1 июня 2021 goldenfront.ru Шмидт Питер
Colonial Pipeline и что он говорит нам о том, где создается реальное богатство
Бесполезные деривативные продукты – токсичный ипотечный долг
Бумажные деньги
Реальное богатство
«Черное золото», «техасский чай» – бензин и дистилляты
Нью-Йорк, Филадельфия, …, Хьюстон
РЕЗЮМЕ:
Несмотря на то что бартерной системы больше нет, люди по-прежнему обменивают свою продукцию на продукцию других.
Деньги должны позволять этому обмену протекать гладко и без транзакционных издержек.
Сегодняшняя кредитно-денежная система включает огромные транзакционные издержки.
Данные издержки – прямое следствие отсутствия «тормозов» в создании денег и возвышения финансов над всеми другими секторами экономики.
Огромный ущерб, наносимый сегодняшней кредитно-денежной системой, очевиден, если противопоставить огромную сумму денег, выброшенную на спасение от краха AIG, и выручку ColonialPipeline.
Федеральный резервный банк (ФРБ) Нью-Йорка в условиях полной секретности отвалил десятки миллиардов долларов контрагентам AIG по кредитным дефолтным свопам (CDS), хотя торговля ипотечными деривативами на Уолл-стрит паразитировала на производственных мощностях страны.
ColonialPipeline может получать $2 млрд выручки в год.
Контраст между размером помощи AIG и выручкой ColonialPipeline наглядно демонстрирует огромный ущерб, наносимый стране сегодняшней кредитно-денежной системой.
В сущности, Техас и Луизиана обменивают ценное жидкое топливо на бесполезные кредитные деривативы (см. Рис. 1).
Такая неравноценная торговля возможна только тогда, когда кредитно-денежная система полностью скомпрометирована.
ДЕНЬГИ:
Одним из ключевых достижений в человеческой истории было повсеместное распространение денег. Отход от бартерной системы – и огромных транзакционных издержек, сопровождающих бартер, – сделал возможными специализацию, разделение труда и стремительный рост производительности. (1) Бартерная система могла быть вытеснена, конечно, благодаря общепризнанному средству обмена, которое все были готовы принимать. Таким общепризнанным средством обмена были драгоценные металлы. Стоимость валюты не определялась центральным банком или процентными ставками. Стоимость валюты определялась единственным фактором – тем, сколько она стоила драгоценных металлов. (2)
Но, несмотря на использование денег и рост специализации труда, участники сегодняшней экономики по-прежнему обменивают свою продукцию на продукцию кого-то другого. Немецкая пословица XVII века гласила: «Мир – как лавка, битком набитая товаром. Он продаётся за работу – труд может его купить». Все благоприятные аспекты денег – а они значительны – зависят от того, чтобы деньги были честным средством сбережения и кредитно-денежная система не благоприятствовала одному типу производителей за счет других. Как сформулировал Вильгельм Рёпке (Wilhelm Röpke), важнейшая педаль в создании денег – не газ, а тормоз:
«Если в производстве товаров важнейшая педаль – газ, то в производстве денег это тормоз. Гарантировать, что этот тормоз будет работать автоматически и независимо от прихотей правительства и давления партий и групп, ищущих «легких денег», было одной из главных функций золотого стандарта. То, что либерал должен предпочитать автоматический тормоз золота прихотям правительства в его роли попечителя управляемой валюты, понятно». (3)
Конечно, в создании денег больше нет никаких автоматических тормозов, но каковы практические последствия этого? Действительно ли это имеет значение? К ответу на эти вопросы поможет приблизиться противопоставление бизнеса AIG с ипотечными CDS и Colonial Pipeline.
AIG:
Торговлю AIG ипотечными CDS можно сравнить со страхованием. Ипотечные деривативы фактически были дополнительными ставками на то, рухнет ли определенная ипотечная облигация. Стороны ипотечного деривативного контракта не имели личного интереса в самой ипотечной облигации или каких-либо отдельных ипотеках, входящих в эту облигацию. Вместо этого стороны деривативного контракта делали ставку – посредством финансового дериватива – на то, состоится ли дефолт ипотечной облигации или нет. Однако это не была ставка с равными шансами на успех и неудачу. Поскольку ипотечные облигации считались очень безопасными и имеющими очень низкий риск дефолта, можно было поставить на крах очень большой ипотечной облигации с очень небольшими премиальными. Например, за годовой премиальный платеж $25 млн можно было заработать $1 млрд в случае краха ипотечной облигации.
Как всем теперь известно, бизнес AIG с ипотечными CDS потерпел крах. (4) Хотя тогда обанкротилось много промышленных компаний, ФРБ Нью-Йорка почему-то посчитал бизнес AIG с CDS имеющим национальное значение. Хотя у контрагентов AIGбыло вложено в торговлю ипотечными CDS лишь несколько сотен миллионов долларов капитала – огромное кредитное плечо и десятки миллиардов убытков были у AIG, – Тим Гайтнер (Tim Geithner), руководивший ФРБ Нью-Йорка, решил помочь этим контрагентам. Гайтнер – совершенно секретно и по собственному усмотрению – заплатил им «по номиналу». Над спасением AIG было пролито много крокодильих слез, но всё это была лишь ширма. Спасение AIG не имело ничего общего с AIG, а заключалось в том, чтобы заплатить контрагентам AIG по номиналу. Данные контрагенты и полученные ими суммы при спасении AIG перечислены ниже.
Société General ($16.5 млрд);
Goldman Sachs ($14 млрд);
Deutsche Bank ($8.5 млрд);
Merrill Lynch ($6.2 млрд);
UBS ($3.8 млрд).
COLONIAL PIPELINE:
Трубопровод Colonial Pipeline состоит из двух линий – одна диаметром 40 дюймов, а другая 36 дюймов – и тянется от нефтяных регионов Техаса и Луизианы через юго-восток к крупным восточным городам – Вашингтону, Балтимору, Филадельфии и Нью-Йорку (см. Рис. 1). Одна линия занята транспортировке бензина, а другая – дистиллятам, таким как авиационное и дизельное топливо. Жидкие продукты движутся по трубопроводу со скоростью всего 4 мили в час (6 футов в секунду). Галлону бензина требуется больше двух недель, чтобы попасть из Хьюстона в Нью-Йорк!
С помощью простых подсчетов можно получить кое-какую перспективу масштабов операций трубопровода. В целях дискуссии предположим, что 40-дюймовая линия используется для транспортировки бензина, а 36-дюймовая – для дистиллятов. При средней скорости 6 футов в секунду 40-дюймовая линия транспортирует примерно 34 млн галлонов бензина в день, а 36-дюймовая 27 млн галлонов дистиллятов в день. Если допустить, что жидкие продукты стоят $2 за галлон и трубопровод работает 350 дней в год, то общая долларовая стоимость нефтепродуктов, транспортируемых по трубопроводу каждый год, чуть меньше $43 млрд. Если трубопровод берет 5% с объема транспортируемых продуктов, то его годовая выручка составляет порядка $2 млрд. (5)
Критическое значение этого трубопровода продемонстрировала недавняя атака вирусов-вымогателей на его операторов. Сразу же после остановки трубопровода цена бензина и дизеля вдоль его маршрута взлетела. Панические покупки привели к тому, что во многих розничных точках бензин больше не был доступен. Поскольку трубопровод не работал лишь несколько дней, дефицит топлива не стал повсеместным. Если бы трубопровод не работал несколько недель, транспортное топливо на значительной части восточного побережья почти наверняка пришлось бы нормировать.
СРАВНЕНИЕ: AIG И COLONIAL PIPELEINE
Сравнение помощи, полученной контрагентами AIG, с годовой выручкой Colonial Pipeline демонстрирует серьезные изъяны сегодняшней кредитно-денежной системы. США было бы намного лучше, если бы весь рынок ипотечных деривативов никогда не существовал. Именно из-за ипотечных деривативов крах жилищного рынка смог перерасти в экономическую катастрофу, изменившую мир. Торговля ипотечными CDS не только была совершенно ненужной в каком-либо положительном смысле, но она также стала разрушительной для структуры капитала и создания богатства в стране. Несмотря на паразитирующий характер торговли ипотечными CDS на Уолл-стрит, ФРС отвалила десятки миллиардов долларов компаниям, участвовавшим в ней.
С другой стороны, Colonial Pipeline предоставляет стране чрезвычайно важную услугу. На Colonial Pipeline полагаются десятки миллионов людей. Если Colonial Pipeline прекратит работу хотя бы на несколько недель, жизнь десятков миллионов людей фундаментально изменится. Несмотря на это, намного больше денег было «заработано» на торговле кредитными деривативами, чем на безопасной и эффективной доставке миллиардов галлонов жидкого топлива. Как такое возможно?
Такой явно абсурдный результат не является естественным следствием капитализма, свободного рынка или колебаний спроса и предложения. Напротив, это очевидное проявление серьезных изъянов сегодняшней кредитно-денежной системы, управляемой ФРС, и результирующей финансиализации экономики. Из-за того, как ФРС управляет кредитно-денежной системой, бесполезные кредитные деривативы могут обмениваться на ценное транспортное топливо (см. Рис. 1).
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. В бартерной системе приобретение желаемых товаров требовало двух шагов: (1) определить, у кого есть нужный товар; и (2) выяснить, кто из этих людей хочет с вами торговать в зависимости от того, что вы можете предложить.
2. Когда президент США Никсон (Nixon) в 1971 г. закрыл золотое окно, центральные банки – но не граждане США, кстати – могли обменять $35 на одну унцию золота. Для наглядности: в пятницу при закрытии торгов золото стоило ~$1880, что равно потере покупательной способности на 8.29% пятьдесят лет подряд. Скажите спасибо центральным банкирам!
3. Вильгельм Рёпке «Экономика свободного общества» (Economics of a Free Society).
4. http://www.the92ers.com/blog/aig-debacle-created-lawrence-summers-ignored-tim-geithner-and-henry-paulson
5. Colonial Pipeline находится в частной собственности, и, судя по всему, компания не публикует отчеты о доходах.
http://goldenfront.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу