5 апреля 2022 БКС Экспресс Покровский Никита
Формирующийся новый мировой порядок разделил мир на два лагеря. Одной из главных линий разделения ожидаемо стал вопрос распределения потоков энергоресурсов, который вызвал энергетический шок в Европе. Разберемся более подробно в происходящем и поймем как на этом можно заработать инвестору.
Западный лагерь
В последнее время можно часто услышать мнение о том, что энергопереход с традиционных источников энергии замедлиться ввиду текущих геополитических событий, а вопросы борьбы с изменением климата уйдут на второй план.
Во-первых, данные утверждения, если и можно считать верными, то только для небольшого промежутка времени. А во-вторых для того, чтобы понять формируется ли вообще энергопереход необходимо рассмотреть картину за последние 200 лет. Как мы можем увидеть, каждый раз открывая для себя новые источники энергии, человечество не заменяло одно другим, а лишь расширяло возможности комбинированного использования.
В последние годы замедление произошло лишь в использовании угля и то основном в западных странах. Например, в США в 2014 г. на производство электроэнергии с использованием угля приходилось 39%, а теперь всего 21%. Заменой стал природный газ и возобновляемые источники энергии. За 2021 г. рост стоимости электроэнергии в США составил 7% г/г. Это достаточно ощутимо, но значения далеки от взрывного роста в Европе.
На долю так называемых «чистых и потенциально чистых (ядерная энергетика) источников энергии» в США уже приходится 76%. И нет сомнений, что эта доля будет расти. Прогнозируется, что на выработку с использованием солнечной и ветряной энергетики к 2023 г. будет приходиться уже 20%, но думаю, в итоге процент окажеться выше. Доля угля и природного газа будет падать.
Если рассмотреть энергобаланс Европы, то можно увидеть те же процессы — возобновляемые источники энергии в отличии от предыдущих лет уже заменяют не уголь, а даже природный газ. Более половины стран Евросоюза на 70 и более процентов обеспечивают себя «чистой энергией» и это без учета природного газа. Вопросы устойчивости выработки остаются одними из главных, но они будут все больше решаться в будущем, например, по мере развития систем накопления. О проблемах альтернативных источников энергии и перспективах их решения подробнее разберемся в отдельных статьях.
При этом, если обратиться к плану Евросоюза по отказу от российского газа, то экспорт LNG (сжиженный природный газ) из других стран по плану заменит всего треть от текущего объема, а вот на альтернативные источники придется 2/3. Если кому то кажется, что 2027 г. далекий срок, то при рассмотрении таких глобальных перестроек — это миг. В целом Европа взяла даже еще более радикальный курс на альтернативную энергетику.
Что касается цен, то они еще остаются далеки от значений 2020 г. во многих странах Евросоюза, но, например в той же Швеции, уже вернулись к прежним значениям. Именно эта страна обеспечивает себя почти на 100% альтернативными источниками.
Восточный лагерь
Обратившись на восток мы увидим радикально другую картину — условный восточный лагерь лишь только приступает с энергопереходу. Китай демонстрирует экстремальную зависимость от так называемых «грязных» источников. Конечно доля возобновляемых растет и власти активно работают в данном направлении, но до результатов в западном лагере далеко.
Ранее власти опубликовали 5-летний план энергосбережения и сокращения выбросов на период до 2025 г. Согласно ему, к 2025 г. страна стремится сократить потребление энергии на единицу валового внутреннего продукта на 13,5% по сравнению с 2020 г. Кроме того Китай в 2022 г. планирует ввести рекордное количество солнечных электростанций. Как мы видели в прошлом, Китай умеет делать гигантские рывки в своем развитии.
Индия, как еще один крупный представитель региона также очень сильно зависит от угля. На выработку энергии по данному ресурсу приходится 51%, но стоит отметить долю альтернативных источников — 22%, а вместе с гидроэнергетикой все 40%. В ближайшие 5 лет страна планирует также значительно снизить свою зависимость от угля и продолжит наращивать производство энергии из альтернативных источников.
Что касается России, то главным источником электроэнергии являются тепловые электростанции — от 40% до 92% в зависимости от округа. На, так называемые, возобновляемые источники энергии приходилось не более 1%. Главным ресурсом является природный газ. На выработку энергии с использованием угля приходится в районе 16%. В каком-то смысле можно сказать, что по типу источников, наша страна является одной из самых «зеленых».
Не для всех
В итоге мы можем увидеть, что так называемый энергопереход происходил до этого момента не для всех. И скорее всего не для всех и предполагался. Считаю, что по мере перенастройки потоков энергоресурсов в Европе, переход на так называемые альтернативные источники энергии на западе, не только не замедлиться, а ускорится и перейдет к своему финальному этапу — максимальному сокращению использования так называемых «грязных» источников.
Китай будет пытаться не отставать, но стоить ему это будет намного дороже, учитывая текущие цены на товарных рынках и необходимые объемы. К тому же Запад финансировал свою первую фазу в том, числе за счет огромной денежной эмиссии. Ответ стран условного восточного лагеря по переходу в расчете за свою валюту на товарных рынках, в том являются частью пазла энергетического противостояния.
Вопросы борьбы с изменением климата и снижением количества выбросов вновь выйдут на первый план, став линией противостояния, поводом для взаимных претензий, объявления новых санкций, введения пошлин и штрафов. Но самое главное это будет одним из ключевых элементов сдерживания развития азиатского региона. Достаточно соотнести график роста населения и потребления ресурсов по типу, чтобы понять взаимосвязь. Состав энергетического баланса страны окончательно закрепиться как своего рода метка принадлежности к «первому миру».
Главный вывод для инвесторов — акции компаний, работающих в направлении развития и внедрения альтернативных источников энергии должны стать на ближайшие, как минимум 5-лет, одним из ключевых направлений для поиска точек для покупок.
Предполагаю, что несмотря на потенциальные коррекции на рынке США, в долгосрочной перспективе мы будем находиться в области продолжения сильного роста так называемых «энерготехов» — компаний в области ветряной и солнечной энергетики, внедрения использования зеленого водорода и биометана, улавливания co2 и хранения, возможно, разработки компактных термоядерных реакторов, а также других альтернатив. Не стоит обходить стороной вопросы оптимизации, транспортировки и хранения/накопления энергии. Для понимания — на финансирование стартапов в области альтернативной энергетики только в США было направлено за 2021 г. около $55 млрд.
Не стоит забывать и о тех отраслях, которые буду развиваться благодаря данному тренду от материалов до кибербезопасности.
Классические энергетические гиганты так же будут входить в фазу трансформации. Текущие сверхприбыли будут либо добровольно, либо через налоги направлены на продолжение энергоперехода.
Ключевые поднаправления сектора для инвестирования и их представителей подробно рассмотри в отдельных статьях цикла.
Солнечная энергетика
В первой части статьи мы разобрались с общей картиной происходящего в мире энергоперехода, то есть отказ от традиционных источников энергии. Теперь рассмотрим направление, которое будет наиболее динамично развиваться в ближайшие годы и станет одним из ключевых в энергетическом секторе США — солнечная энергетика.
Ключевое направление
За прошедший год в США было установлено 23,6 ГВт солнечных батарей (панелей), что позволило достичь 121,4 ГВт общей установленной мощности. Этого достаточно для питания 23,3 млн американских домов. Для сравнения за 2019 г. показатели годового ввода составляли 13,3 ГВт, то есть на лицо высокие темпы роста сектора. Импорт солнечных панелей в США, начиная с 2019 г., также переживает взрывной рост.
По итогам 2021 г. доля солнечной энергетики в энергобалансе США (utility-scale) составляет пока всего 3%. Но в ближайшие 10 лет этот показатель предполагается увеличить в пять раз. Именно солнечная энергетика будет наиболее активно развиваться в США, став заменой углю.
Среди компаний коммунального сектора в 2022 г. 46% всех вводимых мощностей будет приходиться на данный источник энергии и его доля значительно вырастет — в 2021 г. значение было 35,6%. Лидерами по планам ввода мощностей до 2026 г. среди коммунальщиков являются NextEra Energy, EDF Group, Invenergy.
Отрасль в ближайшее время также активно будет решать давнюю проблему сектора — стабильности подачи энергии и сохранения излишков путем накопления. На конец 2021 г. объем хранилищ энергии составлял 5 ГВт, а в конце 2023 г. достигнет 25 ГВт, то есть вырастет почти в 5(!) раз и, скорее всего, сохранит трехзначные темпы роста в следующие несколько лет.
Большинство действующих и строящихся хранилищ сосредоточено в штатах Калифорния и Техас. Ввиду климатических условий в данных штатах с высокой вероятностью они будут использоваться для накопления излишков при производстве солнечной и ветряной энергии.
Для инвесторов особо отмечу необходимость смены картины представления штата Техас, как главного противника развития альтернативной энергетики, ввиду крупного нефтяного лобби. Как можно увидеть, Техас активно развивается как мультиэнергетический центр США.
Стоимость
За последний год стоимость электроэнергии в среднем по всем секторам в США выросла примерно на 7% г/г и составила 11,3 центов за киловатт (примерно 9 рублей). Порядка 10 лет номинальная стоимость для частных лиц находилась в диапазоне от 10,5 до 12 центов, но на фоне текущей инфляции выросла до 13,72 центов, что стало самым значительными ростом с 2008 г. При сохранении инфляционного давления высока вероятность продолжения тенденции и в 2022 г.
Что касается капитальных затрат при возведении проектов, то они в среднем увеличились на 18% за прошедший год. Ключевым материалом, который используется для производства ячеек для панелей, является поликремний (mono-grade polysilicon). Его цена на спотовом рынке за последние несколько лет выросла в более чем три раза.
Несмотря на резкое увеличение импорта панелей в США с средины 2019 г., основной импульс роста начался в феврале 2021 г. Он был связан с взрывным спросом со стороны Китая, который сам является крупнейшим производителем поликремния, а также общим ростом цен на товарных рынках. Кроме того, крупнейшие производители, прежде всего Tongwei, наращивали новые производственные мощности медленнее, чем ожидалось, ввиду этого спрос превзошел предложение.
Если не случиться крупных экономических потрясений в Китае, инвесторам стоит ожидать нормализацию баланса спроса и предложения ближе к концу 2022 г., что наверняка приведет к снижению цены и уменьшит капитальные затраты при производстве. Кроме того, несмотря на текущее доминирование поликремния уже появляются материалы способные стать хорошей альтернативой.
Что касается многочисленных споров о стоимости солнечной энергии, то с учетом капитальных затрат при установке в промышленных масштабах они уже конкурентоспособны по сравнению с другими источниками. Получение энергии при установке системы с использованием крыши личного дома все еще выглядит дорогим, но, скорее всего, и тут со временем произойдет снижение стоимости.
За кем следить
Лидером по вводу мощностей в ближайшие годы может стать энергетическая компания коммунального сектора NextEra Energy (NEE). Кроме развития направления солнечной энергетики, компания является крупным производителем ветряной энергии.
Бумаги другого представителя сектора — перспективного Invenergy, пока не торгуются на биржах, но у инвестора есть возможности вложиться в компанию косвенно, покупая акции Blackstone Group (BX). Инвестиционная группа недавно приобрела часть компании за $3 млрд. В целом Blackstone специализируются на вложениях в альтернативные классы активов и может быть интересна для рассмотрения.
Из коммунального сектора с высокой долей использования солнечной генерации (26%) можно также выделить Sempra Energy (SRE), оператора одного из крупнейших плантов (солнечных полей) в США.
Из представителей направления сфокусированных на установке решений для розничных клиентов и малого/среднего бизнеса стоит следить за Enphase Energy (ENPH), SolarEdge (SEDG) и Sunrun (RUN), а из ориентированных на клиентов в промышленном и коммунальном секторе — на FirstSolar (FSLR).
В разрезе активного развития систем накопления энергии не стоит забывать и про Tesla (TSLA). Илон Маск не раз заявлял, что направление производства, распределения и хранения энергии будет одним из ключевых для компании в будущем.
Отчему, что речь не идет о том, чтобы покупать акции компании с текущих уровней, но ввиду того, что направление будет становиться одним из ключевых в энергетике США, искать благоприятные точки для покупок после тщательного исследования каждой компании отдельно стоит.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
