Я занимаюсь инвестициями с 2013 г. Нынешний кризис для меня — четвёртый, после Греции–2013, Крыма–2014 и Пандемии–2020. Работать в инвестиционной индустрии я начал в 2015 г. Поделюсь личными наблюдениями за людьми, которые живут на фондовом рынке.
Недавно я прочитал книгу Ларисы Пыжьяновой «Разделяя боль: опыт психолога МЧС, который пригодится каждому». Книга не про финансы, а про то, как важно оставаться человеком в трудное время, когда другим больно; как важно помочь другим пережить боль.
Книга небольшая, но эмоционально концентрированная. Когда читал, физически ощущал те же чувства и переживания, о которых пишет автор. Очень рекомендую к прочтению.
Вспоминал эпизоды из своей практики и практики своих коллег.
Конец 2019 — начало 2020 г. Российский рынок растёт, компании закрывают год с хорошими отчётностями, новогоднее ралли. Мы с клиентами присматриваемся к бумагам, инвестидеям, что-то намечаем, что-то прикупаем. Нормальная рабочая атмосфера, немного суетливо, но всё позитивно. Люблю такое время. Ты в потоке, всё складывается, получается.
А потом наступил март 2020. Пандемия коронавируса. Ограничения на перемещения. Карантин. Все сидим по домам. Российский рынок рухнул. Доллар улетел в космос, золото — тоже. В апреле 2020 г. мы увидели отрицательную цену на нефть.
Сначала была пауза. И тишина. Среди клиентов были те, кто зашёл в российские бумаги до пандемии. И они очень быстро рухнули на 30–40%. Клиенты звонили:
— Что происходит?
— Случилась форс-мажорная ситуация, которую не могли предсказать.
— Как мне отменить сделку и выйти из бумаг?
— Сделка на сегодняшний день исполнена, бумаги куплены, выйти из бумаг можно, только если продать их по текущей рыночной цене.
— Это же я выйду с убытком!!!
— Да, всё верно. Если вы сейчас продадите бумаги по рыночной цене, то зафиксируете убыток.
Многое пришлось выслушать: и что это мы специально устроили пандемию и карантин, чтобы собрать с людей деньги. И что всё пропало, а на нас подадут в суд, и вообще это конец.
Много времени и сил приходилось тратить на то, чтобы выслушать клиентов, успокоить, донести мысль, что случился форс-мажор, что мы ничего не знали заранее и пандемию не планировали. И что всякая эпидемия рано или поздно заканчивается, что сейчас надо набраться терпения, успокоиться и обойтись без резких движений.
По телефону старался быть бодрым, уверенным. Говорил, что всё будет хорошо, нужно просто подождать, а у самого всё внутри сжималось от страха. А если и правда это конец и хорошо не станет?
Одного клиента я не смог убедить, он вышел из паевых фондов на волне падения. Получил 30% убытка. А уже через полгода его паи имели свыше 15% доходности...
С другим клиентом мы общались каждый день, по нескольку раз. Приходилось выслушивать многое. Зачастую не самое приятное. Но клиент находил в себе силы и средства и постепенно усреднял позицию в бумагах. Как бы ни было тяжело и страшно. Зато к концу 2020 г. его портфель имел доходность более 20% с учётом дивидендов.
Мы встретились в конце 2020 г., и этот клиент показал мне свой портфель, свои плюсы, полученные дивиденды и купоны. Он был очень доволен. Про тяжёлые разговоры в марте мы и не вспоминали.
В то время я понял для себя одну важную вещь. Как бы ни было трудно и тяжело самому, надо продолжать общаться с клиентами, надо поддерживать диалог. Надо быть рядом. Разделить эмоциональную боль. Клиенты — живые люди, им тоже может быть страшно и непонятно. Они ищут опоры, понимания, знания, и только клиентский менеджер может снова дать им чувство спокойствия и уверенности.
Я заметил, что после таких кризисов, когда ты остаёшься на связи и отвечаешь на вопросы клиентов, они начинают больше доверять тебе. Чисто по-человечески. Ты стал тем, кто не предал, не сбежал. Пусть не всё и не у всех закончилось благополучно, но ты был рядом.
Желаю успеха на фондовом рынке и профита! До следующих историй!
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Недавно я прочитал книгу Ларисы Пыжьяновой «Разделяя боль: опыт психолога МЧС, который пригодится каждому». Книга не про финансы, а про то, как важно оставаться человеком в трудное время, когда другим больно; как важно помочь другим пережить боль.
Книга небольшая, но эмоционально концентрированная. Когда читал, физически ощущал те же чувства и переживания, о которых пишет автор. Очень рекомендую к прочтению.
Вспоминал эпизоды из своей практики и практики своих коллег.
Конец 2019 — начало 2020 г. Российский рынок растёт, компании закрывают год с хорошими отчётностями, новогоднее ралли. Мы с клиентами присматриваемся к бумагам, инвестидеям, что-то намечаем, что-то прикупаем. Нормальная рабочая атмосфера, немного суетливо, но всё позитивно. Люблю такое время. Ты в потоке, всё складывается, получается.
А потом наступил март 2020. Пандемия коронавируса. Ограничения на перемещения. Карантин. Все сидим по домам. Российский рынок рухнул. Доллар улетел в космос, золото — тоже. В апреле 2020 г. мы увидели отрицательную цену на нефть.
Сначала была пауза. И тишина. Среди клиентов были те, кто зашёл в российские бумаги до пандемии. И они очень быстро рухнули на 30–40%. Клиенты звонили:
— Что происходит?
— Случилась форс-мажорная ситуация, которую не могли предсказать.
— Как мне отменить сделку и выйти из бумаг?
— Сделка на сегодняшний день исполнена, бумаги куплены, выйти из бумаг можно, только если продать их по текущей рыночной цене.
— Это же я выйду с убытком!!!
— Да, всё верно. Если вы сейчас продадите бумаги по рыночной цене, то зафиксируете убыток.
Многое пришлось выслушать: и что это мы специально устроили пандемию и карантин, чтобы собрать с людей деньги. И что всё пропало, а на нас подадут в суд, и вообще это конец.
Много времени и сил приходилось тратить на то, чтобы выслушать клиентов, успокоить, донести мысль, что случился форс-мажор, что мы ничего не знали заранее и пандемию не планировали. И что всякая эпидемия рано или поздно заканчивается, что сейчас надо набраться терпения, успокоиться и обойтись без резких движений.
По телефону старался быть бодрым, уверенным. Говорил, что всё будет хорошо, нужно просто подождать, а у самого всё внутри сжималось от страха. А если и правда это конец и хорошо не станет?
Одного клиента я не смог убедить, он вышел из паевых фондов на волне падения. Получил 30% убытка. А уже через полгода его паи имели свыше 15% доходности...
С другим клиентом мы общались каждый день, по нескольку раз. Приходилось выслушивать многое. Зачастую не самое приятное. Но клиент находил в себе силы и средства и постепенно усреднял позицию в бумагах. Как бы ни было тяжело и страшно. Зато к концу 2020 г. его портфель имел доходность более 20% с учётом дивидендов.
Мы встретились в конце 2020 г., и этот клиент показал мне свой портфель, свои плюсы, полученные дивиденды и купоны. Он был очень доволен. Про тяжёлые разговоры в марте мы и не вспоминали.
В то время я понял для себя одну важную вещь. Как бы ни было трудно и тяжело самому, надо продолжать общаться с клиентами, надо поддерживать диалог. Надо быть рядом. Разделить эмоциональную боль. Клиенты — живые люди, им тоже может быть страшно и непонятно. Они ищут опоры, понимания, знания, и только клиентский менеджер может снова дать им чувство спокойствия и уверенности.
Я заметил, что после таких кризисов, когда ты остаёшься на связи и отвечаешь на вопросы клиентов, они начинают больше доверять тебе. Чисто по-человечески. Ты стал тем, кто не предал, не сбежал. Пусть не всё и не у всех закончилось благополучно, но ты был рядом.
Желаю успеха на фондовом рынке и профита! До следующих историй!
https://journal.open-broker.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу