Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Глава ФРС: «Мы считаем целесообразным продолжить повышение ставки» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Глава ФРС: «Мы считаем целесообразным продолжить повышение ставки»

3 ноября 2022 Financial One
Джером Пауэлл провел пресс-конференцию по итогам заседания ФРС. Делимся с вами основными моментами выступления главы американского центрального банка, а также ответами на ключевые вопросы журналистов.

Добрый день. Я и мои коллеги твердо намерены вернуть инфляцию к цели в 2%. У нас есть все необходимые инструменты и решимость, которые потребуются для восстановления стабильности цен в интересах американских семей и бизнеса. Восстановление ценовой стабильности является обязанностью Федеральной резервной системы, ведь она служит основой нашей экономики.

Без стабильности цен экономика не работает ни для кого. В частности, без ценовой стабильности мы не сможем достичь устойчивого периода сильных условий на рынке труда, от которых в итоге выиграют все.

Сегодня FOMC принял решение повысить процентную ставку на 75 базисных пунктов, и мы по-прежнему считаем, что дальнейшее повышение ставки будет уместным. Мы целенаправленно ужесточаем политику с целью вернуть инфляцию к 2%. Кроме того, мы продолжаем процесс значительного сокращения размера нашего баланса.

Восстановление ценовой стабильности, вероятно, потребует сохранения ограничительной политики в течение некоторого времени. Я расскажу больше о предпринимаемых нами действиях в области денежно-кредитной политики после краткого обзора экономических событий.

Экономика США значительно замедлилась по сравнению с быстрыми темпами роста прошлого года. В предыдущем квартале реальный ВВП вырос на 2,6%, но по всему году он пока что не изменился. Последние экономические данные указывают на скромный рост расходов и производства в текущем квартале. Рост потребительских расходов замедлился по сравнению с показателями прошлого года, что отчасти отражает снижение реального располагаемого дохода населения и ужесточение финансовых условий. Активность в жилищном секторе значительно снизилась, что в значительной степени отражает повышение ставок по ипотечным кредитам. Повышение процентных ставок и замедление темпов роста производства, по-видимому, также оказывают негативное влияние на инвестиции в основной капитал предприятий.

Несмотря на замедление роста, рынок труда остается крайне напряженным: уровень безработицы находится на 50-летнем минимуме, количество вакансий по-прежнему очень велико, а темпы роста заработной платы бьют рекорды. Рост числа рабочих мест оказался весьма значительным: в августе и сентябре число рабочих мест увеличивалось в среднем на 289 тысяч в месяц. Несмотря на то, что количество вакансий снизилось до минимума, а темпы роста занятости замедлились по сравнению с началом года, рынок труда продолжает оставаться несбалансированным.

Инфляция остается значительно выше нашей долгосрочной цели в 2%. За 12 месяцев, закончившихся в сентябре, общий ИПЦ вырос на 6,2%; базовый ИПЦ (за исключением волатильных категорий продуктов питания и энергоносителей) увеличился на 5,1%. Последние данные по инфляции вновь оказались выше ожиданий. Ценовое давление по широкому спектру товаров и услуг остается очевидным.

Несмотря на повышенный уровень инфляции, долгосрочные инфляционные ожидания остаются хорошо заякоренными. Мы видим это в результатах опросов домохозяйств, предприятий и аналитиков, а также в показателях финансовых рынков. Однако это не означает, что беспокоиться не о чем: если инфляция продолжит расти, заякорятся долгосрочные инфляционные ожидания населения в отношении более высокой инфляции.

Действия ФРС в области денежно-кредитной политики определяются необходимостью обеспечить максимальную занятость и стабильность цен для американского народа. Я и мои коллеги прекрасно понимаем, что высокая инфляция создает значительные трудности, поскольку она снижает покупательную способность, особенно для тех, кто в наименьшей степени способен покрыть более высокие расходы на предметы первой необходимости, такие как продукты питания, жилье и транспорт. Мы внимательно следим за рисками, которые создает высокая инфляция, и твердо намерены вернуть инфляцию к цели в 2%.

Финансовые условия значительно ужесточились в ответ на предпринятые нами политические меры, и мы видим негативное влияние на спрос в наиболее чувствительных к процентным ставкам секторах экономики, таких как жилищное строительство. Однако потребуется время – определенные временные лаги – чтобы в полной мере проявился эффект от ужесточения денежно-кредитной политики, особенно в отношении инфляции.

В какой-то момент, как я уже говорил на двух последних пресс-конференциях, станет целесообразным замедлить темпы повышения ставок, поскольку мы приблизимся к уровню, достаточному для снижения инфляции до нашей цели в 2%. Тем не менее существует значительная неопределенность в отношении этого уровня. Нам еще предстоит пройти определенный путь, и данные, поступившие после нашего последнего заседания, указывают на то, что в итоге уровень процентных ставок будет выше, чем ожидалось ранее.

В заключение хочу отметить следующее: мы понимаем, что наши действия влияют на сообщества, семьи и бизнес по всей стране. Все, что мы делаем, служит общественной миссии. Мы в ФРС сделаем все возможное для достижения целей максимальной занятости и ценовой стабильности.

Вопрос: В какой-то момент ФРС примет решение прекратить повышение ставки. Это решение будет зависеть от, скажем, более благоприятных данных по инфляции? Или же регулятор прекратит повышать ставку вне зависимости от экономических данных, опираясь на временные лаги, о которых вы говорили в своем выступлении?

Ответ: Нам необходимо увидеть, что инфляция стабильно снижется. Отличным доказательством последовательного снижения инфляции станет серия ежемесячных показателей.

Но я никогда не воспринимал это в качестве какого-то теста, с помощью которого мы смогли бы понять, что пришло время прекратить цикл повышения ставки. Все, что нам нужно сделать, – довести денежно-кредитную политику до уровня, необходимого для снижения инфляции до цели в 2%.

Как мы поймем, что достигли этого уровня? Мы примем во внимание широкий спектр экономических показателей, оценим, насколько ужесточились финансовые условия и как они влияют на реальную экономику, на инфляцию, а также будем учитывать временные лаги, которые я упоминал.

Вопрос: Я понимаю, что пока невозможно с точностью сказать, примете ли вы решение замедлить темпы повышения ставки в декабре. Но идет ли речь об очередном повышении на 75 базисных пунктов или нет?

Ответ: Обратите внимание на три важных вопроса, которые мы учитываем при принятии решения об изменении ключевой ставки. Первый вопрос: насколько быстро необходимо повышать ставку? Второй вопрос: на какой уровень необходимо повышать ставку? Третий вопрос: на протяжении какого времени необходимо ужесточать политику?

Что касается первого вопроса, крайне важно, что мы двигаемся в ускоренном темпе. Конечно, темп повышения ставки очень быстрый с исторической точки зрения, но он должен быть именно таким, учитывая то, какими темпами растет инфляция и с какого низкого уровня ключевой ставки мы начали повышение.

Говоря о втором вопросе, хочу отметить, что мы должны повысить ставку до уровня, необходимого для снижения инфляции к цели в 2%. Учитывая сильный рынок труда, а также быстрый рост ИПЦ, я считаю, что у нас по-прежнему есть все возможности для повышения ставки до более высоких значений по сравнению с теми, о которых шла речь на сентябрьском заседании. Тем не менее пиковый уровень ставки по-прежнему не определен.

Но по мере того, как мы приближаемся к необходимому для снижения инфляции уровню ставки, вопрос скорости ее повышения становится все менее важным. Мы движемся к необходимому уровню, и можем достичь его как на следующем заседании, так и через два заседания. Пока что никаких решений в этом отношении не принято.

Лично я рад, что мы движемся именно такими темпами в плане повышения ставки. Не думаю, что мы чрезмерно ужесточили политику. Вряд ли можно сделать такой вывод, учитывая, что инфляция по-прежнему намного выше нашей цели. И напомню еще раз – мы считаем целесообразным продолжить повышение ставки.

Вопрос: В своем выступлении вы говорили о временных лагах. Не могли бы вы пояснить, как с временной точки зрения вы оцениваете эти лаги? Речи идет о месяцах или, может быть, о годе?

Ответ: Денежно-кредитная политика всегда оказывала влияние на реальную экономику с определенной задержкой. Если посмотреть на ситуацию с исторической точки зрения, то можно отметить, что сначала эффект проявлялся на финансовых условиях, затем на экономической активности, а уже затем на инфляции. Раньше временные лаги были длинными, теперь они сокращаются.

Правда в том, что в истории было не так много периодов, в которые инфляция находилась на столь высоком уровне, как сейчас. Тем не менее раньше было так: повышается ставка по федеральным фондам – экономика реагирует на повышение. Но сейчас экономика начинает реагировать на рост ставки еще до того, как происходит ее повышение. Дело в том, что рынки пытаются угадать потенциальные действия центрального банка.

Трудно предположить, какими окажутся временные лаги на этот раз. Я предпочитаю наблюдать за тем, что происходит с экономикой в реальном времени и принимать правильные решения с учетом риск-менеджмента. Стоит помнить о том, что если мы чрезмерно сильно ужесточим политику, то используем все имеющиеся у нас инструменты, чтобы поддержать экономику. Но если же мы не ужесточим политику до необходимого уровня, то нам придется иметь дело с укоренившейся высокой инфляцией.