Страх не покинет финансовые рынки
Джеймс Карвилл, политический советник Билла Клинтона, как-то сказал, что в следующей жизни с удовольствием воплотился бы в виде рынка облигаций, чтобы иметь возможность шантажировать кого угодно. Недавно фондовые рынки продемонстрировали всем свое умение размахивать кастетом. Ветер, однако, дул вовсе не с Уолл Стрит, когда 22 января ФРС решила резко снизить ставку на три четверти пункта; за день до этого рынки США были закрыты, поскольку вся Америка праздновала День Мартина Лютера Кинга. Решение ФРС было вызвано падением мировых рынков и перспективами, падения промышленного индекса Доу-Джонса на 500 пунктов сразу после открытия - на которое указывали торги на рынке фьючерсов. Неудивительно, что теперь все трейдеры говорят о таком явлении, как "пут Бернанке", подразумевая, что он теперь по аналогии с предшественником, Аланом Гринспеном, будет всегда приходить на помощь страдающим рынкам.
Затем, 23 января рынки взяли на заметку еще один успех: после стремительного обвала цен на акции двух крупнейших страховщиков облигаций, вдруг, откуда ни возьмись, появилась надежда на спасение. Помощь пришла как раз вовремя. Еще в середине дня 23 января многие фондовые рынки, включая и американский NASDAQ, потеряли как минимум 20% от своих максимальных уровней. Такое движение просто замкнуло их на медвежьей территории (см. график). Мировые фондовые рынки, если судить по индексу MSCI, были там же. Несмотря на небольшое восстановление 23 января SnP 500 все еще не досчитывался 14,5% от своего рекордного уровня, зафиксированного в октябре. Рынки уже выбирались из такого положения раньше, особенно если вспомнить 1998 год, когда сокращение вернуло бодрость духа в самом начале азиатского кризиса и провала компании Long-Term Capital Management, американского хеджевого фонда. Указывает ли недавнее восстановление на поворотный момент или всего лишь на короткую передышку перед медвежьим рывком, зависит то того, достаточно ли своевременные и серьезные шаги предприняла ФРС, чтобы спасти Америку от рецессии. Это также зависит еще и от реакции всех стран на события, разворачивающиеся в США.
Существует масса причин для пессимизма. Кредитный рынок, который, является средоточием кризиса кредитования, но не собственного капитала, до сих пор выглядит ослабленным. По состоянию на 23 января стоимость европейских спекулятивных облигаций за предыдущий месяц выросла почти на полтора процентных пункта (см. график). Кредитный кризис продолжает подтачивать силы финансовой системы, что может негативно сказаться на возможностях банков предоставлять заемные средства. Наводнение рынков ликвидностью, произошедшее ближе к концу прошлого года, позволило снять напряжение на межбанковском рынке. Однако, спустя год после появления первых признаков проблем на рынке субстандартного кредитования, мы видим, что цены на жилье продолжают падать, а инвестиционные банки отчитываются за еще большее потери от ипотечной деятельности. Если суть проблем до сих пор кроется в рынке субстандартного ипотечного кредитования, то от этой болезни не спасет никакой карантин, введенный на территории США. До начала 2008 года инвесторы успокаивали себя идеей размежевания. Они верили, что остальные страны, в особенности азиатские, продолжат наращивать темпы роста несмотря ни на что. В целом, большинство стран, в частности развивающиеся страны Азии, стали менее подвержены влиянию со стороны Америки, чем это было раньше. Тем не менее, универсальный индикатор состояния мирового фрахтового рынка Baltic Dry Index отразил снижение объемов мировых сделок (это может также свидетельствовать об увеличении предложения на этом рынке), а цены на сырье (в том числе нефть) поползли вниз на фоне опасений по поводу снижения темпов роста мировой экономики.
Развивающиеся рынки, на счету которых по итогам прошлого года оказалось гораздо больше побед, чем у всего развитого мира, в начале года нынешнего несколько приуныли. Не удержались на ногах и рискованные валюты, им пришлось уступить японским иенам и швейцарским франкам. Вечно недовольные рынки фьючерсов теперь готовы поклясться, что ФРС, которая понизила ставку и на плановом заседании, снова пойдет на снижение. Смогут ли дополнительные пол процента остановить череду провалов? Здесь успокаивает только одно, что, по словам Тойна Драаизма (Teun Draaisma) из Morgan Stanley, по итогам наблюдений с 1970 года в 15 случаях, когда ФРС снижала ставку на 75 базисных пунктов или больше, рынки ценных бумаг в среднем за последующие шесть месяцев вырастали на 10,3%. Фредрик Нербранд из банка HSBC, со своей стороны утверждает, что рынки готовятся к откату, поскольку торговля становится все более беспорядочной. Однако даже если снижение ставки вернет уверенность трейдерам, это все равно не сможет остановить череду падений прибыли корпораций, поскольку может оказаться несвоевременным. Согласно мнению Тима Бонда (Tim Bond) из Barclays Capital, недавние падения цен на акции американских и европейских компаний повлекли за собой уменьшение прибыли на 20% или около того от высшей точки экономического цикла. А это близко к среднему показателю потерь, зафиксированных компаниями за предыдущие несколько месяцев. Однако этот цикл отличается большей интенсивностью, чем обычно; прибыль за последнее время достигла 40-калетнего максимума в пересчете на долю от ВВП США. Отсюда появляется предположение, что ей нужно еще снизиться, чтобы вернуться к среднему значению.
Черная полоса для доллара
Действия ФРС способны оказывать влияние не только на фондовые биржи. Алан Раскин (Alan Ruskin) из Royal Bank of Scotland отмечает, что резкое снижение ставок означает, что доллар рискует стать валютой финансирования для спекулятивных сделок ?carry trade?, т.е. занять место вечно невезучей японской иены. (Прим. Profinance.ru: такая торговля подразумевает заимствование в валюте с низкой процентной ставкой и инвестирование вырученной суммы в валюту с высокой ставкой). Г-н Раскин говорит, что разница между 12-тимесячным курсом доллара и швейцарского франка уже достигла минимума, зафиксированного в период, когда ФРС уменьшила ставку до 1%. "К концу этого периода краткосрочные ставки по доллару опустятся ниже всех 40 ликвидных валют за исключением японской иены, а также гонконгского и тайваньского доллара". Если доллар станет участником спекулятивных сделок carry, это еще больше подорвет его силы. А падающая валюта еще никогда не служила веским аргументом для иностранцев, желающих вкладывать средства в активы Америки. Как отмечает Дэвид Бауэрс (David Bowers), эксперт компании Absolute Strategy Research, кризис субстандартного кредитования "дестабилизировал симбиотические взаимоотношения, в которых пребывали американские потребители и сберегатели из азиатских и ближневосточных стран". Кроме того, те самые зарубежные инвесторы могут здорово испугаться, распознав направление, которое выбрала для своей политики ФРС. Они уже наблюдали сокращение ставки в ответ на августовский кредитный кризис, а теперь все снова повторяется с той лишь разницей, что на этот раз критическая ситуация возникла на рынке ценных бумаг. Они могут начать думать, что ФРС растеряла все свои навыки сторожевого пса по борьбе с инфляцией и превратилась в щенка лабрадора. Благодаря замедлению темпов роста мировой экономики Америка может не опасаться инфляции в краткосрочной перспективе. Однако перспективы на более длительный период от этого становятся только хуже. И как заметил еще в 90-е годы Джеймс Карвилл, члены комитета бдительности на рынке облигаций могут стать злейшими врагами, если они почувствуют, что ими пренебрегают.
По материалам печатного издания The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу