Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Уильем Буйтер, Падение фунта: нет худа без добра » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Уильем Буйтер, Падение фунта: нет худа без добра

Фунт сильно сдал позиции не только против евро, но и против доллара США. Почему это произошло, какие это будет иметь последствия, и стоит ли ждать продолжения? Вопросы понятны. Однако с ответами дела обстоят, увы, не так благополучно. Экономисты несут околесицу, когда пытаются предсказать или представить свое видение причин колебания курсов. Будучи членом Комитета по монетарной политике Банка Англии на заре его становления, с 1997 по 2000 годы (Прим. ProFinance: автор статьи, Уильям Буйтер на данный момент является профессором лондонского отделения Европейского института экономики), я сначала попытался было спрогнозировать движение валютных курсов, основываясь на полученных ортодоксальных знаниях об интертемпоральной модели ценообразования на рынке и тому подобных зверях. Но у меня ничего не вышло
3 февраля 2008 Архив
Фунт сильно сдал позиции не только против евро, но и против доллара США. Почему это произошло, какие это будет иметь последствия, и стоит ли ждать продолжения? Вопросы понятны. Однако с ответами дела обстоят, увы, не так благополучно. Экономисты несут околесицу, когда пытаются предсказать или представить свое видение причин колебания курсов. Будучи членом Комитета по монетарной политике Банка Англии на заре его становления, с 1997 по 2000 годы (Прим. ProFinance: автор статьи, Уильям Буйтер на данный момент является профессором лондонского отделения Европейского института экономики), я сначала попытался было спрогнозировать движение валютных курсов, основываясь на полученных ортодоксальных знаниях об интертемпоральной модели ценообразования на рынке и тому подобных зверях. Но у меня ничего не вышло. Тогда я решил прибегнуть к более продвинутым теориям. Я крутил и так, и эдак изучая сбалансированные портфели активов, спекуляции на разнице процентных ставок и моделями коррекции ошибок. Но меня снова поджидала неудача. Закончилось все тем, что я вслед за практично мыслящими людьми решил, что лучшим показателем завтрашнего движения курса служит курс сегодняшний. В конце концов я смирился с тем, что к курсу фунта нужно относиться как к дикому слону: нужно признавать его силу и непредсказуемость, уважать его, даже бояться, но ни в коем случае не рассматривать его как нечто, подвластное окрикам, раздающимся из Банка Англии. Тем не менее, я уяснил, что сидеть сложа руки тоже не следует: нужно хотя бы попытаться найти обоснование недавнему падению фунта. Для этого я проанализировал фундаментальные данные и заглянул одним глазком во внутренний мир рыночных переживаний.

Начнем, пожалуй, с фундаментальных факторов.

Не секрет, что темпы роста экономики Великобритании замедляются. В самом деле, она укорачивает свой шаг сильнее, чем кто-либо другой, за исключением, пожалуй, Штатов. Страны Еврозоны хотя и пострадали от североатлантического финансового кризиса, но все же не намерены сдаваться: прогноз по росту их экономик колеблется в районе 2% за 2008 год. Что же до Великобритании, то ее темп роста обречен на падение. Некоторые аналитики предсказывают, что от 3%, зафиксированных в третьем квартале 2007 года, останется менее 2% к концу 2008 года. Все указывает на то, что так и будет. Американская экономика тоже не в числе везунчиков, но благодаря обесценивающемуся доллару у ее рынков экспорта и импорта хотя бы будет возможность на славу поживиться за счет пока еще пышущей здоровьем конъюнктуры мирового рынка. Торговый дефицит США постепенно сужается, подслащивая горькую пилюлю обвала жилищно-строительного сектора. Великобритания сильно отстает от США в том, что касается замещения внешнего спроса внутренним. От текущего, а также, возможно, будущего снижения реального эффективного валютного курса фунта внутренние производители Великобритании выиграют лишь к концу 2008 года, а может быть, и позже. А тем временем, нынешний внешний дефицит Великобритании сильно смахивает на дефицит США образца времен, предшествующих середине 2007 года. Дефицит текущего счета приближается к 6% от ВВП. При этом 3% приходится на долю финансового дефицита в частном секторе (в основном, это сектор домашних хозяйств), а остальные 3% можно приписать госсектору. Это хорошо, что частный сектор научился орудовать автоматическими стабилизаторами. Было бы совсем неплохо, если бы еще и госсектор приобрел навыки противостояния замедлению при помощи контрциклического роста кредитования. К сожалению, проциклическое поведение госфинансов в течение, как минимум, последних четырех лет способно нейтрализовать действие даже автоматических стабилизаторов в ситуации, когда правительство не хочет идти на нарушение своих финансовых норм. Особенно это касается жизнестойкого инвестиционного правила (чистый показатель госдолга не должен превышать 40% от ВВП), а также в какой-то мере и (изрядно поистрепавшегося) золотого правила (на протяжении экономического цикла следует производить заимствования только с целью капиталовложений в госсектор).

Несмотря на разумные опасения, вызванные инфляционными ожиданиями, рост цен в Великобритании не так уж и страшен. Он меньше, чем в Еврозоне, США и основных развивающихся странах. Это говорит о том, что уровень официальной учетной ставки, скорее всего, снизится в этом году и станет сопоставимым со ставками Еврозоны и большинства развивающихся рынков. ФРС США может себе позволить придерживаться быстрого темпа снижения ставок, не оглядываясь на сильное инфляционное давление внутри страны, потому что в отличие от Банка Англии и ЕЦБ Федеральная резервная система не является иерархическим или лексикографическим орудием борьбы с инфляцией. ФРС всегда старается найти компромисс между молотом инфляции и наковальней уровня безработицы, поэтому живет "одним днем", когда прогнозы сделаны, а уровень цен и зарплат предопределен. Она является классическим заложником монетарной политики без четких, заслуживающих доверия обязательств. Поэтому ФРС более устойчива к укусам инфляции, нежели Банк Англии или ЕЦБ. Все эти фундаментальные данные свидетельствуют о дальнейшем ослаблении фунта и по отношению к евро, и, возможно даже, к доллару США. Ко всему этому следует еще прибавить рыночные страхи, разброды и шатания. Банк Англии растерял весь свой былой лоск, делая неуклюжие попытки уладить проблемы с ликвидностью, появившиеся на межбанковском рынке в августе прошлого года. Казначейство Великобритании и Управление по финансовым услугам, оба повинны в крахе Northern Rock. Кроме казначейства США, которое выдвинуло ряд неэффективных/преждевременных инициатив, ни одно другое казначейство или регулятивный орган пока не предприняли аналогичных попыток. Трудно предсказать, как поведет себя рынок при изменении эффективного валютного курса фунта стерлингов, но как мне кажется, реакция не заставит себя долго ждать.

Чрезмерное ослабление фунта, как результат пересмотра рынком своих суждений относительно компетенции центральных банков, вполне может оказать поддержку экономике Великобритании в краткосрочной перспективе. Разумное снижение фунта как следствие общего ослабления фундаментальных данных - это, может быть, как раз то, что нужно, когда финансовые рычаги оказываются бессильны.

Уильем Буйтер
По материалам Financial Times

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу