22 декабря 2020 Газпромбанк Коныгин Сергей
Этот год доказал устойчивость российской экономики к внешним шокам. Падение цен на нефть и пандемия оказали значительное, но не критичное влияние на такие ключевые индикаторы, как инфляция, бюджет и курс рубля.
Согласно консенсус-прогнозам аналитиков, масштаб падения экономики в этом году составит менее 4,0%, что лучше ожидаемого сокращения глобального ВВП, а также ВВП многих развитых и развивающихся стран. Денежные власти вовремя перешли к стимулирующей политике в начале 2К20. ЦБ активно снижал ключевую ставку (в совокупности на 200 б.п. за год), Минфин использовал фискальный стимул (антикризисная программа правительства превысила 4,0% ВВП).
Ключевой вопрос – достаточно ли совершенных действий правительства и Банка России для возврата на устойчивую траекторию роста? На данный момент мы придерживаемся консервативной оценки динамики реального ВВП в следующем году. Вторая волна COVID-19 продолжит оказывать давление на экономику, восстановление будет умеренным. При этом массовая вакцинация и ослабление эпидемии будут иметь ключевое значение для быстрого "отскока" экономики.
Мы отмечаем ряд ключевых факторов, на которые инвесторам стоит обратить особое внимание в 2021 г.
Рост экономики. В этом году экономике России пришлось нелегко. Падение цен на нефть, ослабление рубля, разгон инфляции, пандемия COVID-19 – все эти факторы привели к спаду реального ВВП вблизи 3,6% г/г по итогам 2020 г., согласно нашему прогнозу. В следующем году мы прогнозируем восстановление экономической активности на фоне завершения пандемии, отскока нефтяных цен и укрепления рубля. Мы ожидаем реальный рост ВВП на уровне 2,0–2,5% в 2021 г. Для более быстрого восстановления, скажем, до 3,0%+ необходимо, на наш взгляд, выполнение двух условий: 1) повышение добычи нефти в рамках соглашений между странами группы ОПЕК+ и 2) активизация потребительского поведения населения, которое активно нарастило сбережения в 2020 г.
Монетарная политика. В 2020 г. ЦБ РФ перешел к стимулирующей монетарной политике, снизив ключевую ставку до исторического минимума 4,25%. Это позволило поддержать кредитование экономики, а также ослабить давление долговой нагрузки на население и бюджет. Однако ускорение инфляции в конце 2020 г., превышающее целевой уровень 4,0%, вновь ставит вопрос о потенциальном ужесточении политики регулятора. На наш взгляд, ставки останутся низкими на протяжении всего 2021 г., а инфляция вернется к цели в 2П21. По итогам 2021 г. мы сохраняем прогноз по инфляции и ключевой ставке на уровне 3,2% г/г и 4,0% соответственно.
Валютный рынок. В уходящем году динамика курса рубля была весьма нестабильной. Валютные колебания были вызваны разнонаправленными движениями цен на нефть, а также геополитической напряженностью. Однако, несмотря на непростой период, национальная валюта завершает год укреплением. В 2021 г. мы ожидаем сохранения этого тренда на фоне роста цен на нефть и снижения риск-премии для России. Мы ожидаем укрепления курса USD/RUB до 70,9 руб. в следующем году на фоне повышения среднегодовых цен на нефть до 54,6 долл. за барр.
Бюджет. Бюджетная политика в 2020 г. была перестроена с акцентом на антикризисную поддержку. Расходы были переориентированы на население, часть расходов на крупные инфраструктурные национальные проекты была перенесена. В следующем году политика Минфина вновь изменится. Ведомство планирует провести бюджетную консолидацию (повышение налогов и снижение расходов). Минфин ожидает дефицит бюджета на уровне 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП) при среднегодовых ценах на нефть 45,3 долл. за барр. Мы ожидаем более высоких нефтяных доходов при цене на нефть 54,6 долл./барр., при которой дефицит составит 1,5% ВВП.
Основные макроэкономические показатели и прогнозы
Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин РФ, МВФ, Газпромбанк
Экономический рост: на пути к восстановлению
Целый "букет" препятствий в 2020 г. В этом году экономика России столкнулась сразу с несколькими вызовами. Падение цен на нефть весной спровоцировало ослабление рубля и разгон инфляции. Чтобы остановить обвал нефтяных котировок, Россия подписала соглашение с ОПЕК+ о крупном снижении добычи нефти с 1 мая. В 2К20 был объявлен масштабный карантин на территории страны, который вызвал приостановку деятельности ряда индустрий (услуги населению, торговля, авиасообщение и проч.). И наконец вторая волна эпидемии в 4К20 вызвала повторное введение карантинных ограничений.
Спад экономики по итогам года оказывается лучше ожиданий. В столь непростых условиях экономика России, по всей видимости, сократится всего на ~3,6 % г/г по итогам года. Это будет не так значимо, как спад глобального ВВП (ожидается -4,2%), а также многих других стран – как развитых, так и развивающихся. К примеру, оценка спада экономики Бразилии составляет 5,3%, Японии – 5,1%, Германии – 5,2%, Великобритании – 12%1 . Лучший показатель России является следствием ограниченного влияния пандемии, которое в основном сосредоточено в секторе МСП.
Перспективы 2021 г. На наш взгляд, экономика покажет улучшение динамики в 2021 г. Возврат к положительным темпам роста произойдет в 2К21. Совокупно по итогам 2021 г. мы прогнозируем рост реального ВВП на 2,0–2,5% г/г. Наш прогноз основан на среднегодовых ценах на нефть в 54,6 долл. за барр. в 2021 г.
Возможно ли более быстрое восстановление? Чтобы восстановление экономики было более быстрым (3%+), необходимо, на наш взгляд, выполнение двух условий. Во-первых, улучшение динамики добычи нефти. По нашей оценке, сокращение добычи отняло 2 п.п. ВВП в этом году. Этот фактор оказался вторым по значимости для экономики после "жесткого" карантина в 2К20. Во-вторых, перестройка модели поведения населения со сбережений на потребление. В 2020 г. население отказалось от ряда товаров и услуг в пользу вложений в ценные бумаги, наличную валюту и недвижимость. Активизация потребительского поведения россиян за счет накоплений является залогом более быстрого восстановления экономики в 2021 г.
Источник: Росстат, расчеты Газпромбанка
Источник: Росстат, ЦБ РФ, расчеты Газпромбанка
Монетарная политика: ставки останутся низкими на фоне замедления инфляции
В 2020 г. ЦБ РФ перешел к стимулирующей монетарной политике, совокупно уменьшив ключевую ставку на 200 б.п. до 4,25%. Помимо этого, как мы и предсказывали, регулятор сузил диапазон нейтральной ставки до 5–6%, указывая на сохранение относительно низких ставок в ближайший год. Пересмотр политики регулятора в пользу более мягкой модели связан как с умеренной динамикой цен, так и с необходимостью поддержки экономики в условиях рецессии.
Инфляция окажется вблизи 5% г/г по итогам 2020 г., что превышает целевой уровень ЦБ в 4%. Ускорение инфляции в последние месяцы вызвано такими временными факторами, как ослабление рубля и снижение предложения ряда продуктов питания. В частности, сказывается снижение урожая сахарной свеклы и подсолнечника, что вылилось в удорожание сахара и подсолнечного масла. По нашей оценке, эти факторы добавили ~2,0 п.п. к инфляции в этом году.
Рост цен замедлится до 3,0–3,5% по итогам 2021 г. Несмотря на значимое ускорение инфляции в последние месяцы, мы ожидаем ее замедления в следующем году. Эффект переноса валютных колебаний на цены достаточно быстро проходит. По нашим оценкам, он полностью завершается в течение 1–3 месяцев. Мы также ожидаем ценовую нормализацию в продовольственной инфляции в результате объявленных изменений в тарифно-таможенной политике на продуктовом рынке.
Ключевая ставка останется вблизи 4,0% в 2021 г. В нашем базовом сценарии политика регулятора сохранится мягкой на фоне замедления инфляции и восстановительного роста экономики. Невысокие темпы роста реальных доходов населения в следующем году после глубокого падения в 2020 г. (на 5%, по нашей оценке) будут препятствовать росту цен. Поддержка экономики со стороны бюджетной политики также снизится, охлаждая внутренний спрос. Процентная политика ЦБ РФ будет иметь ключевое значение для выхода экономики из кризиса, и потому мягкая политика останется актуальной. Мы ожидаем повышения ставок не ранее 2022 г.
Альтернативный сценарий роста ключевой ставки в 2021 г. Мы также рассмотрели альтернативный сценарий – повышение ключевой ставки уже в следующем году. На наш взгляд, ЦБ может ужесточить политику в случае сочетания двух факторов: 1) инфляция на уровне 4,5–5,0% г/г и 2) V-образное ускорение роста экономики. В этом случае регулятор будет вынужден повышать ставку (до уровня 5,0–5,5%), переходя к нейтральной политике.
Источник ЦБ РФ, Росстат, расчеты Газпромбанка
Источник: Росстат, расчеты Газпромбанка
Рубль: укрепление на фоне улучшения внешнего фона
Динамика курса рубля в уходящем году складывалась под влиянием нескольких факторов. Прежде всего это масштабное падение нефтяных котировок и геополитика. Однако рубль завершает декабрь на ~10% крепче минимумов этого года. В 2021 г. мы ожидаем сохранения тренда на укрепление на фоне роста цен на нефть и снижения риск-премии для России.
Весеннее падение цен на нефть имело ограниченный эффект на рубль. Обвал нефтяных котировок на 60% в марте привел в действие целый арсенал защитных инструментов валютного рынка со стороны Банка России. ЦБ РФ начал финансировать выпадающие экспортные доходы продажей валюты из своих резервов, а также проводить регулярные продажи валюты в рамках бюджетного правила. Всего в 2К20 регулятор продал 20 млрд долл., что позволило стабилизировать валютный рынок. При этом повышение цен на золото привело к тому, что золотовалютные резервы регулятора даже выросли за год на 30 млрд долл. до 590 млрд долл.
В 2021 г. мы ожидаем укрепления валютного курса до 71,0 руб./долл. на фоне повышения среднегодовых цен на нефть до 54,6 долл. за барр. Однако динамика нефтяных котировок будет неоднородной в течение следующего года. Мы ожидаем, что цены на нефть превысят 60 долл. за барр. в 2К21 на фоне роста глобального спроса на нефтепродукты, а затем опустятся до 48 долл. в 4К21 по причине увеличения добычи нефти в ряде стран (Ливия, Иран, Венесуэла и США). "Качели" на нефтяном рынке наложат свой отпечаток и на динамику курса рубля. Однако действие бюджетного правила продолжит сдерживать влияние нефтяных котировок на валютный рынок. При благоприятной конъюнктуре начнется покупка валюты, что будет ограничивать укрепление рубля.
Мы также ожидаем снижения премии за риск. Несмотря на сильные фундаментальные преимущества России (низкая инфляция, умеренный спад ВВП, невысокий уровень госдолга), динамика рубля в 2020 г. оказалась близкой к наиболее уязвимым странам ЕМ (Турция, Бразилия и др.). По нашим оценкам, курс рубля в 2020 г. был недооценен относительно равновесного значения на 2– 3 рубля. Эта величина (помимо всего прочего) включает геополитическую премию за риск. В новом году мы ожидаем снижения геополитической напряженности в адрес России. Это означает, что динамика рубля станет менее волатильной и будет соответствовать динамике группы стабильных валют в ЕМ, таких как Венгрия, Румыния и др.
Примечание: в ноябре-декабре продажа валюты была также увеличена за счет сделки с акциями Аэрофлота.
Источник Bloomberg
Примечание: указаны средние курсы валют и цены на нефть за период.
Источник: расчеты Газпромбанка
Бюджет: улучшение показателей
Дефицит бюджета в 2020 г. расширится до 4,7% ВВП. Столкнувшись с "коронакризисом", бюджетная политика была скорректирована в сторону увеличения госрасходов. По оценке Минфина, программа поддержки экономики превысила 4,0 трлн руб. (4,0% ВВП) в этом году. В результате планируемый дефицит бюджета по итогам года оценивается в 4,7 трлн руб. (4,4% ВВП). Вероятно, ведомство не успеет полностью выполнить программу госрасходов и дефицит окажется меньше (4,5 трлн руб., по нашей оценке).
Бюджетная консолидация в 2021 г. В следующем году бюджетная политика изменится в сторону повышения налогов и сокращения расходов. Это необходимо в условиях снижения доходов бюджета в связи с пандемией и падением цен на нефть (снижение доходов относительно "доковидного" уровня в 2020–2022 гг. ожидается на уровне 10%). Правительство планирует сократить антикризисную программу поддержки экономики (примерно в 2 раза). Эти меры необходимы для того, чтобы сбалансировать бюджет. Уже к 2022 г. Минфин планирует сократить дефицит бюджета до 1% ВВП. В результате в 2021 г. Минфин ожидает дефицит бюджета на уровне 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП) при среднегодовых ценах на нефть 45,3 долл. за барр.
Смягчение бюджетного правила. В 2021 г. будет произведено увеличение первичного дефицита бюджета на 0,9 трлн руб., а также компенсация выпадающих нефтегазовых доходов по сделке ОПЕК+ на 0,6 трлн руб. Это увеличение расходов де-факто означает смягчение бюджетного правила для поддержки восстановления после пандемии.
Мы ожидаем дефицит бюджета в 1,5% ВВП. Наша оценка базируется на более оптимистичном прогнозе среднегодовых цен на нефть в 54,6 долл. за барр., что увеличит нефтегазовые доходы на 1,2 трлн руб. относительно плана Минфина.
Исполнение бюджета также зависит от курса рубля. По нашим оценкам, ослабление курса на 1 рубль от официального прогноза на 2021 г. в 72,4 эквивалентно получению дополнительных 80 млрд руб. нефтегазовых доходов в год. В результате более слабый курс рубля снижает дефицит бюджета и, как следствие, уменьшает масштабы его финансирования.
Финансирование. Государственный долг останется основным источником финансирования дефицита бюджета. Его чистое привлечение в этом году составит 4,4 трлн руб. (4,0% ВВП) и снизится до 2,7 трлн руб. в 2021 г. Согласно долговой политике Минфина на ближайшие три года доля внутренних займов от совокупного объема составит ~80%. Средства ФНБ расходоваться практически не будут (95 млрд руб. в 2021 г. против 342 млрд руб. в 2020 г.). С учетом планов привлечения совокупный госдолг в ближайшие годы будет находиться в диапазоне 20–21% ВВП.
Источник Минфин РФ
Примечание: положительный баланс бюджета означает дефицит. В случае с ФНБ это означает продажу валюты. Госзаймы показаны в чистом выражении.
http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Согласно консенсус-прогнозам аналитиков, масштаб падения экономики в этом году составит менее 4,0%, что лучше ожидаемого сокращения глобального ВВП, а также ВВП многих развитых и развивающихся стран. Денежные власти вовремя перешли к стимулирующей политике в начале 2К20. ЦБ активно снижал ключевую ставку (в совокупности на 200 б.п. за год), Минфин использовал фискальный стимул (антикризисная программа правительства превысила 4,0% ВВП).
Ключевой вопрос – достаточно ли совершенных действий правительства и Банка России для возврата на устойчивую траекторию роста? На данный момент мы придерживаемся консервативной оценки динамики реального ВВП в следующем году. Вторая волна COVID-19 продолжит оказывать давление на экономику, восстановление будет умеренным. При этом массовая вакцинация и ослабление эпидемии будут иметь ключевое значение для быстрого "отскока" экономики.
Мы отмечаем ряд ключевых факторов, на которые инвесторам стоит обратить особое внимание в 2021 г.
Рост экономики. В этом году экономике России пришлось нелегко. Падение цен на нефть, ослабление рубля, разгон инфляции, пандемия COVID-19 – все эти факторы привели к спаду реального ВВП вблизи 3,6% г/г по итогам 2020 г., согласно нашему прогнозу. В следующем году мы прогнозируем восстановление экономической активности на фоне завершения пандемии, отскока нефтяных цен и укрепления рубля. Мы ожидаем реальный рост ВВП на уровне 2,0–2,5% в 2021 г. Для более быстрого восстановления, скажем, до 3,0%+ необходимо, на наш взгляд, выполнение двух условий: 1) повышение добычи нефти в рамках соглашений между странами группы ОПЕК+ и 2) активизация потребительского поведения населения, которое активно нарастило сбережения в 2020 г.
Монетарная политика. В 2020 г. ЦБ РФ перешел к стимулирующей монетарной политике, снизив ключевую ставку до исторического минимума 4,25%. Это позволило поддержать кредитование экономики, а также ослабить давление долговой нагрузки на население и бюджет. Однако ускорение инфляции в конце 2020 г., превышающее целевой уровень 4,0%, вновь ставит вопрос о потенциальном ужесточении политики регулятора. На наш взгляд, ставки останутся низкими на протяжении всего 2021 г., а инфляция вернется к цели в 2П21. По итогам 2021 г. мы сохраняем прогноз по инфляции и ключевой ставке на уровне 3,2% г/г и 4,0% соответственно.
Валютный рынок. В уходящем году динамика курса рубля была весьма нестабильной. Валютные колебания были вызваны разнонаправленными движениями цен на нефть, а также геополитической напряженностью. Однако, несмотря на непростой период, национальная валюта завершает год укреплением. В 2021 г. мы ожидаем сохранения этого тренда на фоне роста цен на нефть и снижения риск-премии для России. Мы ожидаем укрепления курса USD/RUB до 70,9 руб. в следующем году на фоне повышения среднегодовых цен на нефть до 54,6 долл. за барр.
Бюджет. Бюджетная политика в 2020 г. была перестроена с акцентом на антикризисную поддержку. Расходы были переориентированы на население, часть расходов на крупные инфраструктурные национальные проекты была перенесена. В следующем году политика Минфина вновь изменится. Ведомство планирует провести бюджетную консолидацию (повышение налогов и снижение расходов). Минфин ожидает дефицит бюджета на уровне 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП) при среднегодовых ценах на нефть 45,3 долл. за барр. Мы ожидаем более высоких нефтяных доходов при цене на нефть 54,6 долл./барр., при которой дефицит составит 1,5% ВВП.
Основные макроэкономические показатели и прогнозы
Источник: Росстат, ЦБ РФ, Минфин РФ, МВФ, Газпромбанк
Экономический рост: на пути к восстановлению
Целый "букет" препятствий в 2020 г. В этом году экономика России столкнулась сразу с несколькими вызовами. Падение цен на нефть весной спровоцировало ослабление рубля и разгон инфляции. Чтобы остановить обвал нефтяных котировок, Россия подписала соглашение с ОПЕК+ о крупном снижении добычи нефти с 1 мая. В 2К20 был объявлен масштабный карантин на территории страны, который вызвал приостановку деятельности ряда индустрий (услуги населению, торговля, авиасообщение и проч.). И наконец вторая волна эпидемии в 4К20 вызвала повторное введение карантинных ограничений.
Спад экономики по итогам года оказывается лучше ожиданий. В столь непростых условиях экономика России, по всей видимости, сократится всего на ~3,6 % г/г по итогам года. Это будет не так значимо, как спад глобального ВВП (ожидается -4,2%), а также многих других стран – как развитых, так и развивающихся. К примеру, оценка спада экономики Бразилии составляет 5,3%, Японии – 5,1%, Германии – 5,2%, Великобритании – 12%1 . Лучший показатель России является следствием ограниченного влияния пандемии, которое в основном сосредоточено в секторе МСП.
Перспективы 2021 г. На наш взгляд, экономика покажет улучшение динамики в 2021 г. Возврат к положительным темпам роста произойдет в 2К21. Совокупно по итогам 2021 г. мы прогнозируем рост реального ВВП на 2,0–2,5% г/г. Наш прогноз основан на среднегодовых ценах на нефть в 54,6 долл. за барр. в 2021 г.
Возможно ли более быстрое восстановление? Чтобы восстановление экономики было более быстрым (3%+), необходимо, на наш взгляд, выполнение двух условий. Во-первых, улучшение динамики добычи нефти. По нашей оценке, сокращение добычи отняло 2 п.п. ВВП в этом году. Этот фактор оказался вторым по значимости для экономики после "жесткого" карантина в 2К20. Во-вторых, перестройка модели поведения населения со сбережений на потребление. В 2020 г. население отказалось от ряда товаров и услуг в пользу вложений в ценные бумаги, наличную валюту и недвижимость. Активизация потребительского поведения россиян за счет накоплений является залогом более быстрого восстановления экономики в 2021 г.
Источник: Росстат, расчеты Газпромбанка
Источник: Росстат, ЦБ РФ, расчеты Газпромбанка
Монетарная политика: ставки останутся низкими на фоне замедления инфляции
В 2020 г. ЦБ РФ перешел к стимулирующей монетарной политике, совокупно уменьшив ключевую ставку на 200 б.п. до 4,25%. Помимо этого, как мы и предсказывали, регулятор сузил диапазон нейтральной ставки до 5–6%, указывая на сохранение относительно низких ставок в ближайший год. Пересмотр политики регулятора в пользу более мягкой модели связан как с умеренной динамикой цен, так и с необходимостью поддержки экономики в условиях рецессии.
Инфляция окажется вблизи 5% г/г по итогам 2020 г., что превышает целевой уровень ЦБ в 4%. Ускорение инфляции в последние месяцы вызвано такими временными факторами, как ослабление рубля и снижение предложения ряда продуктов питания. В частности, сказывается снижение урожая сахарной свеклы и подсолнечника, что вылилось в удорожание сахара и подсолнечного масла. По нашей оценке, эти факторы добавили ~2,0 п.п. к инфляции в этом году.
Рост цен замедлится до 3,0–3,5% по итогам 2021 г. Несмотря на значимое ускорение инфляции в последние месяцы, мы ожидаем ее замедления в следующем году. Эффект переноса валютных колебаний на цены достаточно быстро проходит. По нашим оценкам, он полностью завершается в течение 1–3 месяцев. Мы также ожидаем ценовую нормализацию в продовольственной инфляции в результате объявленных изменений в тарифно-таможенной политике на продуктовом рынке.
Ключевая ставка останется вблизи 4,0% в 2021 г. В нашем базовом сценарии политика регулятора сохранится мягкой на фоне замедления инфляции и восстановительного роста экономики. Невысокие темпы роста реальных доходов населения в следующем году после глубокого падения в 2020 г. (на 5%, по нашей оценке) будут препятствовать росту цен. Поддержка экономики со стороны бюджетной политики также снизится, охлаждая внутренний спрос. Процентная политика ЦБ РФ будет иметь ключевое значение для выхода экономики из кризиса, и потому мягкая политика останется актуальной. Мы ожидаем повышения ставок не ранее 2022 г.
Альтернативный сценарий роста ключевой ставки в 2021 г. Мы также рассмотрели альтернативный сценарий – повышение ключевой ставки уже в следующем году. На наш взгляд, ЦБ может ужесточить политику в случае сочетания двух факторов: 1) инфляция на уровне 4,5–5,0% г/г и 2) V-образное ускорение роста экономики. В этом случае регулятор будет вынужден повышать ставку (до уровня 5,0–5,5%), переходя к нейтральной политике.
Источник ЦБ РФ, Росстат, расчеты Газпромбанка
Источник: Росстат, расчеты Газпромбанка
Рубль: укрепление на фоне улучшения внешнего фона
Динамика курса рубля в уходящем году складывалась под влиянием нескольких факторов. Прежде всего это масштабное падение нефтяных котировок и геополитика. Однако рубль завершает декабрь на ~10% крепче минимумов этого года. В 2021 г. мы ожидаем сохранения тренда на укрепление на фоне роста цен на нефть и снижения риск-премии для России.
Весеннее падение цен на нефть имело ограниченный эффект на рубль. Обвал нефтяных котировок на 60% в марте привел в действие целый арсенал защитных инструментов валютного рынка со стороны Банка России. ЦБ РФ начал финансировать выпадающие экспортные доходы продажей валюты из своих резервов, а также проводить регулярные продажи валюты в рамках бюджетного правила. Всего в 2К20 регулятор продал 20 млрд долл., что позволило стабилизировать валютный рынок. При этом повышение цен на золото привело к тому, что золотовалютные резервы регулятора даже выросли за год на 30 млрд долл. до 590 млрд долл.
В 2021 г. мы ожидаем укрепления валютного курса до 71,0 руб./долл. на фоне повышения среднегодовых цен на нефть до 54,6 долл. за барр. Однако динамика нефтяных котировок будет неоднородной в течение следующего года. Мы ожидаем, что цены на нефть превысят 60 долл. за барр. в 2К21 на фоне роста глобального спроса на нефтепродукты, а затем опустятся до 48 долл. в 4К21 по причине увеличения добычи нефти в ряде стран (Ливия, Иран, Венесуэла и США). "Качели" на нефтяном рынке наложат свой отпечаток и на динамику курса рубля. Однако действие бюджетного правила продолжит сдерживать влияние нефтяных котировок на валютный рынок. При благоприятной конъюнктуре начнется покупка валюты, что будет ограничивать укрепление рубля.
Мы также ожидаем снижения премии за риск. Несмотря на сильные фундаментальные преимущества России (низкая инфляция, умеренный спад ВВП, невысокий уровень госдолга), динамика рубля в 2020 г. оказалась близкой к наиболее уязвимым странам ЕМ (Турция, Бразилия и др.). По нашим оценкам, курс рубля в 2020 г. был недооценен относительно равновесного значения на 2– 3 рубля. Эта величина (помимо всего прочего) включает геополитическую премию за риск. В новом году мы ожидаем снижения геополитической напряженности в адрес России. Это означает, что динамика рубля станет менее волатильной и будет соответствовать динамике группы стабильных валют в ЕМ, таких как Венгрия, Румыния и др.
Примечание: в ноябре-декабре продажа валюты была также увеличена за счет сделки с акциями Аэрофлота.
Источник Bloomberg
Примечание: указаны средние курсы валют и цены на нефть за период.
Источник: расчеты Газпромбанка
Бюджет: улучшение показателей
Дефицит бюджета в 2020 г. расширится до 4,7% ВВП. Столкнувшись с "коронакризисом", бюджетная политика была скорректирована в сторону увеличения госрасходов. По оценке Минфина, программа поддержки экономики превысила 4,0 трлн руб. (4,0% ВВП) в этом году. В результате планируемый дефицит бюджета по итогам года оценивается в 4,7 трлн руб. (4,4% ВВП). Вероятно, ведомство не успеет полностью выполнить программу госрасходов и дефицит окажется меньше (4,5 трлн руб., по нашей оценке).
Бюджетная консолидация в 2021 г. В следующем году бюджетная политика изменится в сторону повышения налогов и сокращения расходов. Это необходимо в условиях снижения доходов бюджета в связи с пандемией и падением цен на нефть (снижение доходов относительно "доковидного" уровня в 2020–2022 гг. ожидается на уровне 10%). Правительство планирует сократить антикризисную программу поддержки экономики (примерно в 2 раза). Эти меры необходимы для того, чтобы сбалансировать бюджет. Уже к 2022 г. Минфин планирует сократить дефицит бюджета до 1% ВВП. В результате в 2021 г. Минфин ожидает дефицит бюджета на уровне 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП) при среднегодовых ценах на нефть 45,3 долл. за барр.
Смягчение бюджетного правила. В 2021 г. будет произведено увеличение первичного дефицита бюджета на 0,9 трлн руб., а также компенсация выпадающих нефтегазовых доходов по сделке ОПЕК+ на 0,6 трлн руб. Это увеличение расходов де-факто означает смягчение бюджетного правила для поддержки восстановления после пандемии.
Мы ожидаем дефицит бюджета в 1,5% ВВП. Наша оценка базируется на более оптимистичном прогнозе среднегодовых цен на нефть в 54,6 долл. за барр., что увеличит нефтегазовые доходы на 1,2 трлн руб. относительно плана Минфина.
Исполнение бюджета также зависит от курса рубля. По нашим оценкам, ослабление курса на 1 рубль от официального прогноза на 2021 г. в 72,4 эквивалентно получению дополнительных 80 млрд руб. нефтегазовых доходов в год. В результате более слабый курс рубля снижает дефицит бюджета и, как следствие, уменьшает масштабы его финансирования.
Финансирование. Государственный долг останется основным источником финансирования дефицита бюджета. Его чистое привлечение в этом году составит 4,4 трлн руб. (4,0% ВВП) и снизится до 2,7 трлн руб. в 2021 г. Согласно долговой политике Минфина на ближайшие три года доля внутренних займов от совокупного объема составит ~80%. Средства ФНБ расходоваться практически не будут (95 млрд руб. в 2021 г. против 342 млрд руб. в 2020 г.). С учетом планов привлечения совокупный госдолг в ближайшие годы будет находиться в диапазоне 20–21% ВВП.
Источник Минфин РФ
Примечание: положительный баланс бюджета означает дефицит. В случае с ФНБ это означает продажу валюты. Госзаймы показаны в чистом выражении.
http://www.gazprombank.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу