Космическая индустрия не удивляла нас захватывающими новостями несколько лет, но в последние годы все изменилось.
На арену вышли частные предприниматели и основали несколько ведущих компаний – SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic. Бизнесмены прилагают много усилий, чтобы ускорить разработки и прогнозируют туристические полеты в космос на горизонте следующих десяти лет. В ноябре 2020 года NASA объявило о заключении 20 партнерских соглашений, направленных на то, чтобы «коммерческие космические технологии достигли зрелости». А затем в декабре Илон Маск выразил уверенность в том, что люди приземлятся на Марс уже в 2026 году.
При этом объективные успехи индустрии по-прежнему выглядят неоднозначно. Так, буквально на днях хедлайнером новостей стал прототип космического корабля Starship компании SpaceX, который взорвался уже после успешной, казалось бы, посадки на полигоне в Техасе. Вероятная причина возгорания – избыток ракетного топлива. И это, как известно, далеко не первый неудавшийся запуск.
Но даже несмотря на множество неудач, бизнесмены и инвесторы верят в перспективы туристических полетов в космос и вкладывают в потенциальных лидеров рынка будущего все более впечатляющие суммы. Только за 2020 год в индустрию было инвестировано более $17,5 млрд.
Пока Space X имеет самый большой опыт полетов среди других космических компаний и является наиболее крупным проектом космического сектора, но конкурент компании – детище американского миллиардера Ричарда Брэнсона Virgin Galactic – имеет свои амбиции.
Virgin Galactic или «космическая Tesla», как ее называют, – первая в мире публичная компания из сферы космического туризма. С октября 2019 года ее акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже, куда она вышла путем слияния с технической SPAC-компанией Social Capital Hedosophia Holdings. Тогда Virgin Galactic привлекла около $450 млн. С момента IPO к максимумам февраля 2021 года стоимость акций выросла почти в 5 раз – с $12 до $59,4 за штуку. При этом только в прошлом году бумаги с марта взлетели на 175%, благодаря преимущественно объявленному государственно-частному партнерству в исследованиях космоса. Но затем на фоне крайне слабого отчета за IV квартал, представленного в феврале, рухнули более чем на 20% и продолжают снижаться. Рынок был готов к тому, что компания зафиксирует убыток, но вот постоянно отодвигающиеся сроки старта коммерческих полетов, а значит и момент выхода на стабильную выручку, видимо, разочаровали инвесторов.
Давайте разбираться. К настоящему времени около 600 человек предварительно купили место на борту Virgin Galactic по средней цене около $250 тысяч за билет. Таким образом, предполагается, что один такой полет будет приносить компании примерно $1,5 млн. Важно понимать, во сколько обходятся такая космическая одиссея. По данным NASA, одна миссия стоит около $450 млн, а запуск современных ракет Falcon 9 SpaceX обходится в $50 млн. Учитывая дополнительные расходы, можно предположить, что Virgin Galactic вряд ли будет прибыльной в ближайшие несколько лет.
Но фундаментальный анализ в данном случае далеко не главное. Конечно, совершенно нельзя утверждать, что акции компании растут из-за каких-либо объективных причин, например, связанных с улучшением финансовых и операционных показателей. В свою очередь, делать прогнозы в этой непредсказуемой пока индустрии на таком относительно коротком периоде крайне сложное и неблагодарное занятие. Очевидно одно - клиентами Virgin Galactic, по крайней мере в первое время, будут исключительно богатые люди. В этом плане компания неплохо вписывается в долгосрочный тренд.
Вместе с тем, для инвесторов, интересующихся вложениям в космические технологии, и в том числе в космический туризм, лучшим советом, пожалуй, станет напоминание о принципе диверсификации. В этом смысле можно рассматривать акции Virgin Galactic как инвестицию с высокой потенциальной доходностью, но и крайне высоким риском, так как на данный момент компания только пытается запустить первые коммерческие полеты в космос и не имеет стабильной выручки.
В подтверждении тезиса о повышенном риске и доходности проанализируем характер движения акций компании. Virgin Galactic с начала торгов в сентябре 2017 года показывает среднюю годовую доходность в размере 58,70%, при волатильности 68,79%. Очевидно, что цифры так велики из-за небольшой торговой истории, и в дальнейшем они будут снижаться. Но текущее соотношение доходности к риску (Sharpe Ratio) оценивается в 0,85. В то же время показатели S&P 500 за аналогичный период составили 16,54% и 21,75% для доходности и волатильности соответственно, при коэффициенте Шарпа в 0,76.
Это указывает на то, что акции Virgin Galactic за прошедшие три с половиной года торгов показали лучшее соотношение доходности к риску, чем рынок. Однако важно понимать, что огромные колебания цены акции однозначно не подойдут инвесторам с низкой толерантностью к риску. Согласно показателю Value at Risk в 95%, за период с сентября 2017 года до марта 2021 года вероятность Virgin Galactic за день потерять 6% и более составляла 5%. Что касается индекса S&P 500, то здесь с 5% вероятностью дневная потеря составила бы только 2,13% и более.
Интерес инвесторов, которые готовы взять на себя больший риск, подогревает положительная скошенность дневных доходностей Virgin Galactic (1,06). Это означает, что при частых небольших дневных потерях, акциям свойственен взрывной рост - сильные положительные выбросы. В то время как с рынком ситуация обратная – скошенность доходностей индекса S&P 500 составила -0,73. Тут чаще бывает небольшой дневной рост и редкие сильные просадки.
Подводя итоги, стоит отметить, что в качестве одного из пионеров в области космических путешествий и потенциального лидера, несомненно, перспективной индустрии, Virgin Galactic представляет интерес с точки зрения инвестиций. Компания определенно способна навсегда поменять представление людей о путешествиях, но не нужно забывать о рисках – регуляторных, операционных и этических. А что, если людям будет страшно и одиноко в космосе?
На арену вышли частные предприниматели и основали несколько ведущих компаний – SpaceX, Blue Origin и Virgin Galactic. Бизнесмены прилагают много усилий, чтобы ускорить разработки и прогнозируют туристические полеты в космос на горизонте следующих десяти лет. В ноябре 2020 года NASA объявило о заключении 20 партнерских соглашений, направленных на то, чтобы «коммерческие космические технологии достигли зрелости». А затем в декабре Илон Маск выразил уверенность в том, что люди приземлятся на Марс уже в 2026 году.
При этом объективные успехи индустрии по-прежнему выглядят неоднозначно. Так, буквально на днях хедлайнером новостей стал прототип космического корабля Starship компании SpaceX, который взорвался уже после успешной, казалось бы, посадки на полигоне в Техасе. Вероятная причина возгорания – избыток ракетного топлива. И это, как известно, далеко не первый неудавшийся запуск.
Но даже несмотря на множество неудач, бизнесмены и инвесторы верят в перспективы туристических полетов в космос и вкладывают в потенциальных лидеров рынка будущего все более впечатляющие суммы. Только за 2020 год в индустрию было инвестировано более $17,5 млрд.
Пока Space X имеет самый большой опыт полетов среди других космических компаний и является наиболее крупным проектом космического сектора, но конкурент компании – детище американского миллиардера Ричарда Брэнсона Virgin Galactic – имеет свои амбиции.
Virgin Galactic или «космическая Tesla», как ее называют, – первая в мире публичная компания из сферы космического туризма. С октября 2019 года ее акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже, куда она вышла путем слияния с технической SPAC-компанией Social Capital Hedosophia Holdings. Тогда Virgin Galactic привлекла около $450 млн. С момента IPO к максимумам февраля 2021 года стоимость акций выросла почти в 5 раз – с $12 до $59,4 за штуку. При этом только в прошлом году бумаги с марта взлетели на 175%, благодаря преимущественно объявленному государственно-частному партнерству в исследованиях космоса. Но затем на фоне крайне слабого отчета за IV квартал, представленного в феврале, рухнули более чем на 20% и продолжают снижаться. Рынок был готов к тому, что компания зафиксирует убыток, но вот постоянно отодвигающиеся сроки старта коммерческих полетов, а значит и момент выхода на стабильную выручку, видимо, разочаровали инвесторов.
Давайте разбираться. К настоящему времени около 600 человек предварительно купили место на борту Virgin Galactic по средней цене около $250 тысяч за билет. Таким образом, предполагается, что один такой полет будет приносить компании примерно $1,5 млн. Важно понимать, во сколько обходятся такая космическая одиссея. По данным NASA, одна миссия стоит около $450 млн, а запуск современных ракет Falcon 9 SpaceX обходится в $50 млн. Учитывая дополнительные расходы, можно предположить, что Virgin Galactic вряд ли будет прибыльной в ближайшие несколько лет.
Но фундаментальный анализ в данном случае далеко не главное. Конечно, совершенно нельзя утверждать, что акции компании растут из-за каких-либо объективных причин, например, связанных с улучшением финансовых и операционных показателей. В свою очередь, делать прогнозы в этой непредсказуемой пока индустрии на таком относительно коротком периоде крайне сложное и неблагодарное занятие. Очевидно одно - клиентами Virgin Galactic, по крайней мере в первое время, будут исключительно богатые люди. В этом плане компания неплохо вписывается в долгосрочный тренд.
Вместе с тем, для инвесторов, интересующихся вложениям в космические технологии, и в том числе в космический туризм, лучшим советом, пожалуй, станет напоминание о принципе диверсификации. В этом смысле можно рассматривать акции Virgin Galactic как инвестицию с высокой потенциальной доходностью, но и крайне высоким риском, так как на данный момент компания только пытается запустить первые коммерческие полеты в космос и не имеет стабильной выручки.
В подтверждении тезиса о повышенном риске и доходности проанализируем характер движения акций компании. Virgin Galactic с начала торгов в сентябре 2017 года показывает среднюю годовую доходность в размере 58,70%, при волатильности 68,79%. Очевидно, что цифры так велики из-за небольшой торговой истории, и в дальнейшем они будут снижаться. Но текущее соотношение доходности к риску (Sharpe Ratio) оценивается в 0,85. В то же время показатели S&P 500 за аналогичный период составили 16,54% и 21,75% для доходности и волатильности соответственно, при коэффициенте Шарпа в 0,76.
Это указывает на то, что акции Virgin Galactic за прошедшие три с половиной года торгов показали лучшее соотношение доходности к риску, чем рынок. Однако важно понимать, что огромные колебания цены акции однозначно не подойдут инвесторам с низкой толерантностью к риску. Согласно показателю Value at Risk в 95%, за период с сентября 2017 года до марта 2021 года вероятность Virgin Galactic за день потерять 6% и более составляла 5%. Что касается индекса S&P 500, то здесь с 5% вероятностью дневная потеря составила бы только 2,13% и более.
Интерес инвесторов, которые готовы взять на себя больший риск, подогревает положительная скошенность дневных доходностей Virgin Galactic (1,06). Это означает, что при частых небольших дневных потерях, акциям свойственен взрывной рост - сильные положительные выбросы. В то время как с рынком ситуация обратная – скошенность доходностей индекса S&P 500 составила -0,73. Тут чаще бывает небольшой дневной рост и редкие сильные просадки.
Подводя итоги, стоит отметить, что в качестве одного из пионеров в области космических путешествий и потенциального лидера, несомненно, перспективной индустрии, Virgin Galactic представляет интерес с точки зрения инвестиций. Компания определенно способна навсегда поменять представление людей о путешествиях, но не нужно забывать о рисках – регуляторных, операционных и этических. А что, если людям будет страшно и одиноко в космосе?
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба