20 октября 2020 Фонд Стратегической Культуры Катасонов Валентин
Не все знают, кто такой архиепископ Макариос. Нет, это не церковный деятель раннего христианства или Византии, память о котором стёрлась за многие века. Он почти наш современник, жил в ХХ веке, вся его жизнь была связана с Кипром. В Советском Союзе полвека назад его не только знали, но и воспринимали как героя, называя «средиземноморским Фиделем Кастро».
Жизнь и служение владыки – предмет не только церковной истории. Не побоюсь сказать, что архиепископ – фигура уникальная. Сегодня есть повод вспомнить о нём: в минувшем августе исполнилось 60 лет с того момента, когда архиепископ Макариос начал своё служение как президент Республики Кипр.
Его мирское имя – Михаил Христодулу Мускос. Даты жизни: 13 августа 1913 г. – 3 августа 1977 г. Родился и умер на Кипре. Вышел из народа: его отец Христодул Мускос был бедным крестьянином, а мать Елена Афанасиу умерла вскоре после его рождения. Михаил рано проявил тягу к монашеству. В 1926 году в возрасте 13 лет он был зачислен послушником в монастырь Божией Матери Киккской, один из самых известных на Кипре. В 1938 году принял постриг с именем Макарий (или Макариос) и был рукоположён во диакона. Был направлен на обучение на богословский факультет Афинского университета, после его окончания учился на юридическом факультете того же университета. В Греции в годы войны служил диаконом. В начале 1946 года был рукоположён во пресвитера и возведён в сан архимандрита в храме святой Ирины. В том же году был направлен в Бостонский университет (США) для продолжения богословского образования по специальности «Социология религии». В 1948 году он был избран митрополитом Китийским (епархия Кипрской православной церкви). Вскоре после этого вернулся на родину – Кипр.
Уместно вспомнить, что представлял собой Кипр того времени. Не вдаваясь в глубокую историю этого островного государства, отмечу, что в 1570-1571 годах Кипр завоевали турки-османы, они владели островом три столетия. В 1878 году Кипр стал английским вначале де-факто, а после Первой мировой войны и де-юре. То есть в момент рождения нашего героя Кипр формально оставался османской колонией, а во времена раннего детства Макариоса стал британской колонией. После Второй мировой войны активизировались национально-освободительные движения во многих английских колониях, и Кипр не был исключением.
Вернувшись из Америки, митрополит Макариос сразу же заявил о себе как об энергичном и решительном стороннике получения Кипром независимости. Невероятно быстро владыка превратился в авторитетного лидера национально-освободительного движения на острове. Важным событием в жизни Макариоса стало избрание владыки архиепископом Новой Юстинианы и всего Кипра. По ходу скажу, что титулы церковной иерархии на Кипре несколько отличаются от привычных для многих поместных православных церквей. В Кипрской православной церкви лишь один человек носит титул архиепископа – её предстоятель; церковь Кипра делится на митрополии, возглавляемые митрополитами.
Одновременно архиепископ получил звание этнарха – вождя всей греческой общины Кипра (это более 80% населения острова). Однако власть находилась в руках британского губернатора и его администрации.
Как предстоятель кипрской церкви архиепископ Макариос поручил архиереям и священникам постоянно служить молебны с призывом к Богу даровать Кипру свободу. Им была написана специальная молитва для мирян и клира о даровании кипрскому народу помощи Божией в национально-освободительном движении. Владыка использовал также все политические возможности для освобождения Кипра. Он обращался к британским министрам и местным британским чиновникам с напоминаниями о резолюциях ООН о правах человека, самоопределении и свободе народов. Требовал от Лондона немедленной ликвидации английских военных баз на острове. Обращался в ООН с предложениями о рассмотрении на заседании Генеральной Ассамблеи вопроса о предоставлении Кипру независимости.
Лондон и ООН были глухи к обращениям этнарха. Кончилось тем, что 1 апреля 1955 года на острове вспыхнуло восстание. Английские власти вынуждены были сесть за стол переговоров с киприотами, которых представлял архиепископ Макариос. Переговоры велись с октября 1955 г. в течение полугода, но соглашение не было достигнуто. Англичане предлагали «план Макмиллана», формально дававший Кипру свободу, но при условии сохранения острова в качестве британской военной базы. Макариоса и его сторонников такой план не устраивал. 5 марта 1956 г. Лондон в одностороннем порядке прервал переговоры.
Англичане выступили в свойственной им манере: была проведена тайная операция по аресту упрямого архиепископа. Владыка вместе с его соратником митрополитом Киренийским Киприаном по приказанию британского губернатора Хардинга 9 марта 1956 году был отправлен в ссылку на далекие Сейшельские острова. Этим на Кипре была спровоцирована новая волна протестов, которые заставили Лондон предоставить свободу ссыльным, но при условии, что они не появятся на Кипре. Оба епископа уехали в 1957 году в Афины и оттуда продолжали борьбу.
Москва заметила яркую фигуру архиепископа Макариоса и всячески оказывала ему политическую и моральную поддержку. Поддержка шла по линии и государства, и Московской патриархии. Предстоятель кипрской церкви участвовал во многих международных встречах и постоянно ставил вопрос о предоставлении острову независимости. Решающим оказалось Лондонское совещание в феврале 1959 года, на котором наконец-то были подписаны соглашения о предоставлении Кипру независимости. Уже в следующем месяце архиепископ Макариос и митрополит Киприан смогли возвратиться на родину. В декабре 1959 года на Кипре были проведены выборы президента Республики Кипр (РК). Было несколько претендентов, но архиепископ Макариос оказался вне конкуренции. К исполнению своих обязанностей президента он приступил 16 августа 1960 года.
Пребывание Макариоса на посту главы государства было далеко не безоблачным. Британские притязания на остров сменились притязаниями со стороны Греции. На Кипре борьбу за присоединение Кипра к Греции вела Национальная организация кипрских бойцов (ЭОКА), прибегая к диверсионно-террористическим операциям против властей РК. В июне 1964 года в Вашингтоне был обнародован план Дина Ачесона (государственный секретарь при президенте Трумэне; неофициальный советник президентов Кеннеди и Джонсона), предусматривавший присоединение острова к Греции. Особенно энергичными попытки Афин включить Кипр в состав Греции стали после прихода весной 1967 года к власти в Греции «чёрных полковников». К притязаниям греков добавились претензии со стороны Турции. В 1974 году произошло вооружённое вторжение Турции на остров, и северная часть Кипра была турками оккупирована.
Бесчисленное число раз архиепископ Макариос был на грани смерти. И «чёрные полковники», и члены ЭОКА, и турки готовили против него не одно покушение. Чудом каждый раз владыка оставался живым. 15 июля 1974 года ЭОКА при поддержке части Кипрской национальной гвардии и ряда подразделений греческих вооружённых сил на Кипре устроила государственный переворот. Макариос был отстранён от власти, на его место был поставлен Никос Георгадис по прозвищу Самсон. Эта акция повлекла за собой вторжение Турции на остров. Макариосу на некоторое время пришлось эмигрировать в Лондон, но в 1975 году он вернулся на родину и продолжал выполнять обязанности президента РК. Доверие к Макариосу и поддержка его со стороны народа только усилились. Это продемонстрировали выборы в парламент РК в 1976 году, когда представители разных политических партий (социал-демократы, коммунисты, либералы) выразили решительную поддержку своему президенту.
Нельзя не отметить широкую международную поддержу курса Макариоса, прежде всего, со стороны Советского Союза, а также со стороны многих стран Движения неприсоединения. Кипр во главе с архиепископом Макариосом давал пример того, как бороться с колониализмом и неоколониализмом.
Скончался Макариос в расцвете сил, не дожив несколько дней до 64-летия. Его похороны были общенародными. По завещанию архиепископ-президент был похоронен в двух километрах от родного Киккского монастыря, на горе Трони. Макариос сказал: «Отсюда я буду видеть весь Кипр».
После известия о смерти президента Кипра на похороны из Шереметьево вылетела делегация Русской православной церкви. Бывший на похоронах архиепископ (позднее митрополит) Волоколамский Питирим писал: «Траурный поезд растянулся длинной вереницей. Когда процессия достигла горного массива Троодос, с его крутых склонов можно было видеть, как цепочка искрящихся на солнце автомобилей, словно бесконечный ряд разноцветных бусинок, терялась где-то далеко в синеве, за дальними поворотами. На всем более чем стокилометровом пути от Никозии до Киккского монастыря траурный поезд встречали толпы людей, не только пришедших из окрестных селений, но и добиравшихся из далеких деревень на больших и маленьких автомобилях, мотоциклах и велосипедах. В горестном волнении ожидали эти люди краткого мига, когда мимо них проедет катафалк с останками их великого архипастыря. Казалось, вся дорога рыдала. Всюду на полотнищах, прямо на дороге и даже на крутых гладких склонах виднелись надписи: «Макарий, ты жив!», «Макарий, ты – душа народа!», «Макарий, мы с тобой!», «Твое дело живет в наших сердцах!» Последний путь архиепископа был украшен заботой любящего его народа: дорога была усыпана цветами и свежей листвой. В час, когда тело архиепископа уже приближалось к Киккскому монастырю, на небосклоне вдруг нависли серые тучи и брызнул дождь, а над Никосией в это же время пронесся короткий бурный ливень. Никто не помнит, чтобы в августе на Кипре бывали дожди. И в этом необычном явлении природы народ ощутил какой-то особый знак благословения Божия, словно само небо разделило постигшую Кипр скорбь».
Время нахождения Макариоса на посту президента Республики Кипр я хорошо помню. И могу уверенно сказать, что в 60-70-е годы владыка для многих в мире был такой же харизматической и легендарной личностью, как Фидель Кастро, Че Гевара, Хо Ши Мин, Махатма Ганди, аятолла Хомейни или Мартин Лютер Кинг. Однако и в ряду этих героев он занимает особое место. Во всех смыслах архиепископ Макариос был «этнархом» – вождём своего народа. Он совмещал качества духовного и светского лидера, будучи одновременно предстоятелем церкви и главой государства. Насколько мне известно, подобное совмещение уникально – оно единственное за двухтысячелетнюю историю христианства.
Монах во главе государства – не только прецедент, но и очень интересный, поучительный урок истории, заслуживающий глубокого осмысления.
http://www.fondsk.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу