18 октября 2021 ИХ "Финам" Коренев Алексей
Минэкономразвития понизило прогноз по росту реальных располагаемых доходов населения в этом году с 3% до 2,5%. Если учесть, что в 2020 году из-за пандемии и ряда иных факторов как связанных напрямую с COVID-19, так и не связанных (или связанных косвенно), доходы граждан упали на 2,8%, то для полного восстановления их до былого уровня требуется рост уже на 3%. Это понятно даже без калькулятора. И очевидно, что в текущих экономических условиях столь весомый подъем дохода отечественных домохозяйств попросту невозможен. Мы не дотягиваем даже не по росту номинальных заработных платы - мы имеем дело с неожиданно резко выросшими расходами буквально по всем направлениям, так или иначе связанным с жизненно необходимыми нуждами.
На данный момент Минэкономразвития скорректировало оценку инфляции на конец 2021 года до уровня 7,4% против 5,8%, прогнозировавшихся ранее (по сути, это уровень, который мы получили по итогам сентября, хотя изначально ожидалось значение всего в 7,1%). На этом фоне в ближайшую пятницу Центробанк вполне может пойти на достаточно смелые шаги, увеличив ключевую ставку не на 25 б.п., как уверено большинство экспертов, а сразу на 50 б.п. По крайней мере, вероятность такого решения стала гораздо выше. Более того, весьма вероятно, что на декабрьском заседании ставка будет поднята еще на 25 б.п., и в 2022 год мы войдем с ключевой ставкой в диапазоне 7,25-7,50%. Насколько такой сценария возможен, и будет ли оправдано столь существенное ужесточение ДКП - вопрос отдельный. Ведь удорожание заемных средств неизбежно тормозит восстановление экономики, о чем в ведомстве прекрасно понимают. Как и то, что наверняка получат серьезного оппонента в лице МЭР, Минпромторга, Минстроя и иных министерств, крайне заинтересованных в ускоренном увеличении объемов производства, которое, в свою очередь, невозможно без пропорционального роста объемов потребления.
Сможет ли это решение быстро обуздать рост цен? Сомневаюсь. Это в высокоразвитых экономиках механизм оказания давления на потребительские цены путем ужесточения ДКП работает в подавляющем большинстве случаев и проявляет себя достаточно быстро. Но там совершенно иная ситуация с доходами населения и, главное, структурой потребления. Доля доходов домохозяйств, затрачиваемых на еду и иные повседневные нужды, в богатых государствах заметно ниже. При том что покупают там куда больше вещей и услуг, зачастую даже не слишком нужных. Так что повышение процентных ставок (и, как следствие, рост стоимости заемных денег и процентов по банковским депозитам) приводит к достаточно быстрой переориентации населения с модели потребления на модель накопления, сбивая цены и стерилизуя излишки денежной ликвидности за счет их аккумулирования на банковских депозитах и в иных доступных для потребителя монетарных инструментах.
У нас же на продукты питания уходит в среднем порядка 56% всех доходов, а значительная часть отечественных домохозяйств физически не имеет возможности откладывать хоты бы сколько-то денег, расходуя все на текущее потребление (около двух третей российских домохозяйств, по расчетам экспертов сервиса "Работа.ру" и ИТ-компании "Эвотор", тратят на еду более половины своего дохода). При таком раскладе повышение ставок по кредитам и депозитам окажет куда меньшее воздействие на потребительские приоритеты россиян. Так что ужесточение ДКП Банком России может отразиться на ценах с заметным запозданием и в куда меньшей степени, чем этого можно ожидать. Вероятнее всего, ощутимое торможение инфляции мы увидим лишь через несколько месяцев.
Что может реально сделать правительство в данной ситуации, чтобы приостановить падение реальных располагаемых доходов, не тормозя при этом экономику и не провоцируя рост цен?
Первое, что точно в силах государства, это целевая адресная помощь тем категориям россиян, которые в ней наиболее нуждаются. Пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, малоимущие и т.д. Статистика по этим категориям граждан имеется (а грядущая перепись населения должна сделать ее более полной и репрезентативной). Ресурсы – тоже. Главное, чтобы соответствующие расходы и источники финансирования соцпрограмм были изначально заложены в бюджет, а не носили характер спонтанных выплат "к определенной дате". Ибо сами по себе "вертолетные деньги" в этом деле помощник не очень сильный - оказывая кратковременное облегчение, в конечном итоге они же и разгоняют потребительскую инфляцию. Но мы, в отличие от США и ЕС, не печатаем две основных резервных валюты мира, так что любые эмиссионные источники фондирования программ социальной поддержки в итоге способны нанести больше вреда, чем пользы. А вот заложенное в бюджет и планы расходование средств того же Фонда национального благосостояния, изначально создававшегося в том числе и для того, чтобы поддерживать населения в трудных ситуациях, вполне способно покрыть основную часть необходимых затрат.
Второй задачей является реформирование самой экономики страны, пока высокие цены на нефть, газ, металлы, удобрения, лес и иные экспортируемые ресурсы обеспечивают приток дополнительных доходов. С целью увеличения количества и качества производств глубокой переработки, повышения производительности труда и оздоровления рынка труда. Кстати, именно несовершенный и весьма архаичный рынок труда создает немалые проблемы в части возможного восстановления уровня доходов населения.
Ну, а что касается самих россиян, то им, видимо, придется смириться с мыслью, что следующий год тоже окажется непростым, что от чего-то в своих планах придется отказаться, что, возможно, качество жизни не вернется быстро на былые уровни. Это никак не означает, что "денег нет, но вы держитесь". Это следует понимать как разумный и взвешенный подход к формированию и соблюдению личного и семейного бюджета, оптимизации некоторых затрат и необходимости смириться с тем, что пришли времена, когда пыль в глаза пускать уже не захочется, а придется действительно жить по средствам.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
На данный момент Минэкономразвития скорректировало оценку инфляции на конец 2021 года до уровня 7,4% против 5,8%, прогнозировавшихся ранее (по сути, это уровень, который мы получили по итогам сентября, хотя изначально ожидалось значение всего в 7,1%). На этом фоне в ближайшую пятницу Центробанк вполне может пойти на достаточно смелые шаги, увеличив ключевую ставку не на 25 б.п., как уверено большинство экспертов, а сразу на 50 б.п. По крайней мере, вероятность такого решения стала гораздо выше. Более того, весьма вероятно, что на декабрьском заседании ставка будет поднята еще на 25 б.п., и в 2022 год мы войдем с ключевой ставкой в диапазоне 7,25-7,50%. Насколько такой сценария возможен, и будет ли оправдано столь существенное ужесточение ДКП - вопрос отдельный. Ведь удорожание заемных средств неизбежно тормозит восстановление экономики, о чем в ведомстве прекрасно понимают. Как и то, что наверняка получат серьезного оппонента в лице МЭР, Минпромторга, Минстроя и иных министерств, крайне заинтересованных в ускоренном увеличении объемов производства, которое, в свою очередь, невозможно без пропорционального роста объемов потребления.
Сможет ли это решение быстро обуздать рост цен? Сомневаюсь. Это в высокоразвитых экономиках механизм оказания давления на потребительские цены путем ужесточения ДКП работает в подавляющем большинстве случаев и проявляет себя достаточно быстро. Но там совершенно иная ситуация с доходами населения и, главное, структурой потребления. Доля доходов домохозяйств, затрачиваемых на еду и иные повседневные нужды, в богатых государствах заметно ниже. При том что покупают там куда больше вещей и услуг, зачастую даже не слишком нужных. Так что повышение процентных ставок (и, как следствие, рост стоимости заемных денег и процентов по банковским депозитам) приводит к достаточно быстрой переориентации населения с модели потребления на модель накопления, сбивая цены и стерилизуя излишки денежной ликвидности за счет их аккумулирования на банковских депозитах и в иных доступных для потребителя монетарных инструментах.
У нас же на продукты питания уходит в среднем порядка 56% всех доходов, а значительная часть отечественных домохозяйств физически не имеет возможности откладывать хоты бы сколько-то денег, расходуя все на текущее потребление (около двух третей российских домохозяйств, по расчетам экспертов сервиса "Работа.ру" и ИТ-компании "Эвотор", тратят на еду более половины своего дохода). При таком раскладе повышение ставок по кредитам и депозитам окажет куда меньшее воздействие на потребительские приоритеты россиян. Так что ужесточение ДКП Банком России может отразиться на ценах с заметным запозданием и в куда меньшей степени, чем этого можно ожидать. Вероятнее всего, ощутимое торможение инфляции мы увидим лишь через несколько месяцев.
Что может реально сделать правительство в данной ситуации, чтобы приостановить падение реальных располагаемых доходов, не тормозя при этом экономику и не провоцируя рост цен?
Первое, что точно в силах государства, это целевая адресная помощь тем категориям россиян, которые в ней наиболее нуждаются. Пенсионеры, инвалиды, многодетные семьи, малоимущие и т.д. Статистика по этим категориям граждан имеется (а грядущая перепись населения должна сделать ее более полной и репрезентативной). Ресурсы – тоже. Главное, чтобы соответствующие расходы и источники финансирования соцпрограмм были изначально заложены в бюджет, а не носили характер спонтанных выплат "к определенной дате". Ибо сами по себе "вертолетные деньги" в этом деле помощник не очень сильный - оказывая кратковременное облегчение, в конечном итоге они же и разгоняют потребительскую инфляцию. Но мы, в отличие от США и ЕС, не печатаем две основных резервных валюты мира, так что любые эмиссионные источники фондирования программ социальной поддержки в итоге способны нанести больше вреда, чем пользы. А вот заложенное в бюджет и планы расходование средств того же Фонда национального благосостояния, изначально создававшегося в том числе и для того, чтобы поддерживать населения в трудных ситуациях, вполне способно покрыть основную часть необходимых затрат.
Второй задачей является реформирование самой экономики страны, пока высокие цены на нефть, газ, металлы, удобрения, лес и иные экспортируемые ресурсы обеспечивают приток дополнительных доходов. С целью увеличения количества и качества производств глубокой переработки, повышения производительности труда и оздоровления рынка труда. Кстати, именно несовершенный и весьма архаичный рынок труда создает немалые проблемы в части возможного восстановления уровня доходов населения.
Ну, а что касается самих россиян, то им, видимо, придется смириться с мыслью, что следующий год тоже окажется непростым, что от чего-то в своих планах придется отказаться, что, возможно, качество жизни не вернется быстро на былые уровни. Это никак не означает, что "денег нет, но вы держитесь". Это следует понимать как разумный и взвешенный подход к формированию и соблюдению личного и семейного бюджета, оптимизации некоторых затрат и необходимости смириться с тем, что пришли времена, когда пыль в глаза пускать уже не захочется, а придется действительно жить по средствам.
http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу