2 февраля 2023 Financial One
Экс-помощник министра жилищного строительства и городского развития, а также издатель Solari Report Кэтрин Остин Фиттс рассказала о своем опыте работы в Вашингтоне и финансовом секторе. Она объяснила значение ряда событий, которые произошли в США с 1990-х годов по сегодняшний день, а также показала их связь с текущим финансовым кризисом.
Довольно долгий период времени в мире царила эра нулевых процентных ставок и мягкой денежно-кредитной политики. Но все хорошее когда-нибудь заканчивается: не успев оправиться от разрушительной для бизнеса многих компаний пандемии, мы столкнулись с кризисом в различных отраслях экономики, геополитической напряженностью и быстрым ростом инфляции. Регуляторы разных стран были вынуждены начать охлаждение экономики с целью снизить цены и при этом избежать рецессии.
Но действительно ли коллапс начался с пандемии? Или же ситуация нагнеталась еще со времен эконмического кризиса 1998 года?
Экономический кризис, начавшийся в США в 1998 году, можно описать следующим образом: огромные суммы долга и неразбериха в правительственных счетах, объясняет Кэтрин Фиттс. «По сути, все выглядело так: вы берете долг, а затем выводите деньги через «заднюю дверь». Правительство США значительно нарушало принципы управления финансами, законы и правила в ущерб американской экономике. Все это в итоге привело к централизации экономики, причем не только в США, но и по всему миру», – объясняет она.
Бюджетное соглашение 1995 года оказалось своего рода последней каплей в попытке истеблишмента поставить страну на финансово ответственную основу. «Реальность такова, что население США, как и многие другие народы западного мира, зависело от субсидий, генерируемых федеральным кредитом. Реальность такова, что в демократии многие люди голосуют за того, кто дает им самый большой чек, и поэтому финансовая система все сильнее разрушалась», – описывает ситуацию Фиттс.
Единственным способом хоть как-то справиться с финансовым коллапсом для властей США в то время стало решение снизить ожидаемую продолжительность жизни. По словам Фиттс, снижение продолжительности жизни привело к сокращению пенсионных выплат, что, в свою очередь, сбалансировало показатели в бухгалтерских книгах. Тенденция усилилась во время пандемии коронавируса – продолжительность жизни в США по-прежнему сокращается.
Еще одна характерная черта нагнетающихся проблем в финансовой системе США заключается в том, что со счетов Министерства жилищного строительства и городского развития, а также Министерства обороны начали пропадать крупные суммы денег – к настоящему моменту значение дошло до $21 трлн. Это происходило в связи с так называемыми «недокументированными правками», объясняет Фиттс.
«По состоянию на 11 сентября 2011 года на счетах недоставало $4 трлн. За день до событий 11 сентября Дональд Рамсфельд дал пресс-конференцию и признался, что $2,3 трлн куда-то пропали. В то время я работала с репортером, у которой как раз в пятницу должна была выйти важная статья на эту тему. Помню, я совершила ошибку, сказав ей, что вряд ли как-то событие сможет затмить эту новость», – описывает Фиттс события прошлых лет.
Сейчас мы находимся в ситуации, когда отчетность крупной оборонной компании США перестает быть прозрачной, если значительная часть ее выручки поступает от федерального правительства. На данный момент правительство страны, по сути, находится под управлением оборонных корпораций и банков. Значительная часть финансового кризиса, царящего в США, заключается в том, чиновники больше не занимают главную роль в правительстве – им управляют частные корпорации и банки, пояснила Фиттс. Депозитарием федерального правительства США является Федеральный резервный банк Нью-Йорка, а это означает, что Федеральный резервный банк Нью-Йорка причастен к проведению незаконных транзакций на $21 млрд, добавила эксперт.
Время шло, но экономический ландшафт не улучшался. Финансовые потрясения пандемии коронавируса подтвердили, что перемены необходимы. В августе 2019 году группа экс-центральных банкиров на базе BlackRock Investment Institute разработала план под названием «go direct». Речь идет о поиске способов в случае кризиса передавать денежные средства центральных банков напрямую в руки государственного и частного секторов – то есть без посредников в виде банков. Многие эксперты называют эту меру превентивной.
Таким образом, тенденция продолжает идти к тому, чтобы центральный банк США и Уолл-стрит получали в распоряжение все большую власть. «Мы живем в эпохе цифровизации, и проблема для центрального банка заключается вот в чем: в один момент люди могут решить, что им не нужен центральный банк как таковой. Неужели столь высокий уровень долга того стоит? Будет достаточно одного Министерства финансов, которое и займется выпуском денег в обращение», – поделилась переживаниями Фиттс, добавив при этом, что американский регулятор ощущает на себе давление и боится потерять контроль над ситуацией.
Единственное решение: с помощью цифровой валюты центральных банков (ЦВЦБ) регуляторы могут заполучить в руки еще большую власть, а именно повсеместно контролировать движение денежных средств. По словам Фиттс, ЦВЦБ принадлежит исключительно центральным банкам, и именно они устанавливают правила в отношении того, как, кто и где может ее использовать.
«Если они решат, что вам нельзя покупать шоколад, вы не сможете его купить. Если они решат, что вам нельзя тратить деньги, скажем, в четверг, вы не сможете их потратить. Если они решат увеличить налог в два раза и просто списать его с вашего счета, то без проблем сделают это», – описывает ситуацию эксперт.
Еще одна важная тема последнего года – конфликт между Россией и Украиной, который также оказывает серьезное негативное давление на мировую экономику. По мнению Фиттс, на самом деле конфликт является своего рода противостоянием между синдикатом доллара и синдикатом евро, причем зона евро проигрывает. Фитс рассматривает украинский кризис, по сути, как «попытку установить контроль над долей европейского рынка и убедиться, что Германия и Россия не объединятся, что Европа и Азия не объединятся и не отнимут долю англо-американского рынка».
Текст на основе интервью Кэтрин Фиттс для YouTube-канала acTVism Munich
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба