Почему ФРС до сих пор не подняла ставку? Все дело в «компаниях-зомби» » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Почему ФРС до сих пор не подняла ставку? Все дело в «компаниях-зомби»

16 марта 2022 БКС Экспресс Калянов Евгений
Об ускоренном росте инфляции в США говорится уже около года, последние данные подтверждают эту тенденцию. Но ФРС только сегодня готовится повысить ставку, впервые с момента вспышки пандемии. Что же мешало сделать это раньше?

С начала пандемии в 2020 г. ФРС снизила ставку до околонулевой, и печатный станок начал вливать в экономику ничем не обеспеченную наличность. Началась скупка государственных, ипотечных, корпоративных облигаций и даже ETF (биржевых фондов) на них. В итоге баланс ФРС раздут уже до $9 трлн.

Проблемы бизнеса
За время пандемии многие бизнесы оказались на грани банкротства. Из-за локдаунов туризм сошел на нет. Компании, такие как Сarnival Corporation (CCL) и Royal Caribbean Cruises (RCL), оказались без доходов. Авиаперевозки сократились до минимума, поставив под угрозу бизнесы авиакомпаний, например Delta Air Lines (DAL) и United Airlines (UAL). Это, в свою очередь, вызвало падение спроса на самолеты, и авиапроизводитель Boeing (BA), уже имевший проблемы после ряда авиакатастроф, оказался не у дел.

В условиях мирового сворачивания производства цены на нефть резко упали до уровней начала 2000-х. Это ввело в состояние стагнации бизнес компаний нефтегазового сектора — таких как Exxon Mobil (XOM) и Chevron (CVX).

Зомби — кто они
Доходы многих компаний резко сократились. Чтобы выжить, им пришлось брать на себя максимальную долговую нагрузку, став так называемыми зомби. По определению Банка международных расчетов, «зомби» — это публичная компания, которой минимум 10 лет и ее процентные платежи по долгам превышают прибыль до уплаты процентов и налогов (EBITDA).

«Компании-зомби» являются тормозом для развития экономики, абсорбируя средства, которые бы могли пойти на инвестиции и развитие бизнеса.

Если ФРС повышает ключевую ставку и, соответственно, стоимость заимствований растет, для «зомби» это может оказаться критичным, так как они не генерируют достаточного дохода. Цикл роста ставок ФРС может вызвать череду банкротств, угрожая обернуться очередным кризисом. Поэтому, чтобы не повторять сценарии кризиса 2008 г., центробанк США принял решение ожидать, когда бизнесы «компаний-зомби» станут самоокупаемыми. Когда произойдет «естественное восстановление экономики», можно будет начать «закручивать гайки» в денежно-кредитной политике.

Как идут дела
Нужно сказать, что ожидания регулятора оправдались. По мере восстановления мирового производства значительно вырос спрос на сырье, сильный рост нефтяных цен продолжается. А в последнее время его подстегнули и геополитические факторы. И «вчера балансирующий на грани банкротства» Chevron уже достигает рекордного свободного денежного потока в $21,1 млрд за 2021 г., выплачивая своим акционерам $11,6 млрд в виде дивидендов и выкупа своих акций.

Авиаперевозчики тоже начинают показывать существенные признаки восстановления. Delta Air Lines стала единственной крупной авиакомпанией США, добившейся прибыльности во второй половине прошлого года. Скорректированный чистый долг на конец 2021 г. составил $20,6 млрд, а денежные средства, краткосрочные инвестиции и неиспользованные возобновляемые кредитные линии — $14,2 млрд.

Но восстановиться удалось не всем
Посмотрим на список компаний США с капитализацией от $10 млрд (Large capitalization) и более высокой долговой нагрузкой, которым потребуется 6 и более лет, чтобы расплатиться со своими долгами при прочих равных обстоятельствах.

Показатель Net Debt — это чистый долг. Он рассчитывается по формуле: Net Debt = краткосрочный долг (срок погашения до года) + долгосрочные кредиты (срок погашения более года) — денежные средства.

Отношение чистого долга к прибыли до начисления амортизации и выплаты процентов (EBITDA) показывает, сколько лет потребуется компании, чтобы погасить свой долг, если чистый долг и EBITDA остаются постоянными.

Почему ФРС до сих пор не подняла ставку? Все дело в «компаниях-зомби»


Представителю индустрии аэрокосмической и оборонной промышленности — Boeing — в текущих обстоятельствах необходимо около 45 лет на то, чтобы полностью рассчитаться с долгами. Учитывая отказ компании от закупок титана из России, необходимого для авиастроения, расходы на его замещение только усложняют сложное финансовое положение Boeing.

Также наибольшая долговая нагрузка приходится на оператора электронной платформы для покупки и продажи подержанных автомобилей в США — Carvana. Дела у компании идут не очень. По результатам двух последних квартальных отчетностей она продемонстрировала EPS ниже рыночных ожиданий и в отрицательной зоне, что говорит об убыточности бизнеса компании.

Cheniere Energy — представитель нефтегазового сектора, бизнес которого связан со сжиженным природным газом (СПГ) в Соединенных Штатах. Компания в последних трех квартальных отчетах опубликовала отрицательный EPS, когда рынок ожидал результатов в положительной зоне. Она продолжает наращивать долговую нагрузку, но выплачивает дивиденды — инвесторы покупают акции Cheniere Energy, которые следуют за нефтяными котировками. Судя по всему, работа компании с большим объемом долга соответствует политике менеджмента. Его устраивает, что сейчас вместе с ростом цен на нефть растет и выручка Cheniere Energy. Но если цены на нефть и газ достигнут низких значений, компания рискует оказаться в затруднительном положении с колоссальным уровнем долговой нагрузки.

Вывод

Имея большое количество проблемных компаний в экономике, ФРС опасается, что последствия роста ставок будут негативными. В то же время нефтегазовый сегмент смог значительно восстановиться. Авиаперевозчики на пути к этому.

Индустрия отдыха и развлечений ожидает восстановления туризма, но пока многие ее представители несут высокую долговую нагрузку. При росте ставки ФРС основной удар может прийтись на данный сектор.

По мере повышения ставок финансовая система CША столкнется с проблемами платежеспособности некоторых компаний, но их количество уже будет меньше, чем могло бы быть раньше.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter