18 мая 2023 БКС Экспресс
Мы живем во времена гендерного равенства. Сейчас уже никого не удивляет, что женщина может быть таксистом, полицейским, пилотом или большим начальником, а мужчина — воспитателем или флористом. Однако оказывается, что женщины и мужчины не равны, например, на кассе магазина: аналогичная корзина товаров отличается по цене.
В чем проблема
В 1994 г. исследовательское бюро в Калифорнии провело исследование, которое показало, что за год женщины в сравнении с мужчинами переплачивают $1351 за аналогичные товары и услуги. Выяснилось, что женские стрижки стоят в среднем на $2 дороже, чем мужские. То же касается одежды, предметов гигиены и даже услуг химчистки.
Именно эту наценку за товары и услуги, когда женщина платит больше мужчины, назвали «розовым налогом». Хотя, фактически, это не налог, поскольку получаемые деньги не идут в бюджет, а отправляются производителям.
После этого предпринимаются законодательные попытки отменить гендерное неравенство: например, в Нью-Йорке стали штрафовать нарушителей, которые писали на вывесках разную цену на услуги для мужчин и женщин, например, «женская стрижка — $45, мужская — $25».
В 2017 г. Организация Объединенных Наций призвала государства «положить конец практике гендерной дифференциации цен, также известной как «розовый налог», когда товары и услуги, предназначенные или продаваемые женщинам и девочкам, стоят дороже, чем аналогичные товары, продаваемые мужчинам и мальчикам». Однако такая практика продолжает существовать.
«Розовый налог» есть во многих странах, в том числе во Франции, Австралии, Италии. В Великобритании, например, одежда и косметика для женщин стоит в среднем на 37% дороже, чем для мужчин. Также в стране наблюдается гендерный разрыв в стоимости школьной формы: одеть девочку на 12% накладнее, чем мальчика.
В Канаде аналитики Parsehub посмотрели сайты ритейлеров и выяснили, что женщины платят за средства личной гигиены, в том числе за дезодоранты и гели для душа, на 50% больше, чем мужчины.
В России также существует «розовый налог». В 2017 г. Сергей Катырин, президент торгово-промышленной палаты, оценил его в 10–15%. Однако в начала 2022 г. доцент РАНХиГС Николай Кульбака в интервью изданию Газета.ru заявил, что в данный момент увеличивается количество вещей унисекс, поэтому граница между мужским и женским стирается.
За и против
Суть «розового налога» в том, что нейтральные по функционалу товар или услуга разделяются на «женские» и «мужские». А после этого на «женские» вещи накидывается добавочная стоимость: в среднем, по последним оценкам, 13%.
Приверженцы «розового налога» считают, что наценка оправдывается особенностями товаров. Допустим, женская одежда может быть дороже мужской из-за сложного кроя и более изысканной ткани, а женские стрижки требуют больше времени. Кроме того, товары для представительниц прекрасного пола стоят дороже, поскольку женщины склонны к импульсивным покупкам, и продавцы этим пользуются.
Критики «розового налога» говорят о том, что в результате у женщин уменьшается покупательная способность, поскольку им приходится платить больше. А в совокупности с серьезным разрывом в оплате труда это ставит их в невыгодное и уязвимое положение по сравнению с мужчинами. К тому же на рынке много товаров, которые не имеют различий по функционалу, однако стоимость разнится по гендерному принципу. Показательный пример — станки для бритья: по данным 2022 г., женские дороже мужских почти на 25%, хотя функционал у них абсолютно одинаковый.
В чем проблема
В 1994 г. исследовательское бюро в Калифорнии провело исследование, которое показало, что за год женщины в сравнении с мужчинами переплачивают $1351 за аналогичные товары и услуги. Выяснилось, что женские стрижки стоят в среднем на $2 дороже, чем мужские. То же касается одежды, предметов гигиены и даже услуг химчистки.
Именно эту наценку за товары и услуги, когда женщина платит больше мужчины, назвали «розовым налогом». Хотя, фактически, это не налог, поскольку получаемые деньги не идут в бюджет, а отправляются производителям.
После этого предпринимаются законодательные попытки отменить гендерное неравенство: например, в Нью-Йорке стали штрафовать нарушителей, которые писали на вывесках разную цену на услуги для мужчин и женщин, например, «женская стрижка — $45, мужская — $25».
В 2017 г. Организация Объединенных Наций призвала государства «положить конец практике гендерной дифференциации цен, также известной как «розовый налог», когда товары и услуги, предназначенные или продаваемые женщинам и девочкам, стоят дороже, чем аналогичные товары, продаваемые мужчинам и мальчикам». Однако такая практика продолжает существовать.
«Розовый налог» есть во многих странах, в том числе во Франции, Австралии, Италии. В Великобритании, например, одежда и косметика для женщин стоит в среднем на 37% дороже, чем для мужчин. Также в стране наблюдается гендерный разрыв в стоимости школьной формы: одеть девочку на 12% накладнее, чем мальчика.
В Канаде аналитики Parsehub посмотрели сайты ритейлеров и выяснили, что женщины платят за средства личной гигиены, в том числе за дезодоранты и гели для душа, на 50% больше, чем мужчины.
В России также существует «розовый налог». В 2017 г. Сергей Катырин, президент торгово-промышленной палаты, оценил его в 10–15%. Однако в начала 2022 г. доцент РАНХиГС Николай Кульбака в интервью изданию Газета.ru заявил, что в данный момент увеличивается количество вещей унисекс, поэтому граница между мужским и женским стирается.
За и против
Суть «розового налога» в том, что нейтральные по функционалу товар или услуга разделяются на «женские» и «мужские». А после этого на «женские» вещи накидывается добавочная стоимость: в среднем, по последним оценкам, 13%.
Приверженцы «розового налога» считают, что наценка оправдывается особенностями товаров. Допустим, женская одежда может быть дороже мужской из-за сложного кроя и более изысканной ткани, а женские стрижки требуют больше времени. Кроме того, товары для представительниц прекрасного пола стоят дороже, поскольку женщины склонны к импульсивным покупкам, и продавцы этим пользуются.
Критики «розового налога» говорят о том, что в результате у женщин уменьшается покупательная способность, поскольку им приходится платить больше. А в совокупности с серьезным разрывом в оплате труда это ставит их в невыгодное и уязвимое положение по сравнению с мужчинами. К тому же на рынке много товаров, которые не имеют различий по функционалу, однако стоимость разнится по гендерному принципу. Показательный пример — станки для бритья: по данным 2022 г., женские дороже мужских почти на 25%, хотя функционал у них абсолютно одинаковый.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба