Банк России снизил ключевую ставку до 9,5% » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Банк России снизил ключевую ставку до 9,5%

10 июня 2022 БКС Экспресс
Главное
Банк России снизил ключевую ставку по итогам июньского заседания на 150 б.п., до 9,5% годовых, говорится в сообщении регулятора. Аналитики предполагали снижение до 9-10%.

Совет директоров Банка России 10 июня 2022 года принял решение снизить ключевую ставку на 150 б.п., до 9,50% годовых. Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. Вместе с тем замедление инфляции происходит быстрее, а снижение экономической активности — в меньшем масштабе, чем Банк России ожидал в апреле. Последние данные указывают на низкие текущие темпы прироста цен в мае и начале июня. Этому способствовали динамика обменного курса рубля и исчерпание эффектов ажиотажного потребительского спроса в условиях заметного снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса.

Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. Банк России будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция составит 14,0–17,0% в 2022 году, снизится до 5,0–7,0% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.

Комментарий Михаила Зельцера, эксперта БКС Мир инвестиций:

«Решение регулятора не удивило и не должно было, ведь потребительская и предпринимательская активность замедлились, кредитный рынок просел, рубль рекордно укрепился к мировым валютам, а дефляция последних недель снижает обширное ценовое давление начала весны.

Более того, долговой рынок закладывал падение ключевой ставки в область однозначных процентных значений — доходности ОФЗ ушли под 9%, что уже говорило об оценках реальной стоимости денег.

За 4 шага ЦБ снизил стоимость фондирования на 10,5 п.п., фактически вернув ее на докризисные уровни февраля. При этом потенциал для маневра ЦБ еще имеется, правда не такой обширный. До следующего заседания регулятору предстоит оценить влияние ставки на долговой, долевой и валютный рынки, чтобы принять решение о целесообразности нового послабления без паузы.

Влияние решения ЦБ отличается от класса финансового актива. Так для банковских продуктов падение ставки — залог снижения доходностей вкладов по всей срочной кривой. Но в первую очередь краткосрочных депозитов под аномальную ставку 20%+ больше не стоит ждать, да и ставка 10% навряд ли будет предложена из числа серьезных банков-заемщиков. Уже в конце мая максимальная ставка в топ-10 банков упала до 9,8%, и это без учета сегодняшнего секвестра ЦБ. Кредитные ставки также должны пойти вниз, правда, с лагом по времени, ведь кредитные организации с меньшим желанием хотят терять высокие проценты к получению.

Для долгового рынка все было ожидаемо, ставки по ОФЗ и корпоративным бондам заранее отыграли удешевление кредита ЦБ. Видится, что после восстановление цен бумаг на 35% с мартовского дна, потенциал по индексу гособлигаций RGBI на данном уровне ставки ЦБ исчерпан, а значит, доходности ОФЗ могут прекратить сильное падение. В корпоративном сегменте остаются высокодоходные истории, но за последние недели спред ставок с ОФЗ значительно сузился, и теперь нужно оценивать кредитные риски эмитента более тщательно.

Для акций монетарное смягчение является среднесрочным позитивом, правда отыгрывать его мешает низкая ликвидность и риски очередных недружественных шагов стран Запада против финансовой инфраструктуры рынка после санкции на НРД. Тем не менее, со временем рынок адаптируется к вызовам, и тогда придет пора учета фактора стоимости денег от ЦБ. Во-первых, падение инфляции и относительно низкие ставки будут играть за бумаги компаний, ориентированных на внутренний рынок, — это банки, потребсектор, ИТ, электроэнергетика. А во-вторых, общая оценка акций изменится на фоне пересчета стоимости по новой ставке дисконта.

Для рубля мягкость ДКП выступает сдерживающим фактором его роста. Однако сейчас драйвер ставки не главный — по-прежнему курс нацвалюты формируется под влиянием обширного предложения экспортеров из-за рисков блокировки счетов при единовременном провале импорта, когда спрос на валюту со стороны компаний, осуществляющих хозяйственную деятельность за рубежом, и граждан, включая туристов, очень подавлен. Растут объективные риски девалютизации. Тем не менее в среднесрочной перспективе факторы давления на доллар и евро могут несколько ослабнуть, а ориентир возвращения долларом 70 — достигнут».

Динамика инфляции. Инфляция складывается значительно ниже апрельского прогноза Банка России. По оценке на 3 июня, годовая инфляция снизилась до 17,0% (после 17,8% в апреле). Последние данные указывают на низкие текущие темпы прироста потребительских цен в мае и начале июня.

Снижение общего показателя инфляции во многом произошло за счет коррекции цен на небольшую группу товаров и услуг после их резкого роста в марте. Этому способствовали динамика обменного курса рубля и исчерпание эффектов ажиотажного потребительского спроса в условиях заметного снижения инфляционных ожиданий населения и бизнеса. В то же время текущие темпы прироста цен в большей части потребительской корзины, хотя и снизились, остаются значимо выше 4% в аннуализированном выражении.

В базовом сценарии Банк России ожидает, что к концу 2022 года годовая инфляция составит 14,0–17,0%. Важными факторами для дальнейшей динамики инфляции станут эффективность процессов импортозамещения, а также масштаб и скорость восстановления импорта готовых товаров, сырья и комплектующих. По прогнозу Банка России, с учетом проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция снизится до 5,0–7,0% в 2023 году и вернется к 4% в 2024 году.

Денежно-кредитные условия в целом оставались жесткими, смягчившись неравномерно в различных сегментах финансового рынка. Уменьшились доходности ОФЗ и процентные ставки на кредитно-депозитном рынке. В условиях произошедшего снижения депозитных ставок замедлился приток средств на срочные рублевые депозиты. Вместе с тем повышенная премия за риск в кредитных ставках и высокие требования банков к заемщикам сохранили жесткость ценовых и неценовых условий банковского кредитования. Из-за этого активность на рынке розничного и корпоративного кредитования оставалась слабой. Поддержку кредитованию оказывали правительственные программы льготного кредитования.

Принятые Банком России в апреле — июне решения о снижении ключевой ставки увеличат доступность кредитных ресурсов в экономике и ограничат масштаб снижения экономической активности. В то же время денежно-кредитная политика сохранит необходимое дезинфляционное влияние для возвращения инфляции к цели в 2024 году. Банк России прогнозирует среднюю ключевую ставку в диапазоне 10,8—11,4%1 в 2022 году, 7,0–9,0% в 2023 году и 6,0–7,0% в 2024 году.

Экономическая активность. Оперативные индикаторы указывают на то, что снижение деловой активности после резкого падения в апреле приостановилось в мае. При этом наблюдалась неоднородность тенденций в отраслевом разрезе.

Снижение экономической активности происходит за счет как спроса, так и предложения. Согласно данным опросов, предприятия по-прежнему испытывают значительные затруднения в производстве и логистике, несмотря на некоторую диверсификацию поставщиков готовой продукции, сырья и комплектующих, а также рынков сбыта. Потребительская активность сокращается в реальном выражении в условиях высокой склонности населения к сбережению и снижения реальных доходов.

Внешние условия для российской экономики остаются сложными и значительно ограничивают экономическую деятельность. Сокращение импорта из-за введения внешних торговых и финансовых ограничений существенно опережает снижение экспорта.

В целом фактическое снижение экономической активности в II квартале 2022 года происходит в меньшем масштабе, чем Банк России ожидал в апрельском базовом сценарии. С учетом этого Банк России оценивает, что снижение ВВП по итогам 2022 года может оказаться меньше, чем прогнозировалось в апреле.

Инфляционные риски. Проинфляционные риски продолжают снижаться, но остаются существенными.

Динамика экономики и инфляции в значительной мере зависит от решений, принимаемых в области бюджетной политики. Банк России исходит из уже принятых решений по среднесрочной траектории расходов федерального бюджета и бюджетной системы в целом. В случае дополнительного расширения бюджетного дефицита может потребоваться более жесткая денежно-кредитная политика для возвращения инфляции к цели в 2024 году и ее поддержания вблизи 4% в дальнейшем.

На краткосрочном горизонте действие проинфляционных факторов может усиливаться высокими и незаякоренными инфляционными ожиданиями. Слишком сильное снижение склонности населения к сбережению может привести к опережающему росту потребительского спроса по сравнению с возможностями расширения выпуска.

Дезинфляционные риски для базового сценария во многом связаны с сохранением высокой премии за риск в кредитных ставках и повышенных требований банков к заемщикам на фоне высокой неопределенности. Это может привести к более существенному замедлению кредитной активности.

Набор рисков со стороны внешних условий может иметь как проинфляционные, так и дезинфляционные эффекты. Проинфляционное влияние может оказать дальнейшее усиление внешних торговых и финансовых ограничений, которое приведет к большему, чем ожидается в базовом сценарии, снижению потенциала российской экономики. Ограничения на стороне предложения могут, в частности, усилиться из-за медленного восполнения запасов готовой продукции, сырья и комплектующих в случае сохранения негативных тенденций в динамике импорта. В свою очередь реализация растущих рисков глобальной рецессии может дополнительно ослабить внешний спрос на товары российского экспорта. Дезинфляционное влияние может оказать сохранение значительного профицита торгового баланса в условиях более устойчивого роста экспорта по сравнению с динамикой импорта.

Банк России будет принимать дальнейшие решения по ключевой ставке с учетом фактической и ожидаемой динамики инфляции относительно цели, процесса структурной перестройки экономики, а также оценивая риски со стороны внутренних и внешних условий и реакции на них финансовых рынков. Банк России будет оценивать целесообразность снижения ключевой ставки на ближайших заседаниях.

Следующее заседание Совета директоров Банка России, на котором будет рассматриваться вопрос об уровне ключевой ставки, запланировано на 22 июля 2022 года. Время публикации пресс-релиза о решении Совета директоров Банка России и среднесрочного прогноза — 13:30 по московскому времени.

http://bcs-express.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter