственно, уже в конце ноября 2021 г. 100-долларовая цена на нефть марки Brent будет наблюдаться тогда же, если валюта цены нефтяных фьючерсов будет больше или равна 100/73,9 = 1,353 долл. США. Как следует из рис. 6,7, лучше всего этому условию соответствуют выступающие в качестве валюты цены нефтяных фьючерсов британский фунт стерлингов и, возможно, оффшорный китайский юань.

Список литературы

Патриция Вэйвуд и Мехмет Пасаогуллари (2014). Экономисты: цены на нефть не влияют на инфляцию.

Кириллов Владимир, Туманова Екатерина, Понарин Кирилл (2020a). Цены на нефть устанавливают биржевые фонды, уже выше шеи.

Кириллов Владимир, Туманова Екатерина, Понарин Кирилл (2020b). Цены на нефть устанавливают биржевые фонды, а не ОПЕК.

Liz McCormick (2020). Vanguard’s $50 Billion Woman Found Winners in Bond-Market Chaos.

Глава фондов Vanguard с $50 млрд выиграла в хаосе на рынке долга.

Кириллов Владимир, Понарин Кирилл, Туманова Екатерина (2020). Цены на нефть растут на росте инфляционных ожиданий в США, что делает возможным их прогноз.

http://elitetrader.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter