Остановился поезд. Между Россией и Литвой разгорается конфликт из-за калининградского транзита » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Остановился поезд. Между Россией и Литвой разгорается конфликт из-за калининградского транзита

22 июня 2022 ИХ "Финам" Братерский Александр
Москва примет жесткие меры на ограничение Литвой транзита грузов в Калининградскую область, сообщила официальный представитель МИД России Мария Захарова. Как отметила Захарова, меры будут приняты не в дипломатической, а "в практической плоскости". Это не первое жёсткое высказывание России в адрес Литвы, которая заявляет, что лишь выполняет санкционные требования ЕС. Россия собирается переваливать товары морем, что удорожит их стоимость и потребует увеличения количества судов.

Как отметила официальный представитель российского МИД, ЕС и Литве "было заявлено о необходимости изменения предпринятых шагов, и, если этого не произойдет, тогда ответные меры будут введены". Ранее Литва, член ЕС, запретила транзит части российских грузов через свою территорию, отрезав таким образом единственный российский эксклав в Европе - Калининградскую область - от остальной России.

Список запрещенных к перевозу товаров полностью соответствует санкционным правилам ЕС. В перечне – сталь, лес, изделия из дерева, алкоголь, икра, предметы роскоши. Удобрения можно перевозить строго по квотам, а с августа запрет коснётся транспортировки российского угля. В ЕС заявили, что Литва выполняет требования союза о санкциях против Москвы. Губернатор Калининградской области Антон Алиханов пояснил, что ограничение коснется 40-50% грузов, которые шли в регион через Литву. Заместитель директора группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Максим Першин рассказал РБК, что ежегодно по железной дороге этого направления перевозилось до 10-15 миллионов грузов.

После прекращение транзита по железнодорожной дороге через Литву перевозка грузов будет осуществляться морем - по маршруту Балтийск - Усть-Луга. Как рассказал Алиханов, суда с товарами, которые нельзя перевозить через Литву, начнут перевозить морем в течение недели. Грузооборот терминала Усть-Луга - 24,26 млн т в год.

Однако ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов отмечает, что остановка транзита грозит увеличением сроков доставки товаров в регион и из него. Кроме того, вероятно, увеличится и стоимость доставки, а значит могут вырасти цены на товары. Баранов отмечает, что запрет также может сказаться на работе местных предприятий, которые будут получать ресурсы и оборудование с задержкой по времени. "Их конкурентоспособность может снизиться, что отрицательно скажется на финансовом состоянии, может привести к сокращению числа предприятий, что обострит социальную ситуацию в регионе". Для осуществления морских перевозок придется увеличить паромное сообщение для размещения вагонов и автомобилей.

У нового формата перевозок есть и плюсы, говорит Баранов. "Перевозка вагонов с грузом обеспечит работой местную железную дорогу, позволит поддерживать её в рабочем состоянии. Что касается перевозки грузов на других типах судов, конечно, это возможно, но сначала потребуется загрузить эти суда в порту, а потом разгрузить в области и развезти товары по ней", - говорит Баранов. Это может потребовать немало времени, так что необходимо постараться сократить эти сроки.

Россия имеет достаточно судов на Балтике, но если перевозки возрастут, Баранов не исключает, что будет нужно фрахтовать суда у других стран, чтобы обеспечить увеличение морских перевозок.

"Что касается авиационных перевозок, то таким способом могут быть доставлены в область и из нее грузы, которые требуют оперативности, например, продовольствие, лекарства и т.п. Учитывая, что количество полётов отечественных авиакомпаний по известным причинам сократилось, рейсы в область могут поддержать их, обеспечить их занятость", - говорит Баранов.

Для того чтобы сбалансировать ситуацию, необходимы неотложные меры, считает эксперт. Среди них - освобождение от налогов и сборов, регулирование цен на топливо для всех видов транспорта, осуществляющего рейсы в регион, другие меры.

Жёсткие меры - отключить "кольцо"

Через территорию Литвы осуществляется и транзит пассажирских поездов, идущих из России в Калининградскую область. Поезд идет, не останавливаясь, через территорию этого государства, пассажиры без виз не имеют права выходить.

Трехсторонний договор между Россией, Евросоюзом и Литвой по транзиту пассажиров по-прежнему продолжает действовать, заявила премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните, которую цитирует "РИА Новости". Автобусное сообщение Литвы и Калининградской области, по данным местных СМИ, должно возобновится 2 июля.

По иронии судьбы, транзитного сообщения через Литву в свое время добился нынешний "ястреб" российской политики Дмитрий Рогозин. В начале 2000-х он работал спецпредставителем президента России и занимался этим вопросом. В своем Telegram-канале Рогозин назвал нынешнее решение Литвы "суицидальным".

Несмотря на заявление официального Вильнюса о том, что он не хочет эскалации с Москвой, российская сторона, похоже, настроена на жёсткие варианты. Секретарь Совбеза Николай Патрушев уже предупредил, что решения могут быть приняты в ближайшее время. "Их последствия окажут серьёзное негативное влияние на население Литвы", - сказал Патрушев.

Пока не ясно, что конкретно он имеет в виду, однако некоторые эксперты предполагают, что речь может идти об отключении Литвы от общей системы электроснабжения БРЭЛЛ, которая связывает Белоруссию, России, Эстонию, Латвию и Литву. Ее еще называют "кольцом БРЭЛЛ".

В пресс-службе министерства регионального развития области журналистам рассказали, что энергосистему Калининградской области будут тестировать 25 июня в изолированной системе работы. Президент Литвы Гитанас Науседа заявил, что его страна готова к подобному варианту развития событий.

Калининградская область - территория бывшей Восточной Пруссии, отошедшей к СССР по итогам Второй мировой войны, - может стать очагом противостояния между Россией и НАТО. "Напряженность высока, поскольку многие западные дипломаты и военные эксперты предупреждают, что Россия может использовать стратегический эксклав Калининград, который находится между Польшей и Литвой и снабжается Россией по железной дороге и газопроводам, чтобы разделить НАТО и проверить решимость Запада", - пишет европейское издание газеты Politico.

Главная уязвимая точка - это "Сувалкский коридор", расположенный в районе города Сувалки в Польше, между Белоруссией и Калининградской областью. Об опасности блокировки коридора со стороны России сообщил 22 июня журналистам премьер-министр республики Польша Матеуш Моравецкий. Однако, по мнению Моравецкого, Москва "не отважится поднять руку на самый сильный союз".

Москва несомненно просчитывает свои шаги и вряд ли решится начать конфликт с НАТО. На Западе также вряд ли желают военного конфликта с Москвой и хотят ограничиться экономическими рестрикциями. Однако в сегодняшнем мире на экономических методах могут уже и не остановиться. Сказал же как-то похороненный на территории нынешней Калининградской области немецкий философ Иммануил Кант: "Дайте человеку всё, чего он желает, и в ту же минуту он почувствует, что это всё – не есть всё".

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter