28 января 2023 Тинькофф Банк Городилов Михаил
В прошлом году на стриминговом сервисе Apple TV+ вышел сериал «Не сработало», основанный на одноименном подкасте. И подкаст, и сериал рассказывают историю взлета и крушения коворкингового бизнеса WeWork.
Мы решили разобрать достоверность сериала и заодно осветить детали этой истории, оставшиеся за кадром.
Что в «Не сработало» соответствует реальности? Как идут дела у основателя WeWork? Что в реальности помешало IPO компании? И как она в итоге вышла на биржу?
Что в сериале правда
Строго говоря, почти все: и то, что отец Ребекки дал молодоженам миллион долларов в качестве подарка на свадьбу — и они вложили его в WeWork; и степень участия Ребекки в делах компании и создание ею школы при предприятии; и то, что Ребекка запретила есть мясо в головном офисе WeWork, будучи вегетарианкой.
Правда даже то, что Ребекка как-то раз оделась на костюмированную вечеринку в школу, где учились ее дети, в стиле жителей планеты Пандора из фильма «Аватар». К сожалению, оригинальных фото с Ребеккой в этом наряде не сохранилось. Так что придется довольствоваться косплеем Энн Хэтэуэй. Чертовски хорошим.
Энн Хэтэуэй в роли Ребекки Нейман в гриме жительницы планеты Пандора из «Аватара». Источник: Apple TV+
Что в сериале ложь
В основном некоторые персонажи. Так, партнер фонда Benchmark, англичанин Камерон Лотнер, который занимает место Неймана в конце сериала, — это собирательный образ разных кризисных управляющих, которые руководили компанией после ухода Неймана.
Также ненастоящий Евгений Рысаков — риелтор, который становится одним из первых инвесторов Адама.
«Моряк, моряк, почему ты молчишь?» Кем был и остается настоящий Адам Нейман
Джаред Лето в сериале не очень похож харизмой на настоящего Неймана. Сериальный Нейман больше похож на Томми Вайсо, режиссера и звезду легендарного фильма «Комната». Такой ли Нейман на самом деле? Скорее нет.
В нехудожественной книге WeWork, Adam Neumann, and the Great Startup Delusion, посвященной истории компании, Нейман выглядит как глава импровизированного культа. Скорее всего, это более реалистичная точка зрения. Но надо сказать, что сериальный Нейман крайне харизматичен!
А вот в том, что касается фактов биографии Неймана, сериал более-менее точно отражает все основные подробности его жизни и опыта руководства WeWork.
Настоящий Нейман так же, как и в сериале, много переезжал с матерью в детстве и жил в кибуце. Единственный момент биографии Неймана, который обошли в сериале: он провел аж 5 лет на службе в израильском флоте до того, как поступил в университет в США. Про флотское время Нейман вспоминал в 2017 с теплотой: «Именно здесь я познакомился со множеством своих лучших друзей».
Адам и Ребекка Нейманы в жизни. Источник: Taylor Hill / Getty Images
Адам и Ребекка Нейманы в сериале. Источник: Apple TV+
Одно из первых предприятий Неймана — наколенники для еще не научившихся ходить детей Krawlers — дожило до наших дней, но в немного изменившемся виде: теперь компания называется Egg Baby и занимается дорогой одеждой для маленьких детей. Нейман не участвует в повседневных операциях компании, но доля у него все еще есть.
По большей части все, что показано в сериале про отношения Неймана с компанией, правда. И то, что он продал ей торговую марку WeWork за почти 6 млн долларов, и то, что сдавал своей компании принадлежащие ему здания в аренду, и то, что устраивал бесконечные вечеринки.
Сейчас у Неймана все хорошо. Его состояние, согласно Forbes, — 1,1 млрд долларов. Конечно, это не так круто, как 14 млрд на пике славы в 2019 году, но тоже неплохо.
Состояние (net worth) рассчитывается как стоимость всего имущества в собственности за минусом долгов и обязательств. При этом имуществом выступает все, что имеет денежное выражение: от наличности и ценных бумаг до недвижимости и автомобиля
Нейман за время работы в WeWork накупил на заемные деньги домов на 80 млн долларов — цены на недвижимость с 2019 года в США скакнули вверх. На выходе из WeWork он в итоге получил 580 млн отступных.
Еще он инвестировал в 49 стартапов — надо понимать, доли в них учитываются при составлении оценки его состояния. Нейману до сих пор принадлежит 10% WeWork — это примерно 110 млн долларов.
Еще Нейман активно занимается своим новым стартапом Flow. Он вроде бы как представляет собой бизнес по аренде жилья — судя по всему, Нейман планирует сделать аналог коммунальной квартиры для стартаперов, логическое продолжение идей WeWork. Стоимость Flow оценивается в районе миллиарда долларов, и, думаю, проект занимает немалую часть состояния Неймана.
«Как там с деньгами обстоит вопрос»: подробности неудачного IPO WeWork
Сосредоточимся на финансовой стороне дела WeWork. Времени на все в сериале не хватило, и в экономическом аспекте истории мало подробностей.
К моменту, когда компания выпустила регистрационный проспект в августе 2019, инвесторы находились под впечатлением от IPO другой технологической компании, сервиса извоза Uber, и впечатление это было негативным: 10 мая 2019 Uber вышла на IPO по цене 42 $ за акцию, а к моменту публикации проспекта WeWork акции Uber стоили уже 35 $.
Убытки компании никуда не пропали, и рост выручки уже не очень компенсировал этот недостаток в глазах инвесторов. Так что их настрой в отношении «быстрорастущих, но убыточных стартапов» начал меняться к худшему.
WeWork, как показал проспект, тоже была убыточной, а еще там были подробности, которые серьезно насторожили потенциальных инвесторов:
Уже упоминавшийся конфликт интересов Неймана: сдача компании в аренду принадлежащей ему недвижимости, продажа ей же торговой марки WeWork.
Роль Ребекки в компании: после IPO в случае смерти или инвалидности Адама она была в числе тех, кто должен был выбрать нового директора. Инвесторов напрягало, что Ребекка была женой Адама и это могло влиять на ее решения. Впоследствии это право у Ребекки отобрали, а также ввели запрет на членство в совете директоров для нее и других членов семьи Неймана.
WeWork назаключала договоров с арендодателями помещений с обязательствами объемом 47,2 млрд долларов, растянутыми на 15 лет. Нейман предполагал, что бизнес будет расти настолько быстро, что заключил долгосрочные договоры аренды на такую безумную сумму.
Согласно проспекту, у Неймана был решающий голос в компании: акции, которыми он владел и не продавал, давали 20 голосов каждая.
Классы акций — это довольно частое явление в среде технологических IPO: так основатели получают деньги на самом IPO и при этом не делятся властью. Но в случае WeWork ввиду вышеперечисленных причин нежелание основателя делиться контролем над компанией инвесторы восприняли в штыки.
Через некоторое время появились новости, что у WeWork постоянно меняются управленцы в отделе кадров, что тоже можно было истолковать как признак проблем в компании.
Вместе с более ранними сообщениями о проблемах с корпоративной культурой в WeWork — низкие зарплаты сотрудников, дискриминация беременных сотрудниц — все это создало крайне негативный фон вокруг компании.
Чуть позже, в сентябре, WeWork выпустила новый проспект, в котором сильно снизила стоимость компании, в 4 с лишним раза: с 47 до 10—12 млрд долларов.
Несколько позже Wall Street Journal написала негативный материал про Неймана на основе бесед с его коллегами и знакомыми, что еще больше испортило и без того дурной информационный фон IPO WeWork.
Инвесторы компании, включая SoftBank, решили, что без Неймана им будет лучше, и начали вести разговоры о том, что было бы хорошо удалить Адама из компании. В итоге в конце сентября Нейман ушел с поста исполнительного директора, а в октябре 2019 и вовсе покинул совет директоров вместо того, чтобы судиться с инвесторами за право руководить компанией.
Причины ухода были финансовые: Нейман по условиям своего ухода должен был получить 1,7 млрд долларов отступных, а инвесторы тем временем вкладывались в WeWork, которая без их денег не прожила бы и года.
Правда, в апреле 2020 SoftBank передумал, и Адам стал судиться с фондом. В итоге Адам получил часть того, что ему обещали по итогам мирового соглашения, — 580 млн. А WeWork стал управлять ее крупнейший инвестор SoftBank.
В итоге они сократили 2/3 персонала WeWork, закрыли часть коворкинговых офисов и пересмотрели условия аренды по ним.
На биржу WeWork вышла путем слияния со SPAC в октябре 2021. Такой способ достаточно типичен для компаний с сомнительной историей. Капитализация WeWork на момент IPO составила 9 млрд долларов. На конец января 2023 года она упала до 1,22 млрд долларов.
На сентябрь 2019 года в WeWork инвестировали около 12 млрд долларов. Большую часть денег — 10 млрд — внес SoftBank. После изгнания Неймана фонд увеличил свою долю в компании до 80% за дополнительные 10 млрд вливаний.
На IPO в 2021 WeWork получила 1,3 млрд долларов, и большая часть этих денег пойдет на покрытие убытков компании, ведь на прибыль она так и не вышла. SoftBank остается основным акционером WeWork с 56% акций, и, учитывая их сильное падение, неизвестно, когда SoftBank сможет отбить свои затраты.
Лучше поздно, чем никогда: как обстоят дела у WeWork сейчас
В 2021 компания вышла на биржу, и у нас есть возможность оценить ее состояние. Она все еще убыточная, но степень убыточности понемногу снижается: теперь сумма убытков не превышает сумму выручки. И как бы скептически мы ни были настроены к детищу Неймана, все-таки следует учитывать негативное влияние вечной пандемии: уровень занятости помещений у компании составляет 75%.
Сейчас у нее 762 локации и 668 тысяч платных пользователей в 38 странах — как юрлиц, так и индивидуальных пользователей.
Логотипы корпоративных клиентов WeWork. Источник: презентация WeWork, слайд 12
Финансовые показатели WeWork, млрд долларов
Что в итоге
«Не сработало» — это замечательный сериал, который даже интереснее реальной истории за счет качественной постановки и прекрасной игры актеров, исполняющих роли четы Нейманов. Очень советую посмотреть сериал даже тем, кто равнодушен к бирже.
https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу