Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Налог на грехи. Что это и зачем он нужен » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Налог на грехи. Что это и зачем он нужен

8 мая 2023 БКС Экспресс
Вредные привычки — это плохо, но все же люди продолжают им поддаваться. И поскольку страны в подавляющем большинстве случаев не могут запретить продажу таких товаров как алкоголь и табак, приходится воздействовать на население по-другому. Рассказываем, что называют «налогом на грехи», как он появился и каким образом работает.

В чем суть

«Налог на грехи» — это акцизный налог на определенные группы товаров, которые воспринимаются как вредные, подозрительные или слишком дорогостоящие для общества: табак, алкоголь, азартные игры и т. д.

Данные товары или услуги создают негативные последствия для людей, в том числе увеличивая расходы на здравоохранение и стоимость страховки, и их потребители становятся большим финансовым бременем для государства.

Цель «налога на грехи» — повысить стоимость вредных товаров, чтобы спрос на них падал. Таким образом негативное воздействие на общество должно снижаться. Кроме того, такие акцизы являются источником весомых дополнительных доходов для правительств.

При этом считается, что общество спокойно принимает такие налоги, потому что они касаются не всех граждан, а только потребителей конкретных продуктов.

Немного истории

Алкоголь

Первый «налог на грех» был введен в Англии в 1643 г. во время Гражданской войны, когда появился акциз на алкогольные дистилляты. Его собирались отменить после окончания конфликта, но этого не произошло. Затем, в 1660 г., когда монархию восстановили, был введен дополнительный налог на пиво. А спустя 72 года, в 1732 г. первый премьер-министр Великобритании ввел акцизы на вино.

В США первый «налог на грех» тоже связан с дистиллятами, и был введен на федеральном уровне в 1791 г. Примечательно, что в обеих странах он стал основой бюджета на несколько десятилетий. Стоит отметить, что производители алкоголя и владельцы питейных заведений не сидели сложа руки. Они выходили на протесты и устраивали забастовки, однако серьезных успехов при этом не добивались.

Табак

Первые налоги на табак попытались ввести в США в конце XVIII века, однако тогда его быстро отменили. Вернулись к этой инициативе лишь в 1864 г., но вовсе не для общественного блага — просто у власти начали заканчиваться деньги на гражданскую войну, которая шла в стране. Тогда был введен федеральный налог на табак.

Только в середине XX века здравоохранение в Америке подтвердило, что табак негативно влияет на здоровье населения. Поэтому фокус при сборе налога сместился с источника финансирования бюджета на борьбу за здоровье населения.

В России

В России акцизные марки появились в середине XIX века. Их выпускали для спичек, табака, алкогольных напитков, игральных карт, заграничного сахара и даже пищевых дрожжей. Помимо того, что сбор обеспечивал дополнительные доходы в бюджет, наличие таких отметок на товарах сообщало потребителям о том, что это не подделка.

В СССР в период новой экономической политики (НЭПа) в 1920-х гг. выпускались акцизные бандероли ровно на ту же продукцию. Отличием был лишь уникальный дизайн. Однако советские акцизы вышли из обращения сразу после окончания НЭПа.

В современной России акцизные марки ввели лишь в 1994 г., их необходимо было наносить на алкоголь и табак, которые в страну ввозились. С 2021 г. акцизные марки на алкогольную продукцию были полностью отменены, а весь алкоголь, выпущенный в РФ или за ее пределами, должен маркироваться специальными федеральными марками.

Кроме того, с 1 июля 2023 г. в России вступит в силу акциз на сладкие газированные напитки в размере 7 руб. с одного литра. Соответствующий закон Владимир Путин подписал в ноябре прошлого года. Акциз на газировку существует также в США, Великобритании, Мексике, Вьетнаме, Замбии и других странах.

Интересный факт. В США источником «греха» стали пластиковые пакеты, которые предлагают в супермаркетах. Поэтому с 2010 г. в штате Вашингтон магазины обязаны отправлять в казну по 5 центов с каждого проданного полиэтиленового пакета.

Критика «налога на грехи»

Противники инициативы считают, что, облагая налогом определенные вредные товары, государство чрезмерно вмешивается в жизнь общества и превышает свои полномочия. Выделяются и другие аспекты:

• «Налог на грехи» приводит к незаконному подпольному производству, а иногда и формированию «черных рынков» для продажи облагаемых акцизом товаров.

• Некоторые считают, что такая инициатива дискредитирует низшие классы, поскольку считается, что ставку налога рассчитывают, не учитывая их платежеспособность. Поэтому относительно более обеспеченных людей им приходится выплачивать значительно большую часть своего дохода в качестве налога.

• Есть мнение, что повышение налога и последующее удорожание товара не ведет к уменьшению потребления таких товаров, поскольку эластичность спроса к цене низкая. То есть можно поднять цену, но спрос практически не изменится, а денег в бюджет будет поступать больше.

• Критики заявляют, что власти могут стать зависимыми от доходов, которые обеспечивают «налоги на грехи», поэтому будет поощрять «греховное» поведение, чтобы получать больше прибыли.