Потёмкин-Арктический. Россия в регионе не справится без Китая

Президент России Владимир Путин на заседании по Арктике в среду, 13 апреля, заявил, что Россия рассматривает регион как территорию диалога и сотрудничества с другими странами, но на фоне фактического разрыва отношений России и Запада противостояние в регионе будет усиливаться. Усиливаться будет и влияние в Арктике Китая в связи с большей зависимостью Москвы от технологий из этой страны.

"Россия открыта для совместной работы со всеми заинтересованными партнерами и в рамках текущих и будущих программ и проектов в Арктике. Рассматриваем Арктику не как поле геополитических интриг, а как территорию диалога, стабильности и конструктивного сотрудничества", - заявил Владимир Путин в ходе завещания по вопросу развития Арктической зоны.

Москва в этом году председательствует в Арктическом совете, куда также входят США, Канада, Дания, Норвегия, Финляндия и Швеция. Несмотря на разные интересы арктических государств, сотрудничество в совете шло довольно плодотворно. В 2021 году глава МИД России Сергей Лавров заявлял, что взгляд на Арктику как на "территорию мира, стабильности и конструктивного взаимодействия" разделяют и зарубежные партнеры России.

Однако не исключено, что политическое и даже военное противодействие в регионе России и других стран будет усилено на фоне спецоперации России на Украине. "Россия все больше милитаризирует регион. США готовят более агрессивное свое присутствие", - так звучит заголовок одной из недавних статей The New York Times на тему Арктики.

Лаборант Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Никита Поташев считает, что с выводами о возможном разрыве связей России и других стран в Арктическом совете пока спешить не стоит, учитывая серьезное взаимодействие между ними. "Пока рано говорить о том, как сложится ситуация в долгосрочной перспективе", - подчеркнул он.

На совещании по Арктике Путин коснулся военной тематики и дал поручение правительственным органам ускорить модернизацию военных городков и баз, расположенных в регионе.

Москва в последние годы активно укрепляла военную составляющую своего арктического присутствия, рассматривая регион как военно-экономический форпост. Но главный интерес России - в разработке полезных ископаемых региона. Согласно доктринальным документам правительства, в Арктической зоне добывается более 80% горючего природного газа и 17% нефти в стране. По экспертным оценкам, континентальный шельф содержит более 85,1 трлн кубометров горючего природного газа, 17,3 млрд тонн нефти и "является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы РФ".

Нащупать брешь у нас в цепочке

Cитуация с санкциями несомненно затронет энергетические проекты России в Арктике, считает Поташев из ВШЭ. Он напоминает, что у России нет собственных развитых технологий по добыче полезных ископаемых, особенно углеводородов в условиях Арктики. "Отдельные технологии есть, но построить полноценные цепочки пока не представляется возможным", - говорит эксперт.

Он также отмечает, что наиболее болезненный удар санкционная политика Запада наносит по арктическим проектам "НОВАТЭКа". Это, прежде всего, проект по производству сжиженного природного газа "Арктик СПГ-2". Вложения в запуск проекта на полную мощность оцениваются в сумму более $21 млрд.

Еще одна проблема, отмечает эксперт, - это ситуация с газовозами. Большую часть из них Россия закупает в Южной Корее. Но даже те из них, которые создаются на судоверфи "Звезда", используют ряд импортных комплектующих, которые подпадают под европейские санкции. Проблемы в этой области связаны наращиванием флота газовозов, объясняет Поташев. Сложная ситуация ожидается и с поставками из КНР. "Китайские компании, которые работают на западных рынках, будут с осторожностью относиться к российским заказам", - говорит эксперт.

Ситуация вынуждает российские компании, работающие в регионе Арктики, более активно заниматься импортозамещением, а также перестроить логистические цепочки. Все это потребует времени, а значит будет тормозить планы государства по развитию региона. Путин на совещании дал понять, что компаниям необходимо ускориться: "Следует четко зафиксировать сроки и объемы поставок судов ледокольного флота, грузовых судов арктического класса, сроки нужно обозначить".

Эксперты по региону также отмечают, что энергоносители составляют львиную долю грузов в Артике, и в случае отказа европейских стран от российских грузов их придется переориентировать на Китай. "Сможет ли рынок Китая все это потреблять, а если сможет, то по какой цене? Возможно, придется продавать за меньшие средства", - рассуждает в беседе с Finam.ru один из российских экспертов по региону.

Китай, который имеет статус приарктической державы, несомненно, может воспользоваться ситуацией, чтобы укрепить свое влияние в Артике. Для КНР остро стоит вопрос укрепления своей энергетической безопасности, и страна заинтересована в добыче полезных ископаемых в Арктике. Как и для России, для Китая важен и Северный морской путь. "Это не столько сегодняшняя альтернатива другим коммерческим путям, сколько стратегическая перспектива для Китая", - говорит Поташев.

Зависимость России от Китая в Арктике будет нарастать, считает Поташев. Это будет касаться технологичной сферы. И пример тому - закупка китайского оборудования для проектов "Ямал СПГ" и "Арктик СПГ-2". "При этом надо понимать, что у Китая нет всего оборудования, и цепочки из китайских комплектующих мы не построим", - говорит Поташев.

Кроме оборудования, Москве понадобятся и финансовые ресурсы Китая для строительства портовой и социальной инфраструктуры. В самой КНР, говорит Поташев, бытует мнение, что без модернизации портов вдоль Севмормути невозможно использовать его возможности.

На совещании Путин поручил утвердить сводный план развития Северного морского пути до 2035 года. Но будущее СМП представляется неясным не из-за политики, а из-за экономики. "Этим путем не пользуются не из-за политики, а из-за того, что он пока экономически неэффективен. Издержки Севморпути превосходят издержки Суэцкого канала", - говорит эксперт. Он отмечает, что без модернизации портов налаживание эффективного судоходства невозможно.

Компании из Китая проявляют интерес к ряду проектов подобного рода. В России в этой связи зависимость от КНР будет возрастать, говорит эксперт. При этом глубокого захода в эти проекты нет, так как есть противодействие на уровне региональных администраций, объясняет Поташев.

К тому же есть и соображения безопасности: Артика - регион базирования стратегических ядерных подлодок, напоминает Поташев. В 2021 году, когда отношения России со странами Запада хоть и были непростыми, но еще вполне реалистичным, российское телевидение с гордостью демонстрировало кадры о всплытии сразу 3 атомных подводных лодок в Арктике.

О всплытии докладывали лично президенту, который не скрывал своей гордости произошедшим. Теперь, когда всплыть практически из толщи арктических льдов предстоит российской экономике, уже не до бравурных докладов.
http://www.finam.ru/ (C)

Нашли ошибку: выделите и [Ctrl+Enter]
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией Условия использования
При копировании ссылка https://elitetrader.ru/index.php?newsid=603907 обязательна