14 мая 2022 Тинькофф Банк Кульбака Николай
По прогнозам Центрального банка, российский ВВП может упасть на 8—10% по итогам 2022 года.
Это падение сопоставимо с теми кризисами, которые Россия уже проходила за последние 30 лет. Сейчас кроме падения экономики страну ждет структурная перестройка экспорта и импорта.
Экономические кризисы обычно вызывают у людей ощущение дежавю. Возникают они неожиданно, вроде бы похожи друг на друга и каждый раз вызывают раздражение действиями политиков и экономистов — ведь прошлые кризисы должны были их чему-то научить. На самом деле при внешней похожести кризисы мало похожи друг на друга, как и причины, их порождающие, но последствия и уроки этих периодов остаются с нами надолго.
Расскажу про основные экономические кризисы, через которые проходила современная Россия.
Кризис 1991 года
Причина кризиса: распад СССР, переход от плановой экономики к рыночной.
Контекст: к началу 1990-х советская плановая экономика падала уже несколько лет. Сказалось отсутствие реформ, которые необходимо было начинать еще в 1960-е годы. В 1980-е СССР экспортировал нефть и на эти деньги покупал продовольствие и товары народного потребления, поэтому дополнительным ударом стало снижение цен на нефть. В 1985 году в СССР впервые возник дефицит бюджета, который нарастал в последующие годы и достиг 10% ВВП в 1988 году. Дефицит финансировался за счет внешних займов, продажи золотовалютных резервов и кредитов Центрального банка союзному правительству.
Ухудшила ситуацию и антиалкогольная кампания, которая снизила поступления от акцизов в бюджет, и расходы на войну в Афганистане. Нарастал дефицит, полки в магазинах пустели, золотовалютные резервы оказались исчерпаны, а государственный долг вырос в несколько раз.
Плановая экономика уже показала свою неэффективность не только в СССР. От плановой экономики к рынку в это же время переходили Китай, Вьетнам, Польша, Чехословакия. Их опыт, как и опыт России, показывает, что рыночная экономика по большинству параметров успешнее, но коренные изменения экономических отношений в стране могут быть очень болезненными. В России запоздавшие на несколько десятилетий экономические реформы пришлось проводить на ходу и в далеко не самых благоприятных условиях.
За счет чего Россия выходила из кризиса: Россия заново создала многие рыночные институты. Принимались новые законы, строилась налоговая система, был образован Центральный банк, приватизировались предприятия. В стране произошла либерализация цен, которая привела к гиперинфляции, и либерализация внешней торговли, которая привела к тому, что в Россию хлынул поток дешевого импорта и российские производства начали закрываться, не выдержав конкуренции. Все это осложнялось дефицитом бюджета, который правительство и президент не хотели снижать. Предприятия продолжали надеяться на государственные кредиты, а инфляция оставалась высокой. Тем не менее к 1996 году рыночная экономика была в целом построена, за счет этого падение остановилось.
Последствия: кризис привел к серьезному росту безработицы вплоть до 1999 года, при том что падение экономики остановилось уже к 1995 году. Сказалось сильное отставание советских технологий, требовавших большого количества трудовых ресурсов. Поэтому новые технологии требовали меньше рабочей силы, хотя и были намного производительнее.
После 1996 года можно было ожидать экономического роста, но этого не произошло — во многом из-за того, что налоговая система еще только отстраивалась, что мешало пополнять доходную часть бюджета, а из собираемых доходов более половины уходило на выплату государственного долга. Россия уже стала частью мировой экономики и получила возможность участвовать в международной торговле, но, кроме этого, еще и зависимость от всех мировых экономических проблем и кризисов. Через два года это подтвердилось на практике, когда в мире начался экономический кризис, пришедший из Азии.
Кризис 1998 года
Причина кризиса: разбалансированный бюджет, дефолт по ГКО.
Контекст: этот кризис был очень коротким и не слишком масштабным, особенно в сравнении с событиями начала 1990-х, но его до сих пор хорошо помнят, хотя прошло уже больше 20 лет. Экономика России к 1998 году была не в лучшем состоянии, хотя и стабилизировалась после обвала начала 1990-х. Стабилизация во многом опиралась на фиксированный валютный курс рубля. Проблему дефицита бюджета решали за счет выпуска государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроком погашения от месяца до года. Начав их выпускать, правительство уже не могло остановиться: чтобы погашать облигации, нужны были деньги, а чтобы их получить, приходилось наращивать выпуск новых облигаций. Возникла классическая финансовая пирамида.
Рано или поздно она должна была рухнуть, достаточно было какого-то небольшого толчка. Таким толчком оказался азиатский кризис 1997 года и бегство инвесторов с развивающихся рынков, в том числе и из России. Опять упали цены на нефть, у России стало меньше ресурсов, чтобы поддерживать курс рубля. В итоге в августе был объявлен дефолт — отказ платить по ГКО.
За счет чего вышли из кризиса: для борьбы с кризисом правительство предприняло сразу несколько мер, некоторые оказались излишними. Был резко девальвирован рубль — с 6 до 25 Р за доллар. Одновременно с объявлением дефолта по ГКО были заморожены средства иностранных инвесторов, то есть ограничено движение капитала, которое могло давить на национальную валюту. Вдобавок был взят кредит у Международного валютного фонда, который израсходовали на безнадежную попытку поддержать курс рубля. Были проведены взаимозачеты между государством и предприятиями, и это помогло справиться с кризисом неплатежей и погасить накопившуюся задолженность в экономике, в том числе по зарплатам и даже пенсиям.
Последствия для экономики: первоначально шок от кризиса был огромным. В России резко, до 80%, подскочила снизившаяся было инфляция, множество банков обанкротилось, часть населения потеряла свои сбережения в банках, резко упал объем производства. Доверие к банковскому сектору в России резко снизилось, как и число частных банков. Россия в глазах иностранных инвесторов оказалась ненадежным партнером, который может в любой момент подвести, ведь дефолт объявлять было на тот момент совсем не обязательно.
Но при этом резкая девальвация рубля сделала значительно более выгодным российский экспорт, а импорт, наоборот, слишком дорогим. В стране начали расти собственные производства. Почти сразу в мире пошло увеличение цены на нефть. Это привело к тому, что экономические показатели в России всего через пару лет после дефолта стали расти на 6—7% в год. Это позволило надолго забыть о проблеме сбалансированности бюджета, найти деньги для выплат по госдолгу и при поддержке населения закончить проведение рыночных реформ.
Владимир Путин, сменивший Ельцина на посту президента, все годы своего правления старался вовремя выплачивать проценты по государственному долгу и избегать инфляции.
Кризис 2008 года
Причина кризиса: ипотечный кризис в США, падение цен на нефть и металлы.
Контекст: начало 2000-х годов российская экономика прошла уверенно. Сказались наконец завершенные рыночные реформы, цена на нефть была высокой, российский бизнес постепенно учился работать. Однако российская экономика все еще оставалась развивающейся и серьезно зависела от мировой конъюнктуры.
В 2007 году в США начался ипотечный кризис, который быстро превратился в финансовый и перекинулся на рынки других стран. Его начало во многом напоминало Великую депрессию, поразившую экономику развитых стран в 1930-е годы. Долгий рост цен на недвижимость в США привел к росту ипотечных кредитов, которые становились все более необеспеченными, поскольку банки выдавали их все более широкому кругу заемщиков.
В результате на рынке недвижимости вырос «пузырь». Это означает, что цены и спрос слишком высоки, а их дальнейшее расширение упирается в размеры рынка. В какой-то момент рынок перестает расти, вкладывать деньги в него становится невыгодно, доходность падает, инвесторы начинают уходить. Цены на недвижимость ползут вниз, те, кто рассчитывал на дальнейший рост рынка, теряют доходы. Сокращается потребление, фирмы сокращают производство и увольняют сотрудников. Начинается рецессия.
Однако этот кризис стал «Великой рецессией», а не Великой депрессией, потому что до полноценной депрессии, то есть долгого продолжительного спада, дело не дошло.
Тем не менее кризис 2008 года поразил большинство стран мира, включая и Россию. В нашей стране кризис начался с обвала фондового рынка летом 2008 года. У российских компаний на тот период был рекордный объем внешних долгов — для погашения им пришлось обращаться за помощью к правительству. В итоге Россия оказалась в числе наиболее пострадавших стран мира. Здесь сказалось сразу множество факторов.
Во-первых, Россия, как и любая развивающаяся экономика, во время кризиса страдала от резкого оттока капитала, который устремлялся в развитые страны, прежде всего в США. Во-вторых, в связи с кризисом резко упала цена на нефть и металлы, составлявшие большую часть российского ВВП. Оба эти фактора в сочетании с высокими бюджетными расходами и привели к тому, что экономика России упала сильнее, чем в большинстве стран мира.
За счет чего вышли из кризиса: государство впервые приняло масштабные меры для поддержки бизнеса и банковской сферы: на поддержку компаний было потрачено больше 1 триллиона рублей, получил их в основном финансовый сектор, но и крупные компании тоже — например, 4,5 миллиарда долларов получил «Русал», 1,8 миллиарда — «Евраз».
У России были на это деньги: за годы высоких цен на нефть страна накопила почти 600 миллиардов долларов резервов. Избежать худшего сценария удалось во многом за счет этих денег. В кризис, когда капиталы бегут из развивающихся стран, больше взять эти деньги было бы неоткуда.
Уже в 2010 году рост ВВП в значительной степени компенсировал падение 2009 года.
Последствия: кризис показал, что Центральный банк и правительство научились действовать в ситуации форс-мажора. Однако одной лишь грамотной монетарной политики было недостаточно, чтобы в России начался экономический рост. Страна продолжала зависеть от ресурсного экспорта. Производительность труда оставалась низкой, а малый и средний бизнес были практически незаметны на фоне больших государственных и полугосударственных компаний.
В то же время после кризиса и восстановления цен на нефть правительство начало резко наращивать федеральные расходы: за 2007—2017 они увеличились почти на 11 триллионов рублей, в то время как доходы — лишь на 7,5 триллиона. Основной вклад внесли расходы на экономику, безопасность и оборону.
Кризис 2014—2015
Причина кризиса: падение мировых цен на нефть, свою роль также сыграли и санкции против России из-за присоединения Крыма.
Контекст: Россия по-прежнему сильно зависела от экспорта энергоресурсов. Рано или поздно эта зависимость должна была сыграть свою негативную роль. Именно так и произошло в 2014 году, когда мировые цены на нефть резко снизились. Всего за несколько месяцев цена барреля нефти марки Brent сократилась практически в два раза: в июне эта нефть торговалась на уровне 115 $ (7335 Р), но к концу декабря цена упала до 55 $ (3508 Р) за баррель. Это происходило в основном из-за того, что страны ОПЕК отказались снижать добычу.
Падение продолжилось и в 2015 году. Стабилизация и рост цен начались только в конце 2016 года, когда страны — члены ОПЕК все-таки договорились снизить добычу.
Для России, чей бюджет наполовину зависел от нефтяных доходов, а доля топливно-энергетического сектора в экспорте составляла около 70%, это был катастрофический удар. Курс доллара вырос с 32 Р за доллар в начале года до 56 Р за доллар, а в «черный вторник» достиг 79 Р.
Дополнительный удар по экономике России нанесли санкции, связанные с присоединением Крыма, которые вводили США, Евросоюз, Япония, Швейцария и другие страны в течение 2014 года. В результате санкций крупнейшие российские банки и энергетические компании оказались отрезанными от зарубежного финансирования и инвестиций. МВФ прогнозировал, что из-за санкций российский ВВП снизится на 1—1,5%, а в среднесрочной перспективе это может привести к потере 9% ВВП. Но эффект санкций все-таки был менее значителен, чем последствия нефтяного шока.
За счет чего выходили из кризиса: действия Центробанка в острой фазе кризиса напоминают сегодняшние решения. Падение цен на нефть привело к резкому снижению поступления валюты в Россию. Центробанк поддерживал курс рубля, продавая валюту в конце 2014 и начале 2015 года, но затем перестал это делать и сделал единственно возможный шаг: перешел от фиксированного курса рубля к плавающему.
Такой переход вызвал резкое обесценение рубля, курс которого в итоге упал примерно в два раза. Однако на тот момент сохранение фиксированного курса означало бы, что Центральный банк должен был для его поддержания непрерывно продавать валюту, чтобы компенсировать ее нехватку на рынке. Едва ли валютных резервов России надолго хватило бы для сохранения докризисного курса рубля. Плавающий валютный курс позволил Центральному банку сберечь валютные резервы и сосредоточиться на борьбе с инфляцией, вызванной падением курса рубля.
На следующий день после «черного понедельника», когда курс доллара вырос на 8%, почти до 65 Р за доллар, Центробанк повысил ключевую ставку до 17% — это было рекордное повышение с 1998 года. Постепенно снижать ключевую ставку ЦБ начал с февраля 2015 года.
Требований по обязательной продаже валютной выручки экспортерами тогда не было, но президент «по дружбе» просил руководителей крупных компаний продавать валютную выручку, а правительство требовало от пяти крупнейших компаний-экспортеров снизить величину валютных накоплений.
В течение кризиса государство, как и в прошлый кризис, поддерживало разные компании деньгами, например докапитализировало банки почти на 1 триллион рублей, выделило деньги из Фонда национального благосостояния на строительство «Ямал СПГ» и увеличение уставного капитала РЖД.
Последствия: по разным оценкам, основной вклад в падение российского ВВП внесло все-таки падение цен на нефть, а не санкции. Весной 2015 года президент говорил, что Россия недополучила 160 миллиардов долларов из 500.
В 2014 году Россия ввела продовольственное эмбарго — то есть запрет на ввоз продуктов из тех стран, которые ввели санкции. В результате в стране выросло производство мяса, птицы, сыров, но и цены на них тоже выросли.
После кризиса доходы населения падали и показали околонулевой рост только в 2018—2019 годах, после того как Росстат изменил методику их подсчета.
После 2014 года в России почти в два раза сократилось количество банков, а государству приходилось тратить деньги на докапитализацию оставшихся и выплаты вкладчикам.
Государство активно тратило деньги из резервного фонда на покрытие дефицита бюджета и к концу 2017 года потратило его весь, то есть около 6 триллионов рублей. С тех пор у России остался только один фонд — это Фонд национального благосостояния.
Что в итоге
Современная история показывает, что кризисы в экономике — вещь во многом неизбежная. Но их последствия зависят от того, насколько государство готово к ним. У России здесь сложное положение. С одной стороны, макроэкономическая политика страны позволяет ей довольно успешно проходить через кризисы, с другой стороны, правительство никак не может побороть зависимость экономики от нефтегазового экспорта. Пока такая зависимость будет сохраняться, любой кризис больших экономик — США, Евросоюза или Китая — будет вызывать серьезные проблемы в российской экономике.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Это падение сопоставимо с теми кризисами, которые Россия уже проходила за последние 30 лет. Сейчас кроме падения экономики страну ждет структурная перестройка экспорта и импорта.
Экономические кризисы обычно вызывают у людей ощущение дежавю. Возникают они неожиданно, вроде бы похожи друг на друга и каждый раз вызывают раздражение действиями политиков и экономистов — ведь прошлые кризисы должны были их чему-то научить. На самом деле при внешней похожести кризисы мало похожи друг на друга, как и причины, их порождающие, но последствия и уроки этих периодов остаются с нами надолго.
Расскажу про основные экономические кризисы, через которые проходила современная Россия.
Кризис 1991 года
Причина кризиса: распад СССР, переход от плановой экономики к рыночной.
Контекст: к началу 1990-х советская плановая экономика падала уже несколько лет. Сказалось отсутствие реформ, которые необходимо было начинать еще в 1960-е годы. В 1980-е СССР экспортировал нефть и на эти деньги покупал продовольствие и товары народного потребления, поэтому дополнительным ударом стало снижение цен на нефть. В 1985 году в СССР впервые возник дефицит бюджета, который нарастал в последующие годы и достиг 10% ВВП в 1988 году. Дефицит финансировался за счет внешних займов, продажи золотовалютных резервов и кредитов Центрального банка союзному правительству.
Ухудшила ситуацию и антиалкогольная кампания, которая снизила поступления от акцизов в бюджет, и расходы на войну в Афганистане. Нарастал дефицит, полки в магазинах пустели, золотовалютные резервы оказались исчерпаны, а государственный долг вырос в несколько раз.
Плановая экономика уже показала свою неэффективность не только в СССР. От плановой экономики к рынку в это же время переходили Китай, Вьетнам, Польша, Чехословакия. Их опыт, как и опыт России, показывает, что рыночная экономика по большинству параметров успешнее, но коренные изменения экономических отношений в стране могут быть очень болезненными. В России запоздавшие на несколько десятилетий экономические реформы пришлось проводить на ходу и в далеко не самых благоприятных условиях.
За счет чего Россия выходила из кризиса: Россия заново создала многие рыночные институты. Принимались новые законы, строилась налоговая система, был образован Центральный банк, приватизировались предприятия. В стране произошла либерализация цен, которая привела к гиперинфляции, и либерализация внешней торговли, которая привела к тому, что в Россию хлынул поток дешевого импорта и российские производства начали закрываться, не выдержав конкуренции. Все это осложнялось дефицитом бюджета, который правительство и президент не хотели снижать. Предприятия продолжали надеяться на государственные кредиты, а инфляция оставалась высокой. Тем не менее к 1996 году рыночная экономика была в целом построена, за счет этого падение остановилось.
Последствия: кризис привел к серьезному росту безработицы вплоть до 1999 года, при том что падение экономики остановилось уже к 1995 году. Сказалось сильное отставание советских технологий, требовавших большого количества трудовых ресурсов. Поэтому новые технологии требовали меньше рабочей силы, хотя и были намного производительнее.
После 1996 года можно было ожидать экономического роста, но этого не произошло — во многом из-за того, что налоговая система еще только отстраивалась, что мешало пополнять доходную часть бюджета, а из собираемых доходов более половины уходило на выплату государственного долга. Россия уже стала частью мировой экономики и получила возможность участвовать в международной торговле, но, кроме этого, еще и зависимость от всех мировых экономических проблем и кризисов. Через два года это подтвердилось на практике, когда в мире начался экономический кризис, пришедший из Азии.
Кризис 1998 года
Причина кризиса: разбалансированный бюджет, дефолт по ГКО.
Контекст: этот кризис был очень коротким и не слишком масштабным, особенно в сравнении с событиями начала 1990-х, но его до сих пор хорошо помнят, хотя прошло уже больше 20 лет. Экономика России к 1998 году была не в лучшем состоянии, хотя и стабилизировалась после обвала начала 1990-х. Стабилизация во многом опиралась на фиксированный валютный курс рубля. Проблему дефицита бюджета решали за счет выпуска государственных краткосрочных облигаций (ГКО) со сроком погашения от месяца до года. Начав их выпускать, правительство уже не могло остановиться: чтобы погашать облигации, нужны были деньги, а чтобы их получить, приходилось наращивать выпуск новых облигаций. Возникла классическая финансовая пирамида.
Рано или поздно она должна была рухнуть, достаточно было какого-то небольшого толчка. Таким толчком оказался азиатский кризис 1997 года и бегство инвесторов с развивающихся рынков, в том числе и из России. Опять упали цены на нефть, у России стало меньше ресурсов, чтобы поддерживать курс рубля. В итоге в августе был объявлен дефолт — отказ платить по ГКО.
За счет чего вышли из кризиса: для борьбы с кризисом правительство предприняло сразу несколько мер, некоторые оказались излишними. Был резко девальвирован рубль — с 6 до 25 Р за доллар. Одновременно с объявлением дефолта по ГКО были заморожены средства иностранных инвесторов, то есть ограничено движение капитала, которое могло давить на национальную валюту. Вдобавок был взят кредит у Международного валютного фонда, который израсходовали на безнадежную попытку поддержать курс рубля. Были проведены взаимозачеты между государством и предприятиями, и это помогло справиться с кризисом неплатежей и погасить накопившуюся задолженность в экономике, в том числе по зарплатам и даже пенсиям.
Последствия для экономики: первоначально шок от кризиса был огромным. В России резко, до 80%, подскочила снизившаяся было инфляция, множество банков обанкротилось, часть населения потеряла свои сбережения в банках, резко упал объем производства. Доверие к банковскому сектору в России резко снизилось, как и число частных банков. Россия в глазах иностранных инвесторов оказалась ненадежным партнером, который может в любой момент подвести, ведь дефолт объявлять было на тот момент совсем не обязательно.
Но при этом резкая девальвация рубля сделала значительно более выгодным российский экспорт, а импорт, наоборот, слишком дорогим. В стране начали расти собственные производства. Почти сразу в мире пошло увеличение цены на нефть. Это привело к тому, что экономические показатели в России всего через пару лет после дефолта стали расти на 6—7% в год. Это позволило надолго забыть о проблеме сбалансированности бюджета, найти деньги для выплат по госдолгу и при поддержке населения закончить проведение рыночных реформ.
Владимир Путин, сменивший Ельцина на посту президента, все годы своего правления старался вовремя выплачивать проценты по государственному долгу и избегать инфляции.
Кризис 2008 года
Причина кризиса: ипотечный кризис в США, падение цен на нефть и металлы.
Контекст: начало 2000-х годов российская экономика прошла уверенно. Сказались наконец завершенные рыночные реформы, цена на нефть была высокой, российский бизнес постепенно учился работать. Однако российская экономика все еще оставалась развивающейся и серьезно зависела от мировой конъюнктуры.
В 2007 году в США начался ипотечный кризис, который быстро превратился в финансовый и перекинулся на рынки других стран. Его начало во многом напоминало Великую депрессию, поразившую экономику развитых стран в 1930-е годы. Долгий рост цен на недвижимость в США привел к росту ипотечных кредитов, которые становились все более необеспеченными, поскольку банки выдавали их все более широкому кругу заемщиков.
В результате на рынке недвижимости вырос «пузырь». Это означает, что цены и спрос слишком высоки, а их дальнейшее расширение упирается в размеры рынка. В какой-то момент рынок перестает расти, вкладывать деньги в него становится невыгодно, доходность падает, инвесторы начинают уходить. Цены на недвижимость ползут вниз, те, кто рассчитывал на дальнейший рост рынка, теряют доходы. Сокращается потребление, фирмы сокращают производство и увольняют сотрудников. Начинается рецессия.
Однако этот кризис стал «Великой рецессией», а не Великой депрессией, потому что до полноценной депрессии, то есть долгого продолжительного спада, дело не дошло.
Тем не менее кризис 2008 года поразил большинство стран мира, включая и Россию. В нашей стране кризис начался с обвала фондового рынка летом 2008 года. У российских компаний на тот период был рекордный объем внешних долгов — для погашения им пришлось обращаться за помощью к правительству. В итоге Россия оказалась в числе наиболее пострадавших стран мира. Здесь сказалось сразу множество факторов.
Во-первых, Россия, как и любая развивающаяся экономика, во время кризиса страдала от резкого оттока капитала, который устремлялся в развитые страны, прежде всего в США. Во-вторых, в связи с кризисом резко упала цена на нефть и металлы, составлявшие большую часть российского ВВП. Оба эти фактора в сочетании с высокими бюджетными расходами и привели к тому, что экономика России упала сильнее, чем в большинстве стран мира.
За счет чего вышли из кризиса: государство впервые приняло масштабные меры для поддержки бизнеса и банковской сферы: на поддержку компаний было потрачено больше 1 триллиона рублей, получил их в основном финансовый сектор, но и крупные компании тоже — например, 4,5 миллиарда долларов получил «Русал», 1,8 миллиарда — «Евраз».
У России были на это деньги: за годы высоких цен на нефть страна накопила почти 600 миллиардов долларов резервов. Избежать худшего сценария удалось во многом за счет этих денег. В кризис, когда капиталы бегут из развивающихся стран, больше взять эти деньги было бы неоткуда.
Уже в 2010 году рост ВВП в значительной степени компенсировал падение 2009 года.
Последствия: кризис показал, что Центральный банк и правительство научились действовать в ситуации форс-мажора. Однако одной лишь грамотной монетарной политики было недостаточно, чтобы в России начался экономический рост. Страна продолжала зависеть от ресурсного экспорта. Производительность труда оставалась низкой, а малый и средний бизнес были практически незаметны на фоне больших государственных и полугосударственных компаний.
В то же время после кризиса и восстановления цен на нефть правительство начало резко наращивать федеральные расходы: за 2007—2017 они увеличились почти на 11 триллионов рублей, в то время как доходы — лишь на 7,5 триллиона. Основной вклад внесли расходы на экономику, безопасность и оборону.
Кризис 2014—2015
Причина кризиса: падение мировых цен на нефть, свою роль также сыграли и санкции против России из-за присоединения Крыма.
Контекст: Россия по-прежнему сильно зависела от экспорта энергоресурсов. Рано или поздно эта зависимость должна была сыграть свою негативную роль. Именно так и произошло в 2014 году, когда мировые цены на нефть резко снизились. Всего за несколько месяцев цена барреля нефти марки Brent сократилась практически в два раза: в июне эта нефть торговалась на уровне 115 $ (7335 Р), но к концу декабря цена упала до 55 $ (3508 Р) за баррель. Это происходило в основном из-за того, что страны ОПЕК отказались снижать добычу.
Падение продолжилось и в 2015 году. Стабилизация и рост цен начались только в конце 2016 года, когда страны — члены ОПЕК все-таки договорились снизить добычу.
Для России, чей бюджет наполовину зависел от нефтяных доходов, а доля топливно-энергетического сектора в экспорте составляла около 70%, это был катастрофический удар. Курс доллара вырос с 32 Р за доллар в начале года до 56 Р за доллар, а в «черный вторник» достиг 79 Р.
Дополнительный удар по экономике России нанесли санкции, связанные с присоединением Крыма, которые вводили США, Евросоюз, Япония, Швейцария и другие страны в течение 2014 года. В результате санкций крупнейшие российские банки и энергетические компании оказались отрезанными от зарубежного финансирования и инвестиций. МВФ прогнозировал, что из-за санкций российский ВВП снизится на 1—1,5%, а в среднесрочной перспективе это может привести к потере 9% ВВП. Но эффект санкций все-таки был менее значителен, чем последствия нефтяного шока.
За счет чего выходили из кризиса: действия Центробанка в острой фазе кризиса напоминают сегодняшние решения. Падение цен на нефть привело к резкому снижению поступления валюты в Россию. Центробанк поддерживал курс рубля, продавая валюту в конце 2014 и начале 2015 года, но затем перестал это делать и сделал единственно возможный шаг: перешел от фиксированного курса рубля к плавающему.
Такой переход вызвал резкое обесценение рубля, курс которого в итоге упал примерно в два раза. Однако на тот момент сохранение фиксированного курса означало бы, что Центральный банк должен был для его поддержания непрерывно продавать валюту, чтобы компенсировать ее нехватку на рынке. Едва ли валютных резервов России надолго хватило бы для сохранения докризисного курса рубля. Плавающий валютный курс позволил Центральному банку сберечь валютные резервы и сосредоточиться на борьбе с инфляцией, вызванной падением курса рубля.
На следующий день после «черного понедельника», когда курс доллара вырос на 8%, почти до 65 Р за доллар, Центробанк повысил ключевую ставку до 17% — это было рекордное повышение с 1998 года. Постепенно снижать ключевую ставку ЦБ начал с февраля 2015 года.
Требований по обязательной продаже валютной выручки экспортерами тогда не было, но президент «по дружбе» просил руководителей крупных компаний продавать валютную выручку, а правительство требовало от пяти крупнейших компаний-экспортеров снизить величину валютных накоплений.
В течение кризиса государство, как и в прошлый кризис, поддерживало разные компании деньгами, например докапитализировало банки почти на 1 триллион рублей, выделило деньги из Фонда национального благосостояния на строительство «Ямал СПГ» и увеличение уставного капитала РЖД.
Последствия: по разным оценкам, основной вклад в падение российского ВВП внесло все-таки падение цен на нефть, а не санкции. Весной 2015 года президент говорил, что Россия недополучила 160 миллиардов долларов из 500.
В 2014 году Россия ввела продовольственное эмбарго — то есть запрет на ввоз продуктов из тех стран, которые ввели санкции. В результате в стране выросло производство мяса, птицы, сыров, но и цены на них тоже выросли.
После кризиса доходы населения падали и показали околонулевой рост только в 2018—2019 годах, после того как Росстат изменил методику их подсчета.
После 2014 года в России почти в два раза сократилось количество банков, а государству приходилось тратить деньги на докапитализацию оставшихся и выплаты вкладчикам.
Государство активно тратило деньги из резервного фонда на покрытие дефицита бюджета и к концу 2017 года потратило его весь, то есть около 6 триллионов рублей. С тех пор у России остался только один фонд — это Фонд национального благосостояния.
Что в итоге
Современная история показывает, что кризисы в экономике — вещь во многом неизбежная. Но их последствия зависят от того, насколько государство готово к ним. У России здесь сложное положение. С одной стороны, макроэкономическая политика страны позволяет ей довольно успешно проходить через кризисы, с другой стороны, правительство никак не может побороть зависимость экономики от нефтегазового экспорта. Пока такая зависимость будет сохраняться, любой кризис больших экономик — США, Евросоюза или Китая — будет вызывать серьезные проблемы в российской экономике.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу