Как инвестировать в акции морских грузоперевозчиков » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Как инвестировать в акции морских грузоперевозчиков

29 марта 2021 БКС Экспресс Галактионов Игорь
Севший на мель в конце марта 2021 г. 400-метровый контейнеровоз Ever Given не только блокировал движение по одной из важнейших транспортных артерий, но и на несколько дней приковал внимание участников рынка. Событие затронуло многие связанные с перевозкой грузов отрасли, в том числе нефтегазовую.

В свете таких событий будет полезно разобраться, что же представляет из себя сфера морских грузоперевозок, как она связана с другими рынками и какие здесь возможности для инвестиций.

Судоходная отрасль является одной из важнейших в современной международной торговле. Несмотря на то, что морские грузоперевозки являются достаточно долгим способом транспортировки грузов, одновременно они же остаются наиболее дешевыми. Порядка 90% перевозки всех грузов планеты приходится именно на судоходство и лишь 10% — на перевозки по земле и воздуху.

Низкую себестоимость, в значительной степени, обеспечивают большая вместимость судов и невысокие расходы на топливо. Судоходные двигатели работают на мазуте. Это разновидность темных нефтепродуктов, которая представляет из себя последнюю фракцию при перегонке нефти. Он ощутимо дешевле других нефтепродуктов, что играет немаловажную роль в экономике морских компаний.

Фьючерсы на мазут торгуются на биржах ICE и CME. Одним из ключевых бенчмарков являются контракты NY Harbor ULSD с торговым кодом HO (Heating Oil). Контракт котируется в долларах США за галлон (3,785 литра), объем контракта составляет 42 000 галлонов или 1000 баррелей. Среди рыночных факторов, влияющих на цену мазута, можно отметить динамику цен на нефть, а также спрос со стороны судоходной отрасли и отопительного сектора, поскольку основная доля потребления мазута приходится именно на них.

Как инвестировать в акции морских грузоперевозчиков


Грузоподъемность судна называется дедвейт (dwt) — сумма массы полезного и необходимого груза, которую можно разместить на борту. Измеряется в тоннах. Для контейнеровозов также существует отдельная метрическая система в единицах TEU (двадцатифутовый эквивалент), означающие количество стандартных контейнеров, которые могут быть погружены на корабль.

Для сухогрузов может применяться следующая классификация:

Handysize (20–30 тыс. тонн)
Handymax (36–49 тыс. тонн)
Supramax/Ultramax (50–66 тыс. тонн)
Panamax/Kamsarmax (65–82 тыс. тонн)
Post Panamax/Mini Cape (87–120 тыс. тонн)
Capesize (120–200 тыс. тонн)
Valemax/Chinamax (220–400 тыс. тонн)
Классификация для нефтяных танкеров:

Handysize (10–37тыс. тонн)
Medium Range (35–45 тыс. тонн)
Panamax (60–80 тыс. тонн)
Aframax (90–120 тыс. тонн)
Suezmax (120–160 тыс. тонн)
VLCC (Very Large Crude Carrier — 240–320 тыс. тонн)

Интересный факт: В период наиболее жесткой фазы карантина в апреле 2020 г., когда спрос на нефть упал на 20%, нефтетрейдеры использовали крупные суда в качестве плавучих хранилищ. Из-за ценовой структуры рынка, известной как контанго, было выгоднее платить за фрахт судов и заключать контракты с более дальним сроком поставки, нежели продавать нефть по текущим ценам. Это привело к тому, что ставки на фрахт судов VLCC резко подскочили. Суда просто стояли в море, загруженные нефтью, и ожидали разгрузки в будущем.

В судоходной отрасли можно выделить следующих действующих лиц. Судно принадлежит судовладельцу, который сдает его в аренду за плату — фрахт. Арендатор, или фрахтователь – это торговая компания, заинтересованная в перевозке грузов на дальние расстояния. Между ними заключается договор фрахта, который называется чартер. Различают два основных вида чартеров:

- Рейсовый чартер (voyage charter) — договор заключается на один рейс. В этом случае фрахтователь арендует судно для доставки определенного объема грузов по конкретному маршруту. За это он платит судовладельцу определенную ставку фрахта (freight rate), умноженную на тоннаж судна.

- Временной чартер (time-charter) — фрахтователь арендует судно на определенный срок и платит за него фиксированную ставку посуточно. В этом случае расходы на топливо фрахтователь оплачивает отдельно.

Как правило, ставки фрахта котируются в долларах за тонну и различаются в зависимости от маршрута и типа груза. Важной фрахтовой биржей выступает Балтийская биржа в Лондоне, корни которой уходят в колониальные времена, когда Великобритания была крупнейшей торговой империей мира. Она выступает как посредник в заключении договоров фрахта, оказывает сервисные услуги, а также является провайдером информации о всех сделках, которые заключаются в отрасли.

Балтийская биржа рассчитывает индекс Baltic Dry Index (BDY), который отражает динамику ставок фрахта на широкий спектр различных сухих грузов по 20 основным маршрутам. В отличие от более узких индексов, данные по индексу BDI на ежедневной основе можно найти в открытых источниках, чтобы лучше представлять ситуацию на рынке морских грузоперевозок. На рынке фрахта можно отметить достаточно выраженную сезонность. Как правило, пик спроса приходится на конец года, после чего в I квартале наблюдается спад.

На графике BDI хорошо видно, что во II квартале отрасль переживала далеко не лучшие времена. Сезонное снижение совпало с общемировым карантином, из-за чего показатель достигал минимума с 2016 г.



Помимо судовладельца и фрахтователя, в отрасли задействованы и другие игроки. Обслуживание и управление судном владелец обычно поручает специальной управляющей компании. Она поддерживает корабль в необходимом состоянии и нанимает экипаж для его управления.

Все суда страхуются, так как форс-мажор в море может привести к огромным потерям для фрахтователя и судовладельца. Страховые премии зависят от рисков, которые ассоциированы с тем или иным видом груза и маршрутом его перевозки. Например, в период эскалации конфликта между США и Ираном в Персидском заливе в 2019 г. страховые премии для судов в этом регионе резко выросли.

В последние годы на рынке страхования судов происходит консолидация. Средний размер страховой премии за последние 3 года вырос на 10–15%. Немаловажную роль в этом удорожании сыграла пандемия COVID-19.

Как заработать на восстановлении отрасли

Морские грузоперевозки, как и многие другие отрасли, серьезно пострадали в период общемирового карантина из-за COVID-19. Спрос по-прежнему остается ниже уровней начала 2019 г. Потенциал отказа от жестких ограничительных мер и восстановление спроса на сухие товары, углеводороды и другие грузы может поддержать компании сектора.

На российском рынке способов инвестировать судоходную отрасль не так много. По сути, выбор ограничивается акциями Совкомфлота, которые впервые получили листинг на Московской бирже в 2020 г.

Среди зарубежных имен перечень акций и их мультипликаторы представлены ниже.


http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter