Об устойчивости федерального бюджета России » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Об устойчивости федерального бюджета России

9 февраля 2023 Рябов Павел
Те данные, которые вышли за январь 2023 могут, конечно, шокировать, но не стоит воспринимать данный разрыв, как устойчивый. На бюджет воздействовали множество разовых факторов (многие из них проявлены в пояснительной записке Минфина), которые не могут быть экстраполированы на весь год.

Рост расходов на 70% и падение доходов на 35% - подобного не будет по итогам года.

Об устойчивости федерального бюджета России


Сначала стоит обратиться к официальным данным, которые были закреплены в ФЗ от 05.12.2022 № 466-ФЗ "О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов".

Проект бюджета формировался в конце лета, но был утвержден Госдумой 24 ноября 2022, поэтому многие данные в нем устарели уже в момент выхода.

Например, в оценке на 2022 в конце осени правительство предполагало, что объем госрасходов составит 27.6 трлн, а по факту получилось 31.1 трлн. В начале года проект бюджета на 2022 строился из плана доходов в 25 трлн (по факту - 27.8 трлн), а расходы в плане были всего на 24.1 трлн (разрыв в итоге составил 7 трлн руб). Правительство предполагает, а Минфин располагает )

На 2023 год план по доходам составляет 26.13 трлн, а расходы – 29.05 трлн, а дефицит почти 3 трлн. Правительство расчеты производило еще до эмбарго нефти, коллапса экспорта газа и расширения дисконта до 40% против средних 25% в середине года.

В соответствии с актуальной тенденцией по предварительным собственным расчетам нефтегазовые доходы могут составить 5.7 трлн (минус 5.9 трлн), а план 8.9 трлн.

Доходы, связанные с внутренним производством, вырастут примерно на 7% до 10.1 трлн (план по бюджету в 10 трлн). ФНС крайне эффективная структура и нет пространства для повышения сборов без повышения налогов, инфляция замедляется, а частный сектор в целом стагнирует.

Доходы, связанные с импортом, вероятно, вырастут до 4.05 трлн по сравнению 3.8 трлн в 2021 (план – 4.3 трлн).



Прочие доходы могут снизиться до 2.65 трлн по сравнению с 3 трлн в 2022 из-за существенно меньших дивидендных сборов.

Общие доходы по году могут снизиться до 22.5 трлн против 27.8 трлн в 2022.

Детализацию расходов федерального бюджета Минфин не публикует с марта 2022, однако структуру можно оценить на основе проекта бюджета (в читабельном виде представлено здесь).



В той информации, которая представлена в таблице по состоянию на 2022 суммарные расходы составляют 27.6 трлн – столько Правительство оценивало расходы на весь 2022. По факту вышло 31.1 трлн, т.е. 4 трлн Минфин распределил в неизвестном направлении.

В проекте бюджета можно оценить расходы на оборону и безопасность. В 2022 на эти цели хотели отправить 7.5 трлн по сравнению с 5.9 трлн в 2021, а в 2023 план распределить 9.4 трлн. Сколько вышло по факту? Неизвестно, но учитывая масштаб СВО и раскрутку ВПК, вероятно в 2023 на это уйдет 12-13 трлн руб.

Общегосударственные расходы обычно стабильны, но в условиях конфликтов включают расходы на гумпомощь и частичное содержание территории в зоне СВО. Осенью 2022 Правительство оценивало допрасходы в 800-900 млрд, в 2023 выйдет, вероятно ближе к 1.2-1.4 трлн с учетом необходимых 1.7 трлн, т.е. общие расходы около 3 трлн, а не 2 трлн, как планируют.

Выделяются процентные расходы по госдолгу, которые резко выросли с 1.08 трлн до 1.52 трлн.

Любопытно, что Правительство планирует резко сократить расходы на национальную экономику – почти на 20% по номиналу и на треть в реальном выражении к 2021. Крупнейшие статьи расходов – строительство дорог, транспорт и сельское хозяйство.

Соцрасходы сократились в 2022 на 4% по номиналу и вырастут лишь на 10% относительно 2021, что с учетом инфляции приведет к падению на 8-12% в реальном выражении.

ЖКХ и охрана окружающей среды в 2023 по расходам будут существенно меньше, чем в 2021 – минус 5-6% по номиналу.

Образование и культура вырастут примерно на 30% в 2023 относительно 2021 по номиналу, а медицина и физкультура без изменения, что приведет к падению в реальном выражении примерно на 20% за два года.

Безопасность и СВО по плану поглощают около 4.5 трлн в 2023 сверхрасходов от базы 2021, но учитывая буферные 4 трлн, скорее всего ближе к 9 трлн с учетом ВПК.

В условиях переломных моментов, бюджет никогда не исполняется согласно плану. Так было в 2009, 2015, в 2020 и 2022. От плановых 24.1 трлн расходов в начале 2022 изящно перешли к фактическим 31.1 трлн.

Оперативное реагирование на кризисные процессы требует безотлагательных мер по стабилизации экономики.

В чем заключается проблема? При высокой геополитической и экономической неопределенности частная инициатива всегда переходит в руки государства. Это не только российская практика. Например, США и страны Европы с 2009 по 2012 только и делали, что перекладывали частный долг на государство, что и привело к раздутию госдолга.

В России ситуация усложняется геополитической неопределённостью и чем выше неопределенность, тем сильнее крен от частной инициативы к государственной.

Сейчас жизнеспособно и имеет потенциал к росту то, что прямо или косвенно завязано на государство. То, что подвязано на госзаказы, то, что напрямую распределяется из государственного бюджета, расходы и инвестиций государственных и квазигосударственных компаний и то, что гарантируется государством (например, субсидируемые или гарантированные государством кредиты).

Госкапитализм в России приобретает новый триггер с 2022 и очевидно, что доля государства будет увеличиваться в экономике.

Игра в инвестиционный климат дала «трещину» в 2011 и с каждым годом доля государства в инвестициях в экономике только росла.

По источникам финансирования инвестиций в основной капитал в структуре привлеченных средств доля государства выросла почти до 42% по сравнению с 36% в 2020-2021 – сейчас это максимальное присутствие государства с 2000 года. Минимальное присутствие государства было зафиксировано в 2011 на уровне 27.2%,

С учетом квазигосударственных компаний доля еще выше. Все ключевые сектора в России прямо или косвенно под контролем государства. Нефтегаз, финансы, транспорт, электроэнергетика (в особенности атомная энергетика), коммунальные компании, авиапром, оборонные предприятия, частично машиностроение и автомобилестроение (Росстех), агрохолдинги косвенно через госдотации и субсидии.

Еще 5 лет назад госкомпании и компании с госучастием напрямую занимали 47% по выручке в общероссийской выручке без малого и среднего бизнеса. Однако по чистой прибыли это доля свыше 60%.

По приблизительным оценкам прямое и косвенное влияние госкомпаний свыше 63% по выручке и до 77% по прибыли. Эта тенденция на увеличение.

Государство вынуждено формировать импульс и триггеры роста в нынешних реалиях. Те безумные расходы с 4 кв 2022 – это логичная и естественная мера, иначе экономику не стабилизировать.

Падение ВВП на 2.5-2.7% по итогам года – благодаря участию государства в стабилизации экономической ситуации, т.к без поддержки завал мог быть на 10% и ниже.

В текущих обстоятельствах, государство вынуждено финансировать экономический рост в условиях заморозки частной инициативы, поэтому стоит ожидать существенно больших расходов, чем заложено в плане.

В 2022 году расходы выросли на 26% до 31.1 трлн, в этом году оправдано ожидать роста расходов на 12-15% по номиналу, чтобы формировать положительный импульс в экономике, иначе падение экономики будет неизбежным и чем сильнее Минфин будет «отключаться» от финансирования, тем сильнее падение.

35-36 трлн расходов федерального бюджета – это, вероятно, тот минимум, который позволит закрыть все неотложные обязательства в 2023. Но вместе с этим образуется невероятный разрыв. Доходы оцениваются в 22-23 трлн руб, что может вывести дефицит на 12-14 трлн руб.

В принципе, даже при дефиците в 13 трлн ликвидных ресурсов государства в полной мере хватит на 2023, но на один год. Можно размещать ОФЗ, но в структуре спроса – 90% это банки, а у них неэмиссионная ликвидность под ОФЗ не более 2-2.5 трлн за год.

Можно затянуть пояса и вывести бюджет на дефицит в 8 трлн, но ценой экономического потенциала или социальной стабильности. Можно закрыть год и при дефиците 3-5 трлн, но экономика может упасть на 3-4%. Здесь сложный выбор, на чем-то придется экономить и расставлять приоритеты.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter