10 января 2022 giovanni1313
Пока все мы загадывали желания на новый год, Китай опубликовал список своих желаний: в робототехнической промышленности, и сразу на пятилетку вперед. План подтвердил приоритетность отрасли для страны. И в качестве главной задачи ставится ежегодный рост не менее чем на 20%, т. е. как минимум удвоение выпуска к 2025 году.
Такой рост будет хорошим продолжением уже достигнутых успехов: производство промышленных роботов в Китае выросло с 72 тыс. в 2016 до 212 тыс. в 2020. Не менее важен и качественный рост: за это время китайские производители ощутимо нарастили компетенции и подтянулись к глобальным лидерам робототехники.
К 2025 поставлена задача полностью ликвидировать отставание от зарубежных игроков, в том числе по производительности и надежности машин. Хотя об этом и не говорится прямо, правительство чувствует угрозу дальнейшего наращивания технологических санкций со стороны Запада, которое может привести и к запрету экспорта в КНР высокотехнологичных роботов.
О том, насколько хорошим средством развития робо-индустрии является Госплан, со знанием дела рассуждает Джордж Стилер. Эффект от государственных мер был далеко не однозначным. На распределение субсидий больше влияли хорошие связи с соответствующими чиновниками, чем технологические достижения. Уйма денег была вбухана в излишние сборочные производства, в то время как местные сервоприводы, контроллеры и прочие комплектующие так толком и не довели до приемлемого уровня.
Проблема распределения субсидий кроется и в том, что государство стремится продвигать компании с госсобственностью. Которые и раньше уступали «частникам» с точки зрения эффективности бизнеса — а теперь вдобавок находятся под прицелом санкций, способных сильно осложнить их развитие. Скажем, один из крупнейших производителей в госсобственности, “Siasun”, на растущем рынке уже 4 года сокращает выручку и умудрился уйти в убытки.
В итоге последние несколько лет доля местных фирм на рынке колебалась в районе 30-35%. И только в 2021 китайские производители совершили ощутимый рывок. Это было заметно по тому, что они начали выигрывать тендеры, организуемые гигантами вроде “BYD” и “Foxconn”. Впрочем, отмечает Стилер, до конца так и не понятно, случилось ли это благодаря госпрограмме или вопреки.
Тем не менее, эксперт оптимистично смотрит на будущее китайской робототехники. Помимо сильного 2021, он указывает на увеличившееся число инженеров соответствующей специальности в стране, в том числе получивших образование за рубежом. Отрасль однозначно находится в лучшей форме, чем она была пять лет назад. Вдобавок, в нее потёк венчурный капитал. Объем сделок увеличился почти вдвое по сравнению с прошлым годом. И это на фоне общего «охлаждения» венчурного рынка, вызванного правительственными репрессиями против бизнеса.
За прошедшие пять лет интерес властей к роботам должен был усилиться по еще одной причине: демографический кризис в стране. Вкупе с сокращением миграции из села в город это означает, что уже в среднесрочной перспективе в стране начнет ощущаться недостаток рабочих рук.
Если госплан удастся выполнить, оснащенность роботами в Китае в 2025 вырастет вдвое по отношению к 2020: с 246 до ~500 машин на 10 тыс. работников. Это больше, чем в 2020 было в Японии — то есть речь о том, что Китай может войти в тройку мировых лидеров по уровню роботизации своей промышленности. И это было бы невероятно сильным результатом. Всё указывает на то, что робо-экспонента будет продолжаться.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба