Процесс пошел. Россия хочет выйти из Болонской системы образования » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Процесс пошел. Россия хочет выйти из Болонской системы образования

26 мая 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
В министерстве образования заявили, что Россия будет выходит из так называемого "Болонского процесса" - европейской системы двухступенчатого образования. В Госдуме уже единогласно подхватили инициативу выхода из системы, у которой в России было немало противников. Ситуация выглядит трендом - Россия в период столкновения с Западом выходит из большинства международных проектов.

Глава ведомства Валерий Фальков, слова которого приводит "РИА Новости", заявил, что Болонская система - "прожитый этап" и Россия будет отдавать приоритет собственной системе образования. "Будущее за нашей собственной уникальной системой образования, в основе которой должны лежать интересы национальной экономики и максимальное пространство возможностей для каждого студента", - сказал министр.

Так называемый "Болонский процесс" берет свое начало из соглашения, составленного государствами Европы в городе Болонья в 1999 году. Россия стала частью этой системы в 2003 году, всего в ней участвуют 49 стран Европы. Суть системы - это возможность взаимного признания дипломов разных стран, что повышает возможность учебы студентов в вузах стран соглашения.

При этом, как отмечает издание "Коммерсант", в России наиболее известна Болонская двухуровневая система образования. Согласно этой системе, обучение в вузах делится на четыре года бакалавриата и два года магистратуры. Получив, например, степень бакалавра, студент мог идти в магистратуру по другому направлению.

Несмотря на то, что подобная система высшего образования уже стала привычной для страны, она подвергалась критике со стороны части оппонентов в образовательном сообществе. По их мнению, система не подготавливала серьезных специалистов, а уровень знаний, полученных бакалаврами, критиковался как невысокий

Так, активным оппонентом этой системы образования была и остается экс-министр образования России Ольга Васильева. "Прошли десятки лет, но вопросов и сегодня остается очень много. Я убеждена: необходимо начать давать правовую оценку участия российских вузов в Болонском процессе, реализовывать механизмы увеличения доли специалитета в структуре программ отечественного высшего образования", - говорила Васильева в одном из своих интервью.

Однако, отвергая систему Болонского процесса для подготовки инженеров, юристов и врачей, Васильева отмечала, что можно сохранить систему "бакалавриат-магистратура" для некоторых специальностей, а также для иностранных студентов в российских вузах.

Доцент кафедры европейского права МГИМО, профессор Николай Топорнин отметил, что критики системы "не понимают важность международного взаимодействия в образовательной сфере особенно сейчас в эпоху повального "импортозамещения"". Как отмечает эксперт в беседе с Finam.ru, c "выходом из Болонской системы Россия сама себя изолирует от наиболее развитых стран мира в сфере образования, что нанесет безусловный ущерб качеству подготовки наших студентов".

"В каких-то сферах, где мы находимся только в начале освоения новых академических направлений (цифровизация, искусственный интеллект, криптовалюты и т.д.), отставание может принять угрожающий характер. Я считаю, что будет правильным сохранить Болонскую систему в России, но при этом создать свои высокие национальные стандарты и дать возможность вузам самим делать выбор, по какой модели осуществлять обучение студентов. В этом случае можно совместить преимущества и Болонской системы образования, и национальной", - говорит Топорнин.

Выпускница МГИМО москвичка Александра вспоминает, как выпустившись из университета в 2007 году, она получила болонское приложение на английском, что позволяло ей найти работу за границей. "Сколько лет шли, чтоб это развивать, и сейчас прекратить будет жестоко", -говорит собеседница Finam.ru.

Правда, стоит отметить, что Болонскую систему критиковали и на Западе, напоминает "Независимая Газета". "Формальное и фактическое присвоение высшему образованию статуса образовательной услуги превратило его из "высшего блага" в "высшее недоступное". На тот момент преобладала англо-саксонская система, и внедрение модели "образовательной услуги" было выгодно прежде всего тем странам, которые уже наладили экспорт образования, – США и Австралии. Так что сливки собрали именно они", - напоминает издание.

В Госдуме уже заявили, что готовы к выходу из Болонской системы и процесс, который поддерживают все фракции парламента, надо начать уже сейчас. Вице-спикер Госдумы Ирина Яровая напомнила, что в Госдуме необходимость выхода из Болонского процесса была инициирована еще в 2019 году. "Главная проблема Болонской системы - отсутствие равного и непрерывного, а значит, качественного образования", - приводит заявление Яровой пресс-служба политика.

Немало критики Болонский процесс получил и в образовательной системе Германии. Как писало издание The Times Chronicle of Higher Education, система выпускает в свет "выпускников низкого качества". "Работодатели жалуются, что студенты незрелы, неподготовлены и несопоставимы с бывшими выпускниками. Студенты и сотрудники также жалуются на переход от академического опыта к опыту, связанному с навыками", - отмечали в Германской ассоциации университетских профессоров.

Пока неясно, к какой системе высшего образования придет Россия. В СССР и России не было двухступенчатой системы образования, существовала лишь одна ступень - специалитет. В свою очередь, двухуровневая система образования сохранялась в некоторых соцстранах.

Эксперты в области образования отмечают, что процесс выхода России из Болонской системы - часть тренда новых отношений России со странами Запада. В России уже ранее заявили о возможности выхода России из ВТО и ВОЗ. Что же касается признания дипломов, то сегодня, когда отношения России и Запада практически разорваны, у многих студентов будет мало смысла продолжать учебу в иностранных вузах. "На фоне общего краха это такая мелочь, нечего обсуждать", - говорит Finam.ru бывший высокопоставленный сотрудник министерства образования.

Между тем, российское образование также теряет свою марку. В апреле ведущий вуз России МГУ выбыл из топ-200 мировых универсиететов рейтинга The Center for World University Rankings, (CWUR). По данным рейтинга, который приводит РБК, в 2021 году МГУ занимал 194 место, в этом году он находится на 202 месте.

Вопросы к Болонской системе высшего образования несомненно есть, однако столь стремительное заявление высшего министерского руководства о выходе из нее выглядит как чистой воды "кампанейщина" в угоду политическим интересам.

Подобный шаг, несомненно, лишает российских студентов связи с европейской наукой. Качественным образованием западных университетов в далёком прошлом не брезговал и один из самых почитаемых русских ученых Михаил Ломоносов – он несколько лет проучился в одном из германских университетов. Правда, сегодня его вполне могли бы посчитать "иностранным агентом".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter