Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Чем хорош «Газпром» и переживать ли за Китай и США » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Чем хорош «Газпром» и переживать ли за Китай и США

18 октября 2021 Financial One | Газпром
Обсудили тему сырьевых рынков, нефтегазовый сектор, сферу недвижимости в России, а также американский рынок акций с Владимиром Цупровым, директором по инвестициям «ТКБ инвестмент партнерс».

Далее делимся мнением эксперта от первого лица.

Я думаю, что сейчас объективно клиентов беспокоит, долго ли еще продлится вся та ситуация, которую мы наблюдаем на рынке последние 18 месяцев.

Ленивый только не сказал, что история очень похожа на начало 2008 года, когда также были и длительный рост, и какие-то перекосы. Тогда был кризис ипотечных ценных бумаг в США, а сейчас – Evergrande. Параллелей очень много с тем годом, однако сегодня ситуация совершенно другая.

Во-первых, с моей точки зрения, история с Evergrande нисколько не сопоставима по размерам и проблемам с тем, что было тогда с ипотечным кризисом в США. Наш коллега, который сейчас находится в Китае, также считает данный момент хоть и важным, но не критическим. Я с ним согласен и думаю, что в этот раз будет как-то по-другому.

Все помнят 2008 год и, конечно, перестраховываются, а также боятся, потому что те цены на товарных рынках, которые сейчас сложились в мире, не заложены ни в рубль, ни в котировки российских компаний, если только в инфляцию, так как это такой линейный экономический фактор.

Спекулятивная или долгосрочная история с сырьевыми рынками – это действительно самый главный вопрос. Правильный ответ на него может принести в следующие годы, наверное, до 90% успеха. Я считаю, что мы, скорее всего, не в конце, а в начале данного цикла высоких цен на товарных рынках. Да, может потряхивать, возможны коррекции, но при этом есть некие среднециклические цены, которые, по моему мнению, переставятся на новые уровни, и поэтому трудно представить, что они когда-либо вернутся к значениям ниже средних за последние 5-10 лет.

Я думаю, что долгосрочно данную историю нужно отрабатывать, а пока получается, что российские акции будут от этого выигрывать, потому что все равно больше половины нашего рынка так или иначе зависит от цен на товарных рынках.

С нефтегазовым сектором немного посложнее. Многие эксперты говорят, что газ не скоро заместят, и даже самые осторожные любители зеленых технологий считают, что от него можно будет отказаться только лет через 30. Для нас это практически вечность.

А вот с нефтью как раз больше непоняток. Во-первых, есть достаточно много предложений, при этом серьезных ограничений нет. Во-вторых, действительно сильно расходятся прогнозы по спросу на нефть на горизонте 5-10 лет, потому что она может быть замещена инвестициями в зеленые технологии. Половина людей считает, что это будет быстро, а другая половина, что нет. Мне кажется, сейчас бесполезно гадать, где правда, и, наверное, в ближайший год каких-то прямых рисков по нефти не будет видно.

«Газпром» – это своеобразная история. Президент России нас не обманул, когда несколько лет назад рекомендовал инвестировать в компанию. Это действительно была классная тема, правда, надо было немного подождать. На самом деле, «Газпром» это такой классический value stock (акция стоимости) и стопроцентная дивидендная история.

С моей точки зрения, кроме дивидендов там больше ничего нет. Понятно, что в 2022 году, судя по всему, будут большие выручка и прибыль. Исходя из этого, как минимум два года нас ждет выплата очень высоких дивидендов при доходности выше 10%. Поэтому «Газпром» – это хорошая бумага с неким потенциалом переоценки наверх, а также достаточно низкими рисками. Однако ясно, что не будет гигантского роста, но если компания будет платить дивиденды в размере 12-15% и еще вырастит на 15-20%, то это, безусловно, хорошая доходность для любого инвестора.

Если говорить о российском рынке недвижимости, то, во-первых, все публичные застройщики, которые есть, с нашей точки зрения, хорошего кредитного качества, и мы не видим ничего общего с историей в Китае, никаких похожих проблем. Касательно резкого роста цен на стройматериалы, для наших девелоперов, как мне кажется, это все релевантно и не является значимым фактором. Цены на квартиры подскочили, но где-то с 1998 года они и так стремительно растут, и рынок нормально все переваривает.

По моему мнению, самое главное для застройщиков – земельные пятна. Когда смотришь, например, на поведение акций, понимаешь, что очень важными моментами являются то, как компании умудряются пополнять свой земельный банк, его качество, а также эффективность на стороне себестоимости. Тот же ПИК стал лидером отрасли не только из-за огромного земельного банка, но и из-за хорошей работы, проделанной им на стороне себестоимости. Ведь если ты на 10-20% производишь дешевле конкурентов благодаря более эффективной организации труда, то это дает тебе преимущество, которое отражается во всем, в том числе и в акциях.

Если отдельно поговорить об американском рынке акций, то тут очень сложно давать какие-либо прогнозы, потому что те перекосы, которые сейчас идут в мире, явно затрагивают и США. Легко разобрать данный вопрос нет возможности, это риск, который мы на самом деле плохо понимаем. Я считаю, что инфляция все-таки не временное явление. Возможно, в США не будет гиперинфляции, но 4-5% ежегодно – вполне нормальная ситуация на ближайшие годы.

Раньше в Соединенных Штатах, наверное, никогда не было отрицательных реальных ставок более чем на 2%. Сейчас вы, сидя в US Treasuries, в моменте теряете от 300 до 400 б.п. ежегодно. Я думаю, что в ближайшие 10 лет ситуация будет такой же. Грубо говоря, если вы теряете 3% капитала в год, то за это время лишитесь уже 30%, сидя на безрисковых инвестициях. Другого варианта, кроме как оставаться в американских акциях, я не вижу, учитывая, что у многих компаний долг низкий, много кэша на балансе. Так или иначе, спрос есть. Диверсифицированные активы у них по всему миру, поэтому, как мне кажется, если рассматривать на долгосрок, то очень сложно отказаться от акций, ведь именно в них защита от тех рисков, которые могут возникнуть.