Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Как ЦБ борется с недобросовестными трейдерами » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Как ЦБ борется с недобросовестными трейдерами

8 ноября 2022 Financial One
Об особенностях недобросовестных практик на финансовом рынке рассказал Валерий Лях из Банка России на конференции, организованной «Смартлабом».

Как отслеживают недобросовестные практики?

Мониторинг сделок идет с понедельника по пятницу в онлайн-формате на всех торговых площадках. Сначала все сделки и операции проходит через автоматический мониторинг. Система детектирования, самостоятельно разработанная регулятором, выявляет паттерны нестандартного поведения. «Они проверяют аномалии. Любая аномалия попадает в электронный лоток, с которым дальше начинают работать специалисты ситуационного центра», – рассказывает эксперт.

Помимо мониторинга, регулятор наблюдает за рынком, принимает обращения об аномалиях на площадках, узнает о манипуляциях из СМИ и Telegram-каналов.

«Если человек от непонимания это делает, случайно или ситуация представляет собой небольшой кейс, тогда стараемся решать это на уровне профучастников, брокеров. Брокеры могут заморозить счет на какое-то время, проверить работу, чтобы люди понимали, что так делать не нужно», – поясняет Лях.

Если у нестандартного поведения есть признаки умышленности, недобросовестности, начинается стадия быстрой проверки. В течение нескольких дней проходит предварительный анализ на предмет наличия умысла, последствий, заработка и потерь участников рынка на этих операциях. Далее кейс попадает в стадию проведения проверок, которые в зависимости от сложности могут длиться до 1,5 лет.

Если расследование заканчивается результативно, об этом появляется информация на сайте регулятора. Цель Центробанка – пресекать недобросовестные практики. К ним относятся взаимные сделки, сделки по договоренности, инсайдерская торговля, информационное манипулирование. По словам Ляха, существует ряд кейсов, которые не попадают под действие законов.

В случае недобросовестного поведения регулятор имеет полномочия проводить опросы среди причастных к кейсу людей, ограничивать их операции или привлекать его к уголовной ответственности. Однако аномалии стараются пресекать до начала уголовного преследования.

По словам эксперта, в год выявляют около 20-ти кейсов. Далеко не каждый из них заканчивается уголовным преследованием. Санкции регулятора зависят от того, как много денег заработали или потеряли участники рынка из-за манипуляций.

Какова цена ошибки?

Согласно закону, Центробанк обязан публично сообщать только о тех случаях, которые ему удалось выявить. «Чтобы 100% доказать кейс, мы проводим долгое расследование. Смысл скорости этого расследования: чем больше мы соберем доказательной базы, тем меньше вероятность ошибки. Ошибка регулятора – это супер серьезный косяк для репутации трейдера и профучастника», – говорит эксперт. Обвинение в манипуляции существенно снижает объем операций участника рынка, так как контрагенты не хотят иметь дело с компанией, признанной недобросовестной.

Ошибка подрывает доверие на рынке. «Есть доверие, на рынке будут и участники, и ликвидность, и частные трейдеры, и все группы инвесторов. Не будет доверия – рынка не будет, – утверждает Лях. – Мы занимаемся установлением и поддержанием доверия на рынке».

Полностью избавиться от недобросовестных практик невозможно. Эксперт отмечает: «Наша задача обеспечить, чтобы лица, которые ими занимаются, понесли наказание. Вот здесь время – не самый главный критерий. Главный критерий – это доверие к решениям регулятора. Сейчас нет ни одного случая за 10 лет существования закона, когда решение регулятора было оспорено результативно».

Как отличают инсайдера от трейдера?

Чтобы отличить трейдера от инсайдера, необходимо доказать, что трейдер последовал тренду. Для этого его могут вызвать на опрос. Однако более объективным доказательством является статистический анализ, который позволяет рассмотреть, насколько часто участник рынка совершает операции на тренде.

Если публичный человек, обладающий информационным ресурсом, написал пост, который вызвал активность читателей на рынке, тогда он может попасть под ответственность. Решение будет зависеть от характера операций подписчиков после публикации поста.