29 января 2008 Архив
21.04.2001
В последние годы одним из важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на динамику американских (как, впрочем, и мировых) финансовых рынков, стала политика монетарных властей США. Заседания Комитета ФРС нередко воспринимаются биржевыми игроками либо как национальный праздник, либо трагедия, после которых рынку требуется время для того, чтобы войти в привычный режим работы. Тем не менее, о том, что представляют собой эти самые монетарные власти и каким образом строится их политика, знают далеко не все.
Рассмотрим несколько вопросов, связанных с деятельностью ФРС США.
В первую очередь необходимо отметить, что Федеральная резервная система, созданная в 1913 г., выполняет функции центрального банка США. Она состоит из Совета управляющих в составе 7 членов, который находится в Вашингтоне, и 12 Федеральных резервных банков, выполняющих роль центрального банка в соответствующих округах.
Решением Конгресса предусматривается независимое положение ФРС в правительстве США, что избавляет ее от повседневного политического давления. Основной смысл этого решения в том, чтобы обеспечить независимость органов, контролирующих денежный запас страны, от органов, отвечающих за правительственные решения, касающиеся расходования бюджетных средств.
Независимость ФРС является следствием трех структурных особенностей: процедуры назначения управляющих, процедуры назначения президентов Федеральных резервных банков и характера финансирования. Семеро членов Совета управляющих назначаются президентом Соединенных Штатов, а затем это назначение утверждается Сенатом. Их независимость определяется двумя факторами: во-первых, рассмотрение всех назначений в Сенате снижает шансы того, что президент США в одиночку сформирует Совет управляющих из угодных ему людей; во-вторых, члены Совета управляющих ФРС назначаются на 14 лет, что делает Совет независимым от политики конкретных партий., при этом каждые 2 года заменяется один из управляющих.
Президент каждого Федерального резервного банка назначается на пятилетний срок Советом директоров банка, после чего это назначение подлежит окончательному утверждению Совета управляющих ФРС. Эта процедура дает определенные гарантии того, что директора Федеральных резервных не окажутся ставленниками политических группировок.
Независимость монетарных властей США от расстановки политических сил определяется также тем фактом, что ФРС является самодостаточной структурой, а следовательно, ее деятельность не зависит от решений Конгресса об ассигновании бюджетных средств.
Будучи независимой от Конгресса с точки зрения финансирования и административного контроля, ФРС, тем не менее, в конечном счете является подотчетной Конгрессу, и ее деятельность отслеживается и контролируется правительством. Председатель ФРС, другие члены Совета управляющих и президенты Федеральных резервных банков регулярно отчитываются перед Конгрессом по поводу проводимой ими денежной политики, осуществления регулирующих функций и по множеству других вопросов. Они встречаются с высшими чиновниками администрации президента США, чтобы обсудить экономические программы, разработанные как ФРС, так и федеральным правительством.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, FOMC, несет основную ответственность за осуществление денежной политики. Заседания FOMC проводятся в Вашингтоне 8 раз в год. Комитет состоит из 12 членов: 7 членов Совета управляющих, президента Федерального резервного банка Нью-Йорка и четырех президентов других Федеральных резервных банков, которые сменяют друг друга в составе Комитета. Остальные президенты Федеральных резервных банков также вносят свой вклад в обсуждение вопросов, стоящих перед FOMC и выработку его решений. Кроме того, директора каждого резервного банка участвуют в разработке денежной политики посредством внесения рекомендаций относительно наиболее приемлемых уровней процентных ставок, которые затем подлежат окончательному одобрению Совета управляющих.
Основные цели монетарных властей США
Денежная политика США имеет две основные цели: 1) стимулирование производства и занятости и 2) поддержание “стабильных” цен. Эти цели указаны в принятой в 1977 г. поправке к Закону о Федеральной резервной системе.
Поскольку экономика развивается циклически, объем производства и уровень занятости периодически оказываются выше или ниже прогнозируемого на долгосрочный период тренда. Несмотря на то, что денежная политика не может оказывать влияния на производство или занятость в долгосрочном периоде, в краткосрочной перспективе это ей под силу. Например, когда спрос на промышленную продукцию сокращается и наступает рецессия, ФРС может стимулировать экономический рост, - разумеется, временно, - и помочь экономике приблизиться к долгосрочным уровням производства посредством снижения процентных ставок. Поэтому в краткосрочной перспективе ФРС и центральные банки других стран принимают меры к стабилизации экономики, приводя уровни производства и занятости в относительное соответствие с прогнозируемыми на долгосрочную перспективу темпами экономического роста.
Возникает вопрос: если ФРС может стимулировать выход экономики из рецессии, почему она не может стимулировать экономику все время? На самом деле, последовательные попытки ускорить темпы экономического роста, выведя их за пределы долгосрочных уровней, окажут давление на факторы, ограничивающие производительность, результатом чего станет все более и более высокая инфляция, не сопровождающаяся в долгосрочной перспективе снижением уровня безработицы или увеличением объема выпуска продукции. Другими словами, политика постоянной поддержки экономического роста не только не принесет стране долгосрочных преимуществ, но и заставит население расплачиваться высоким уровнем инфляции.
Инфляционное давление оказывает негативное влияние на экономику, поскольку, с одной стороны, способствует росту процентных ставок по долгосрочным кредитам, с другой – создает ситуацию неопределенности для бизнеса и потребителей, существенно затрудняя долгосрочное планирование. Кроме того, высокий уровень инфляции искажает смысл экономических решений, приводя к произвольному повышению или понижению нормы прибыли после уплаты налогов в различных сферах экономики.
Таким образом, обеспечение ценовой стабильности является одной из главных целей ФРС. Хотя денежная политика не может заставить экономику развиваться быстрее, чем позволяет потенциал долгосрочного роста, или понизить уровень безработицы в долгосрочной перспективе, однако она способна стабилизировать цены в масштабах длительных временных периодов.
В силу того что ФРС может влиять на средние темпы инфляции в экономике, ряд экспертов, а также некоторые члены Конгресса, подчеркивают необходимость определять цели монетарной политики в рамках задачи поддержания стабильности цен. Однако колебания уровней производства и занятости также обходятся населению очень дорого. На практике ФРС, подобно любому центральному банку, приходится контролировать не только инфляцию, но и о темпы роста экономики в краткосрочном периоде.
Две основных цели, преследуемые ФРС, как правило, противоречат друг другу. Одно из противоречий возникает при решении вопроса о том, какая цель имеет первоочередное значение в каждый момент времени. Например, предположим, что в период рецессии ФРС принимает меры, направленные на предотвращение чрезмерного повышения уровня безработицы. Краткосрочные успехи в этой области могут обернуться долгосрочными проблемами, если денежная политика слишком долго будет направлена на стимулирование занятости, поскольку это приведет к повышению инфляционного давления. Поэтому для ФРС очень важно находить баланс между краткосрочными задачами стабилизации и долгосрочной целью поддержания низкого уровня инфляции.
Инструменты денежной политики
ФРС контролирует уровень инфляции или оказывает влияние на выпуск продукции и уровень занятости посредством изменения стоимости краткосрочных кредитов. Воздействие на уровень процентных ставок осуществляется, главным образом, через операции на открытом рынке и ставку по федеральным фондам, причем оба эти метода работают на рынке банковских резервов, называемом также рынком федеральных фондов.
В соответствии с законодательством, банки и другие депозитарные учреждения (для краткости все они в данном материале именуются “банками”) создают специальные фонды, которые могут быть использованы для покрытия непредусмотренного оттока наличности. Эти фонды создаются в форме наличных средств, хранящихся в кассах банков, или в виде депозитов в ФРС. В настоящее время банки обязаны держать от 3% до 10% средств, находящихся на процентных и беспроцентных текущих счетах, в качестве резервов, в зависимости от общей суммы в долларах, имеющейся на таких счетах в каждом банке. Кроме того, банки могут формировать дополнительные резервы, необходимые для расчетов по сделкам “овернайт” и других платежей.
Банк, нуждающийся в дополнительных краткосрочных резервах, может заимствовать их у других банков, которые в данный момент имеют избыточные резервы. Подобные займы производятся на т.н. рынке федеральных фондов, а процентные ставки по краткосрочным кредитам определяется ставкой по федеральным фондам, которая является "целевой". Манипулирование этой ставкой и изменение объема резервов ведет к соответствующей корректировке процентных ставок денежного рынка, что в конечном счете позволяет уравновесить спрос на денежные средства и их предложение. Так, увеличение объема избыточных резервов, поставляемых на рынок федеральных фондов, приводит к падению процентных ставок, и наоборот.
Банки могут также заимствовать резервы из Федеральных резервных банков используя т.н. “дисконтные окна”, а процентная ставка, которая установлена для подобных займов, называется ставкой дисконтирования. Общее количество средств, заимствуемых через “дисконтные окна”, как правило, весьма невелико, поскольку ФРС не поощряет подобных займов, за исключением случаев, когда банки берут кредиты для компенсирования краткосрочной нехватки резервов.
Фактически роль учетной ставки в денежной политике США состоит в том, что ее изменение может сигнализировать о существенных переменах в денежной политике. Повышение учетной ставки указывает на проведение рестриктивной политики, а ее снижение может означать переход к политике стимулирования экономического роста.
Операции на открытом рынке являются главным инструментом, который используется ФРС с целью воздействия на запас свободных резервов в банковской системе. Под данным термином понимаются осуществляемые ФРС продажа и покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке. Эти операции проводятся Федеральным резервным банком Нью-Йорка. Если ФРС хочет добиться понижения процентных ставок на рынке федеральных фондов, она покупает у банков правительственные ценные бумаги, в результате чего объем средств, находящихся в распоряжении банков, оказывается выше установленной обязательной суммы, и банк получает возможность предоставлять излишки резервов в качестве кредитов другим банкам на рынке федеральных фондов.
Таким образом, покупка ФРС ценных бумаг на открытом рынке увеличивает предложение денег в банковской системе, результатом чего становится снижение процентных ставок на рынке федеральных фондов. В целях повышения ставки ФРС продает правительственные ценные бумаги и получает в качестве оплаты часть банковских денежных средств, что снижает объемы предложения денег в банковской системе и приводит к росту процентных ставок на денежном рынке.
Операции с иностранной валютой
Операции по покупке и продаже иностранной валюты осуществляются FOMC совместно с Министерством финансов, несущим полную ответственность за эти операции. ФРС не устанавливает в этой сфере целевых ориентиров, или желаемых уровней валютных курсов. Вместо этого ФРС принимает меры, призванные уменьшить негативный эффект беспорядочных колебаний на валютных рынках, в частности колебаний, вызванных спекулятивными операциями и способных помешать эффективному функционированию валютных рынков или финансовых рынков вообще. Например, в некоторые периоды, характеризовавшиеся резкими снижениями курса доллара, ФРС покупала национальную валюту (продавая иностранную), с целью противостояния негативному давлению. Валютные интервенции с использованием доллара, независимо от того, кто является их инициатором: ФРС, Министерство финансов или регулирующий орган иностранного государства, - не должны изменять объемы средств, предлагаемых банками на денежном рынке, или уровень процентных ставок. Целенаправленное предотвращение влияния валютных интервенций на банковские резервы и процентные ставки, осуществляемое ответственными органами, не позволяет использовать данные операции в качестве инструмента денежной политики.
Реальные процентные ставки
Смысл денежной политики состоит в том, чтобы воздействовать на спрос индивидуальных потребителей и фирм на товары и услуги, который, в свою очередь, оказывает влияние на объемы выпуска продукции, уровень занятости и инфляцию. По большей части спрос на товары и услуги не связан с рыночными процентными ставками, которые приводятся на страницах финансовых газет и называются номинальными процентными ставками. Зато он связан с реальными процентными ставками, которые определяются как номинальные процентные ставки минус ожидаемые темпы инфляции.
Колебания темпов инфляции могут внести важные изменения в интерпретацию сущности текущей денежной политики. В 1978 г. номинальная процентная ставка по федеральным фондам в среднем составляла 8%, однако темпы инфляции были на уровне 9%. Поэтому, несмотря на то что номинальная процентная ставка была высокой, денежная политика на самом деле стимулировала спрос, поскольку реальная процентная ставка по федеральным фондам составляла минус 1%.
Напротив, в начале 1999 г. номинальная процентная ставка по федеральным фондам составляла 4,75%, а инфляция - около 2%, т.е. реальная процентная ставка была позитивной и составляла 2,75%. Таким образом, в 1978 г. номинальная ставка в размере 8% в большей степени стимулировала спрос, чем номинальная ставка в размере 4,75% в начале 1999 г.
Изменения в реальных процентных ставках влияют на общественный спрос на товары и услуги главным образом посредством изменения стоимости заимствования средств, доступности банковских кредитов, благосостояния населения и валютных курсов. Например, уменьшение реальных процентных ставок означает снижение стоимости заимствований и приводит к росту инвестиций в сферу бизнеса и потребительских затрат на товары длительного пользования, такие как автомобили и недвижимость. Кроме того, в условиях снижения реальных ставок и оздоровления экономики банки могут проявить большую готовность кредитовать компании и индивидуальных потребителей. Это может способствовать увеличению затрат, особенно со стороны менее крупных заемщиков, которые имеют немного источников кредитов, помимо банков.
Снижение реальных процентных ставок делает акции и подобные им ценные бумаги более привлекательными объектами инвестиций, чем облигации и другие долговые инструменты, результатом чего, как правило, становится рост котировок на рынке акций. Индивидуальные инвесторы, имеющие акции в составе своих портфелей, видят, что цена их вложений растет, и увеличивают затраты на товары и услуги. Кроме того, увеличение стоимости акций часто побуждает компании инвестировать в развитие производства и оборудование путем выпуска новых акций. В краткосрочной перспективе снижение реальных процентных ставок в США, как правило, сопровождается падением курса доллара по отношению к иностранным валютам, что уменьшает стоимость экспортируемых товаров и повышает цены, уплачиваемые американцами за импортные товары. Это приводит к росту совокупных затрат на товары и услуги, произведенные в США.
Повышение совокупного спроса на продукты, производимые американскими компаниями, достигаемое столь разнообразными путями, ведет к тому, что фирмы начинают увеличивать объемы производства продукции и количество рабочей силы. Это повышает их потребность в расширении производственных мощностей, а следовательно, способствует росту затрат на средства производства. Повышение доходов, являющееся результатом увеличения объемов производства, в свою очередь, приводит к росту потребления.
Влияние денежной политики на инфляцию
Если денежная политика стимулирует совокупный спрос в такой степени, что он выходит за пределы долгосрочного потенциала рынков труда и капитала, то зарплаты и цены начинают расти более быстрыми темпами. Таким образом, денежная политика, постоянно направленная на поддержание низкого уровня реальных процентных ставок, в конце концов приводит к росту темпов инфляции и повышению номинальных процентных ставок, которые не сопровождаются увеличением объемов производства или снижением уровня безработицы. Как отмечалось выше, в долгосрочной перспективе выпуск промышленной продукции и занятость не могут определяться денежной политикой. Другими словами, если в краткосрочной перспективе возможен компромисс между повышением темпов инфляции и снижением уровня безработицы, то в долгосрочной перспективе такого компромисса не существует.
Денежная политика также может влиять на уровень инфляции путем воздействия на ожидания населения, связанные с будущей инфляцией. Например, в случае смягчения денежной политики ФРС потребители и компании могут ожидать грядущего повышения темпов инфляции, что приведет к требованиям увеличения заработной платы и к подъему цен. В результате инфляция повысится при отсутствии значительных изменений в уровне занятости и объемах производства.
Длительность воздействия денежной политики на экономику
Последствия изменений в денежной политике обычно оказываются долговременными, причем длительность их воздействия на экономику может быть различной. Основной эффект, оказываемый этими изменениями на общий рост производства товаров и услуг, как правило, проявляется на протяжении периода, занимающего от 3 месяцев до 2 лет. А влияние перемен в денежной политике на инфляцию бывает заметно в течение еще более длительных периодов времени, составляющих от одного до трех лет, и даже дольше.
Однако очень сложно сколько-нибудь точно определить срок, в течение которого изменения в денежной политике будут влиять на экономику, поскольку подобные изменения призваны воздействовать на спрос, а следовательно, их влияние зависит от реакции людей, которая является изменчивой и с трудом поддается прогнозированию. В частности, эффект, оказываемый мерами денежной политики на экономику, зависит от мнения американцев о том, каким образом действия, предпринимаемые ФРС, повлияют на уровень инфляции в будущем.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
В последние годы одним из важнейших факторов, оказывающих существенное влияние на динамику американских (как, впрочем, и мировых) финансовых рынков, стала политика монетарных властей США. Заседания Комитета ФРС нередко воспринимаются биржевыми игроками либо как национальный праздник, либо трагедия, после которых рынку требуется время для того, чтобы войти в привычный режим работы. Тем не менее, о том, что представляют собой эти самые монетарные власти и каким образом строится их политика, знают далеко не все.
Рассмотрим несколько вопросов, связанных с деятельностью ФРС США.
В первую очередь необходимо отметить, что Федеральная резервная система, созданная в 1913 г., выполняет функции центрального банка США. Она состоит из Совета управляющих в составе 7 членов, который находится в Вашингтоне, и 12 Федеральных резервных банков, выполняющих роль центрального банка в соответствующих округах.
Решением Конгресса предусматривается независимое положение ФРС в правительстве США, что избавляет ее от повседневного политического давления. Основной смысл этого решения в том, чтобы обеспечить независимость органов, контролирующих денежный запас страны, от органов, отвечающих за правительственные решения, касающиеся расходования бюджетных средств.
Независимость ФРС является следствием трех структурных особенностей: процедуры назначения управляющих, процедуры назначения президентов Федеральных резервных банков и характера финансирования. Семеро членов Совета управляющих назначаются президентом Соединенных Штатов, а затем это назначение утверждается Сенатом. Их независимость определяется двумя факторами: во-первых, рассмотрение всех назначений в Сенате снижает шансы того, что президент США в одиночку сформирует Совет управляющих из угодных ему людей; во-вторых, члены Совета управляющих ФРС назначаются на 14 лет, что делает Совет независимым от политики конкретных партий., при этом каждые 2 года заменяется один из управляющих.
Президент каждого Федерального резервного банка назначается на пятилетний срок Советом директоров банка, после чего это назначение подлежит окончательному утверждению Совета управляющих ФРС. Эта процедура дает определенные гарантии того, что директора Федеральных резервных не окажутся ставленниками политических группировок.
Независимость монетарных властей США от расстановки политических сил определяется также тем фактом, что ФРС является самодостаточной структурой, а следовательно, ее деятельность не зависит от решений Конгресса об ассигновании бюджетных средств.
Будучи независимой от Конгресса с точки зрения финансирования и административного контроля, ФРС, тем не менее, в конечном счете является подотчетной Конгрессу, и ее деятельность отслеживается и контролируется правительством. Председатель ФРС, другие члены Совета управляющих и президенты Федеральных резервных банков регулярно отчитываются перед Конгрессом по поводу проводимой ими денежной политики, осуществления регулирующих функций и по множеству других вопросов. Они встречаются с высшими чиновниками администрации президента США, чтобы обсудить экономические программы, разработанные как ФРС, так и федеральным правительством.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке, FOMC, несет основную ответственность за осуществление денежной политики. Заседания FOMC проводятся в Вашингтоне 8 раз в год. Комитет состоит из 12 членов: 7 членов Совета управляющих, президента Федерального резервного банка Нью-Йорка и четырех президентов других Федеральных резервных банков, которые сменяют друг друга в составе Комитета. Остальные президенты Федеральных резервных банков также вносят свой вклад в обсуждение вопросов, стоящих перед FOMC и выработку его решений. Кроме того, директора каждого резервного банка участвуют в разработке денежной политики посредством внесения рекомендаций относительно наиболее приемлемых уровней процентных ставок, которые затем подлежат окончательному одобрению Совета управляющих.
Основные цели монетарных властей США
Денежная политика США имеет две основные цели: 1) стимулирование производства и занятости и 2) поддержание “стабильных” цен. Эти цели указаны в принятой в 1977 г. поправке к Закону о Федеральной резервной системе.
Поскольку экономика развивается циклически, объем производства и уровень занятости периодически оказываются выше или ниже прогнозируемого на долгосрочный период тренда. Несмотря на то, что денежная политика не может оказывать влияния на производство или занятость в долгосрочном периоде, в краткосрочной перспективе это ей под силу. Например, когда спрос на промышленную продукцию сокращается и наступает рецессия, ФРС может стимулировать экономический рост, - разумеется, временно, - и помочь экономике приблизиться к долгосрочным уровням производства посредством снижения процентных ставок. Поэтому в краткосрочной перспективе ФРС и центральные банки других стран принимают меры к стабилизации экономики, приводя уровни производства и занятости в относительное соответствие с прогнозируемыми на долгосрочную перспективу темпами экономического роста.
Возникает вопрос: если ФРС может стимулировать выход экономики из рецессии, почему она не может стимулировать экономику все время? На самом деле, последовательные попытки ускорить темпы экономического роста, выведя их за пределы долгосрочных уровней, окажут давление на факторы, ограничивающие производительность, результатом чего станет все более и более высокая инфляция, не сопровождающаяся в долгосрочной перспективе снижением уровня безработицы или увеличением объема выпуска продукции. Другими словами, политика постоянной поддержки экономического роста не только не принесет стране долгосрочных преимуществ, но и заставит население расплачиваться высоким уровнем инфляции.
Инфляционное давление оказывает негативное влияние на экономику, поскольку, с одной стороны, способствует росту процентных ставок по долгосрочным кредитам, с другой – создает ситуацию неопределенности для бизнеса и потребителей, существенно затрудняя долгосрочное планирование. Кроме того, высокий уровень инфляции искажает смысл экономических решений, приводя к произвольному повышению или понижению нормы прибыли после уплаты налогов в различных сферах экономики.
Таким образом, обеспечение ценовой стабильности является одной из главных целей ФРС. Хотя денежная политика не может заставить экономику развиваться быстрее, чем позволяет потенциал долгосрочного роста, или понизить уровень безработицы в долгосрочной перспективе, однако она способна стабилизировать цены в масштабах длительных временных периодов.
В силу того что ФРС может влиять на средние темпы инфляции в экономике, ряд экспертов, а также некоторые члены Конгресса, подчеркивают необходимость определять цели монетарной политики в рамках задачи поддержания стабильности цен. Однако колебания уровней производства и занятости также обходятся населению очень дорого. На практике ФРС, подобно любому центральному банку, приходится контролировать не только инфляцию, но и о темпы роста экономики в краткосрочном периоде.
Две основных цели, преследуемые ФРС, как правило, противоречат друг другу. Одно из противоречий возникает при решении вопроса о том, какая цель имеет первоочередное значение в каждый момент времени. Например, предположим, что в период рецессии ФРС принимает меры, направленные на предотвращение чрезмерного повышения уровня безработицы. Краткосрочные успехи в этой области могут обернуться долгосрочными проблемами, если денежная политика слишком долго будет направлена на стимулирование занятости, поскольку это приведет к повышению инфляционного давления. Поэтому для ФРС очень важно находить баланс между краткосрочными задачами стабилизации и долгосрочной целью поддержания низкого уровня инфляции.
Инструменты денежной политики
ФРС контролирует уровень инфляции или оказывает влияние на выпуск продукции и уровень занятости посредством изменения стоимости краткосрочных кредитов. Воздействие на уровень процентных ставок осуществляется, главным образом, через операции на открытом рынке и ставку по федеральным фондам, причем оба эти метода работают на рынке банковских резервов, называемом также рынком федеральных фондов.
В соответствии с законодательством, банки и другие депозитарные учреждения (для краткости все они в данном материале именуются “банками”) создают специальные фонды, которые могут быть использованы для покрытия непредусмотренного оттока наличности. Эти фонды создаются в форме наличных средств, хранящихся в кассах банков, или в виде депозитов в ФРС. В настоящее время банки обязаны держать от 3% до 10% средств, находящихся на процентных и беспроцентных текущих счетах, в качестве резервов, в зависимости от общей суммы в долларах, имеющейся на таких счетах в каждом банке. Кроме того, банки могут формировать дополнительные резервы, необходимые для расчетов по сделкам “овернайт” и других платежей.
Банк, нуждающийся в дополнительных краткосрочных резервах, может заимствовать их у других банков, которые в данный момент имеют избыточные резервы. Подобные займы производятся на т.н. рынке федеральных фондов, а процентные ставки по краткосрочным кредитам определяется ставкой по федеральным фондам, которая является "целевой". Манипулирование этой ставкой и изменение объема резервов ведет к соответствующей корректировке процентных ставок денежного рынка, что в конечном счете позволяет уравновесить спрос на денежные средства и их предложение. Так, увеличение объема избыточных резервов, поставляемых на рынок федеральных фондов, приводит к падению процентных ставок, и наоборот.
Банки могут также заимствовать резервы из Федеральных резервных банков используя т.н. “дисконтные окна”, а процентная ставка, которая установлена для подобных займов, называется ставкой дисконтирования. Общее количество средств, заимствуемых через “дисконтные окна”, как правило, весьма невелико, поскольку ФРС не поощряет подобных займов, за исключением случаев, когда банки берут кредиты для компенсирования краткосрочной нехватки резервов.
Фактически роль учетной ставки в денежной политике США состоит в том, что ее изменение может сигнализировать о существенных переменах в денежной политике. Повышение учетной ставки указывает на проведение рестриктивной политики, а ее снижение может означать переход к политике стимулирования экономического роста.
Операции на открытом рынке являются главным инструментом, который используется ФРС с целью воздействия на запас свободных резервов в банковской системе. Под данным термином понимаются осуществляемые ФРС продажа и покупка государственных ценных бумаг на открытом рынке. Эти операции проводятся Федеральным резервным банком Нью-Йорка. Если ФРС хочет добиться понижения процентных ставок на рынке федеральных фондов, она покупает у банков правительственные ценные бумаги, в результате чего объем средств, находящихся в распоряжении банков, оказывается выше установленной обязательной суммы, и банк получает возможность предоставлять излишки резервов в качестве кредитов другим банкам на рынке федеральных фондов.
Таким образом, покупка ФРС ценных бумаг на открытом рынке увеличивает предложение денег в банковской системе, результатом чего становится снижение процентных ставок на рынке федеральных фондов. В целях повышения ставки ФРС продает правительственные ценные бумаги и получает в качестве оплаты часть банковских денежных средств, что снижает объемы предложения денег в банковской системе и приводит к росту процентных ставок на денежном рынке.
Операции с иностранной валютой
Операции по покупке и продаже иностранной валюты осуществляются FOMC совместно с Министерством финансов, несущим полную ответственность за эти операции. ФРС не устанавливает в этой сфере целевых ориентиров, или желаемых уровней валютных курсов. Вместо этого ФРС принимает меры, призванные уменьшить негативный эффект беспорядочных колебаний на валютных рынках, в частности колебаний, вызванных спекулятивными операциями и способных помешать эффективному функционированию валютных рынков или финансовых рынков вообще. Например, в некоторые периоды, характеризовавшиеся резкими снижениями курса доллара, ФРС покупала национальную валюту (продавая иностранную), с целью противостояния негативному давлению. Валютные интервенции с использованием доллара, независимо от того, кто является их инициатором: ФРС, Министерство финансов или регулирующий орган иностранного государства, - не должны изменять объемы средств, предлагаемых банками на денежном рынке, или уровень процентных ставок. Целенаправленное предотвращение влияния валютных интервенций на банковские резервы и процентные ставки, осуществляемое ответственными органами, не позволяет использовать данные операции в качестве инструмента денежной политики.
Реальные процентные ставки
Смысл денежной политики состоит в том, чтобы воздействовать на спрос индивидуальных потребителей и фирм на товары и услуги, который, в свою очередь, оказывает влияние на объемы выпуска продукции, уровень занятости и инфляцию. По большей части спрос на товары и услуги не связан с рыночными процентными ставками, которые приводятся на страницах финансовых газет и называются номинальными процентными ставками. Зато он связан с реальными процентными ставками, которые определяются как номинальные процентные ставки минус ожидаемые темпы инфляции.
Колебания темпов инфляции могут внести важные изменения в интерпретацию сущности текущей денежной политики. В 1978 г. номинальная процентная ставка по федеральным фондам в среднем составляла 8%, однако темпы инфляции были на уровне 9%. Поэтому, несмотря на то что номинальная процентная ставка была высокой, денежная политика на самом деле стимулировала спрос, поскольку реальная процентная ставка по федеральным фондам составляла минус 1%.
Напротив, в начале 1999 г. номинальная процентная ставка по федеральным фондам составляла 4,75%, а инфляция - около 2%, т.е. реальная процентная ставка была позитивной и составляла 2,75%. Таким образом, в 1978 г. номинальная ставка в размере 8% в большей степени стимулировала спрос, чем номинальная ставка в размере 4,75% в начале 1999 г.
Изменения в реальных процентных ставках влияют на общественный спрос на товары и услуги главным образом посредством изменения стоимости заимствования средств, доступности банковских кредитов, благосостояния населения и валютных курсов. Например, уменьшение реальных процентных ставок означает снижение стоимости заимствований и приводит к росту инвестиций в сферу бизнеса и потребительских затрат на товары длительного пользования, такие как автомобили и недвижимость. Кроме того, в условиях снижения реальных ставок и оздоровления экономики банки могут проявить большую готовность кредитовать компании и индивидуальных потребителей. Это может способствовать увеличению затрат, особенно со стороны менее крупных заемщиков, которые имеют немного источников кредитов, помимо банков.
Снижение реальных процентных ставок делает акции и подобные им ценные бумаги более привлекательными объектами инвестиций, чем облигации и другие долговые инструменты, результатом чего, как правило, становится рост котировок на рынке акций. Индивидуальные инвесторы, имеющие акции в составе своих портфелей, видят, что цена их вложений растет, и увеличивают затраты на товары и услуги. Кроме того, увеличение стоимости акций часто побуждает компании инвестировать в развитие производства и оборудование путем выпуска новых акций. В краткосрочной перспективе снижение реальных процентных ставок в США, как правило, сопровождается падением курса доллара по отношению к иностранным валютам, что уменьшает стоимость экспортируемых товаров и повышает цены, уплачиваемые американцами за импортные товары. Это приводит к росту совокупных затрат на товары и услуги, произведенные в США.
Повышение совокупного спроса на продукты, производимые американскими компаниями, достигаемое столь разнообразными путями, ведет к тому, что фирмы начинают увеличивать объемы производства продукции и количество рабочей силы. Это повышает их потребность в расширении производственных мощностей, а следовательно, способствует росту затрат на средства производства. Повышение доходов, являющееся результатом увеличения объемов производства, в свою очередь, приводит к росту потребления.
Влияние денежной политики на инфляцию
Если денежная политика стимулирует совокупный спрос в такой степени, что он выходит за пределы долгосрочного потенциала рынков труда и капитала, то зарплаты и цены начинают расти более быстрыми темпами. Таким образом, денежная политика, постоянно направленная на поддержание низкого уровня реальных процентных ставок, в конце концов приводит к росту темпов инфляции и повышению номинальных процентных ставок, которые не сопровождаются увеличением объемов производства или снижением уровня безработицы. Как отмечалось выше, в долгосрочной перспективе выпуск промышленной продукции и занятость не могут определяться денежной политикой. Другими словами, если в краткосрочной перспективе возможен компромисс между повышением темпов инфляции и снижением уровня безработицы, то в долгосрочной перспективе такого компромисса не существует.
Денежная политика также может влиять на уровень инфляции путем воздействия на ожидания населения, связанные с будущей инфляцией. Например, в случае смягчения денежной политики ФРС потребители и компании могут ожидать грядущего повышения темпов инфляции, что приведет к требованиям увеличения заработной платы и к подъему цен. В результате инфляция повысится при отсутствии значительных изменений в уровне занятости и объемах производства.
Длительность воздействия денежной политики на экономику
Последствия изменений в денежной политике обычно оказываются долговременными, причем длительность их воздействия на экономику может быть различной. Основной эффект, оказываемый этими изменениями на общий рост производства товаров и услуг, как правило, проявляется на протяжении периода, занимающего от 3 месяцев до 2 лет. А влияние перемен в денежной политике на инфляцию бывает заметно в течение еще более длительных периодов времени, составляющих от одного до трех лет, и даже дольше.
Однако очень сложно сколько-нибудь точно определить срок, в течение которого изменения в денежной политике будут влиять на экономику, поскольку подобные изменения призваны воздействовать на спрос, а следовательно, их влияние зависит от реакции людей, которая является изменчивой и с трудом поддается прогнозированию. В частности, эффект, оказываемый мерами денежной политики на экономику, зависит от мнения американцев о том, каким образом действия, предпринимаемые ФРС, повлияют на уровень инфляции в будущем.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу