Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
«Розовый налог»: почему женщины платят больше, чем мужчины » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

«Розовый налог»: почему женщины платят больше, чем мужчины

18 мая 2023 БКС Экспресс
Мы живем во времена гендерного равенства. Сейчас уже никого не удивляет, что женщина может быть таксистом, полицейским, пилотом или большим начальником, а мужчина — воспитателем или флористом. Однако оказывается, что женщины и мужчины не равны, например, на кассе магазина: аналогичная корзина товаров отличается по цене.

В чем проблема

В 1994 г. исследовательское бюро в Калифорнии провело исследование, которое показало, что за год женщины в сравнении с мужчинами переплачивают $1351 за аналогичные товары и услуги. Выяснилось, что женские стрижки стоят в среднем на $2 дороже, чем мужские. То же касается одежды, предметов гигиены и даже услуг химчистки.

Именно эту наценку за товары и услуги, когда женщина платит больше мужчины, назвали «розовым налогом». Хотя, фактически, это не налог, поскольку получаемые деньги не идут в бюджет, а отправляются производителям.

После этого предпринимаются законодательные попытки отменить гендерное неравенство: например, в Нью-Йорке стали штрафовать нарушителей, которые писали на вывесках разную цену на услуги для мужчин и женщин, например, «женская стрижка — $45, мужская — $25».

В 2017 г. Организация Объединенных Наций призвала государства «положить конец практике гендерной дифференциации цен, также известной как «розовый налог», когда товары и услуги, предназначенные или продаваемые женщинам и девочкам, стоят дороже, чем аналогичные товары, продаваемые мужчинам и мальчикам». Однако такая практика продолжает существовать.

«Розовый налог» есть во многих странах, в том числе во Франции, Австралии, Италии. В Великобритании, например, одежда и косметика для женщин стоит в среднем на 37% дороже, чем для мужчин. Также в стране наблюдается гендерный разрыв в стоимости школьной формы: одеть девочку на 12% накладнее, чем мальчика.

В Канаде аналитики Parsehub посмотрели сайты ритейлеров и выяснили, что женщины платят за средства личной гигиены, в том числе за дезодоранты и гели для душа, на 50% больше, чем мужчины.

В России также существует «розовый налог». В 2017 г. Сергей Катырин, президент торгово-промышленной палаты, оценил его в 10–15%. Однако в начала 2022 г. доцент РАНХиГС Николай Кульбака в интервью изданию Газета.ru заявил, что в данный момент увеличивается количество вещей унисекс, поэтому граница между мужским и женским стирается.

За и против

Суть «розового налога» в том, что нейтральные по функционалу товар или услуга разделяются на «женские» и «мужские». А после этого на «женские» вещи накидывается добавочная стоимость: в среднем, по последним оценкам, 13%.

Приверженцы «розового налога» считают, что наценка оправдывается особенностями товаров. Допустим, женская одежда может быть дороже мужской из-за сложного кроя и более изысканной ткани, а женские стрижки требуют больше времени. Кроме того, товары для представительниц прекрасного пола стоят дороже, поскольку женщины склонны к импульсивным покупкам, и продавцы этим пользуются.

Критики «розового налога» говорят о том, что в результате у женщин уменьшается покупательная способность, поскольку им приходится платить больше. А в совокупности с серьезным разрывом в оплате труда это ставит их в невыгодное и уязвимое положение по сравнению с мужчинами. К тому же на рынке много товаров, которые не имеют различий по функционалу, однако стоимость разнится по гендерному принципу. Показательный пример — станки для бритья: по данным 2022 г., женские дороже мужских почти на 25%, хотя функционал у них абсолютно одинаковый.