29 марта 2021 investing.com Чесноков Игорь
Фондовый рынок – это отражение «реального» мира под увеличительным стеклом. Благодаря более высоким скоростям и отсутствию каких-либо ограничений на самовыражение, кроме размера капитала, видны все характерные особенности человека как индивида. А на уровне рынков человечества как вида.
Почему психология так важна для инвестирования? Это фильтр или линза, через которую преломляется вся информация, которая поступает к нам из окружающего мира. Это справедливо для повседневной жизни, но особенно актуально на фондовом рынке, который по сути – чистая информация, лишенная каких-либо «объективных» характеристик. Также, часто рынок показывает свойства, значение которых неочевидно или противоположно норме. Например, в «реальном» мире, глядя на дом, мы с вами, скорее всего, согласимся с тем, что это именно дом, а не что-то другое. Это универсальная истина, которую понимают те, кто вырос в современном обществе.
На фондовом рынке нет «домов» — есть лишь бесконечное пространство для интерпретаций. Но это не значит, что человек не пытается примерить на него привычные для «реального» мира фильтры, в том числе и эмоциональный. Проще говоря, многие инвесторы (и профессионалы) приходят на рынок подверженными психологии толпы. Как она формируется?
Сотни тысяч лет назад у прародителей человека не было вербальных средств коммуникации – язык в современном виде не существовал! Но потребность в быстром оповещении об опасностях и возможностях была очень выраженной. Любой хищник был фатальной угрозой для человека, у которого не было ни когтей, ни острых зубов. Ответом человека стала более высокая, чем у большинства других видов, способность организовываться – формировать охотничьи и боевые отряды, племена и другие общественные структуры, которые стали прообразами того мира, в котором мы живем сейчас. Это, в свою очередь, повлекло за собой возникновение новых вопросов – передачи не только оповещений, но и навыков, которые человек стремительно начинал формировать.
Как уже было сказано выше, языка на заре цивилизации не существовало – он развивался не до, а параллельно со становлением человека. Преимуществом нашего вида стали зеркальные нейроны, благодаря которым люди получили возможность не только быстро перенимать эмоциональное состояние друг друга, но также повторять действия. Таким образом эффективность защиты от хищников, коллективной охоты и всех прочих аспектов человеческой деятельности существенно выросла. Итог — вершина пищевой цепи. В ходе этого восхождения человеческий мозг разработал множество полуавтоматических способов реагирования на информацию, которые остались с нами сейчас в нынешнем веке.
Думаю, что теперь понятно, какая часть нашей не только психики, но и органики ответственна за надувание, например пузырей (все покупают и радуются, и я покупаю), или за резкие обвалы на рынке (все продают, и я продаю). Но есть отличие: рынок — это не охотничья партия, и даже не племя, а совокупность всех участников со всего мира, организованных и не очень, а также их компьютеров. То есть, по сути, это все экономически активное человечество сразу. Различие в масштабе — новый тренд создается коллективными действиями относительно небольшого количества участников с непропорционально большим объемом капитала (smart money и с недавних времен ЦБ США), а все остальные лишь участвуют в инерции, которая формируется данным импульсом (тренд).
Очень часто, в силу отсутствия в непосредственном окружении инвестора компетенции по обнаружению этого тренда и его развитию, в силу вступает другой закон человеческой психики — инерция, о которой мы поговорим более подробно потом. На практике многие покупают незадолго до вершин, а продают с убытком или запирают капитал в просевших инструментах, что приводит к убыткам не только из-за просадки, но и из-за простоя капитала вместо применения в актуальных инструментах.
Информация запаздывает за движением цены. В результате многие инвесторы становятся теми самыми участниками племени, которые при приближении тигра вскакивали последними. А из-за непропорционального распределения капитала среди участников очень часто таким отстающим «меньшинством» становится большинство ритейл-инвесторов и небольших организаций.
Пусть и не новым, но прекрасным примером того, как работают зеркальные нейроны в коллективных инвестициях, можно привести недавнюю историю с акциями GameStop (NYSE:GME), потому что она показывает механику происходящего в миниатюре. В качестве смарт мани (крупных участников) выступили инициаторы кампании — они аккумулировали первые позиции в бумаге до ее взрывного роста. Не располагая достаточным капиталом для того, чтобы «двинуть» цену бумаги, они мобилизовали покупательскую способность своего интернет-сообщества и вместе погнали «мамонтов» из хедж-фондов наверх, к покрытию шортовых позиций. Исторические аналогии более чем уместны — охота была успешной. С другой стороны, было и есть немало тех, кто пришел в эту историю поздно и в итоге оказался за бортом.
Такие истории об инвестициях неизбежны на организованном рынке. Они были и будут продолжаться в будущем. Не все знают о том, что сэр Исаак Ньютон потерял весь свой капитал, купив акции Компании Южных Морей незадолго до их обвала. Примечательно, что он успел «откэшиться» до финальной стадии пузыря, но наблюдение за тем, как зарабатывают и радуются другие (зеркальные нейроны в действии) подтолкнули его к покупке акций заново, и в этот раз он их не продал (инерция).
«Я могу рассчитать движение небесных тел, но не безумие толпы,» — чуть позже скажет он. Ваше преимущество заключается в том, что вы обладаете этой информацией и можете применять ее к собственной инвестиционной практике и в ходе выбора профессионалов, которые будут вашими партнерами в работе с ценными бумагами.
О других психологических особенностях работы с акциями в следующих материалах.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Почему психология так важна для инвестирования? Это фильтр или линза, через которую преломляется вся информация, которая поступает к нам из окружающего мира. Это справедливо для повседневной жизни, но особенно актуально на фондовом рынке, который по сути – чистая информация, лишенная каких-либо «объективных» характеристик. Также, часто рынок показывает свойства, значение которых неочевидно или противоположно норме. Например, в «реальном» мире, глядя на дом, мы с вами, скорее всего, согласимся с тем, что это именно дом, а не что-то другое. Это универсальная истина, которую понимают те, кто вырос в современном обществе.
На фондовом рынке нет «домов» — есть лишь бесконечное пространство для интерпретаций. Но это не значит, что человек не пытается примерить на него привычные для «реального» мира фильтры, в том числе и эмоциональный. Проще говоря, многие инвесторы (и профессионалы) приходят на рынок подверженными психологии толпы. Как она формируется?
Сотни тысяч лет назад у прародителей человека не было вербальных средств коммуникации – язык в современном виде не существовал! Но потребность в быстром оповещении об опасностях и возможностях была очень выраженной. Любой хищник был фатальной угрозой для человека, у которого не было ни когтей, ни острых зубов. Ответом человека стала более высокая, чем у большинства других видов, способность организовываться – формировать охотничьи и боевые отряды, племена и другие общественные структуры, которые стали прообразами того мира, в котором мы живем сейчас. Это, в свою очередь, повлекло за собой возникновение новых вопросов – передачи не только оповещений, но и навыков, которые человек стремительно начинал формировать.
Как уже было сказано выше, языка на заре цивилизации не существовало – он развивался не до, а параллельно со становлением человека. Преимуществом нашего вида стали зеркальные нейроны, благодаря которым люди получили возможность не только быстро перенимать эмоциональное состояние друг друга, но также повторять действия. Таким образом эффективность защиты от хищников, коллективной охоты и всех прочих аспектов человеческой деятельности существенно выросла. Итог — вершина пищевой цепи. В ходе этого восхождения человеческий мозг разработал множество полуавтоматических способов реагирования на информацию, которые остались с нами сейчас в нынешнем веке.
Думаю, что теперь понятно, какая часть нашей не только психики, но и органики ответственна за надувание, например пузырей (все покупают и радуются, и я покупаю), или за резкие обвалы на рынке (все продают, и я продаю). Но есть отличие: рынок — это не охотничья партия, и даже не племя, а совокупность всех участников со всего мира, организованных и не очень, а также их компьютеров. То есть, по сути, это все экономически активное человечество сразу. Различие в масштабе — новый тренд создается коллективными действиями относительно небольшого количества участников с непропорционально большим объемом капитала (smart money и с недавних времен ЦБ США), а все остальные лишь участвуют в инерции, которая формируется данным импульсом (тренд).
Очень часто, в силу отсутствия в непосредственном окружении инвестора компетенции по обнаружению этого тренда и его развитию, в силу вступает другой закон человеческой психики — инерция, о которой мы поговорим более подробно потом. На практике многие покупают незадолго до вершин, а продают с убытком или запирают капитал в просевших инструментах, что приводит к убыткам не только из-за просадки, но и из-за простоя капитала вместо применения в актуальных инструментах.
Информация запаздывает за движением цены. В результате многие инвесторы становятся теми самыми участниками племени, которые при приближении тигра вскакивали последними. А из-за непропорционального распределения капитала среди участников очень часто таким отстающим «меньшинством» становится большинство ритейл-инвесторов и небольших организаций.
Пусть и не новым, но прекрасным примером того, как работают зеркальные нейроны в коллективных инвестициях, можно привести недавнюю историю с акциями GameStop (NYSE:GME), потому что она показывает механику происходящего в миниатюре. В качестве смарт мани (крупных участников) выступили инициаторы кампании — они аккумулировали первые позиции в бумаге до ее взрывного роста. Не располагая достаточным капиталом для того, чтобы «двинуть» цену бумаги, они мобилизовали покупательскую способность своего интернет-сообщества и вместе погнали «мамонтов» из хедж-фондов наверх, к покрытию шортовых позиций. Исторические аналогии более чем уместны — охота была успешной. С другой стороны, было и есть немало тех, кто пришел в эту историю поздно и в итоге оказался за бортом.
Такие истории об инвестициях неизбежны на организованном рынке. Они были и будут продолжаться в будущем. Не все знают о том, что сэр Исаак Ньютон потерял весь свой капитал, купив акции Компании Южных Морей незадолго до их обвала. Примечательно, что он успел «откэшиться» до финальной стадии пузыря, но наблюдение за тем, как зарабатывают и радуются другие (зеркальные нейроны в действии) подтолкнули его к покупке акций заново, и в этот раз он их не продал (инерция).
«Я могу рассчитать движение небесных тел, но не безумие толпы,» — чуть позже скажет он. Ваше преимущество заключается в том, что вы обладаете этой информацией и можете применять ее к собственной инвестиционной практике и в ходе выбора профессионалов, которые будут вашими партнерами в работе с ценными бумагами.
О других психологических особенностях работы с акциями в следующих материалах.
http://www.investing.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу