Мечты о космосе. Как Ричард Брэнсон основал Virgin Group и совершил суборбитальный полет » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Мечты о космосе. Как Ричард Брэнсон основал Virgin Group и совершил суборбитальный полет

26 мая 2023 ИХ "Финам" | Virgin Galactic Поздеева Екатерина

История успеха британского миллиардера Ричарда Брэнсона напоминает американские горки и состоит из взлетов и падений. Адепт творчества и веселья в бизнесе Брэнсон отметился в разных коммерческих направлениях: от СМИ и выпуска музыки до транспортных и космических компаний. Несмотря на относительно "скромное" состояние в $3 млрд и только 852 место в списке миллиардеров Forbes, его имя часто появляется в медиа по разным поводам. Так, Брэнсон участвовал в плавании через Атлантику, в кругосветном путешествии на воздушном шаре и стал первым миллиардером, отправившимся в космос на собственном корабле.

Finam.ru рассказывает об ухабистом бизнес-пути Ричарда Брэнсона, создании Virgin Group, а также о влиянии закрытия Virgin Orbit на акции космической компании Virgin Galactic.

От студенческого журнала до музыкального лейбла
Ричард Брэнсон родился в Лондоне в 1950 году в семье адвоката. В отличие от многих других участников списка Forbes, c детства выделявшихся неординарными способностями, учился будущий миллиардер не очень хорошо, был хулиганом, предпочитал спорт и страдал от дислексии. В итоге, сменив несколько школ, он бросил учебу в 16 лет. Однако "предпринимательская жилка" проявилась у Брэнсона еще в подростковом возрасте. Свои первые шаги в бизнесе он начал в 15 лет, выращивая деревья и разводя волнистых попугайчиков на продажу.

В 1966 году он создал журнал о молодежной культуре "Студент". Середина 60-х в Лондоне была бурным временем расцвета хиппи и рок-н-ролла. Так, для своего журнала Брэнсону удалось взять интервью у таких знаменитостей как Джон Леннон и Мик Джаггер, которые тогда находились на пике популярности.

Брэнсон не стоял на месте. Получая небольшую прибыль от журнала, он занялся также доставкой почты, открыл музыкальный магазин, а затем и звукозаписывающую студию Virgin Records. В 1972 году начинающий бизнесмен основал музыкальный лейбл Virgin Music. Дела пошли в гору. У него появился первый хитовый артист Майк Олдфилд, который приносил хорошие деньги. Благодаря этому Брэнсону удалось заключить контракты и с известными музыкантами, включая Rolling Stones, Genesis и Sex Pistols.

Virgin Group и осуществление мечты о космосе
В интервью Брэнсон признавался, что стал бизнесменом не из-за стремления к богатству. "Я стал предпринимателем по ошибке. Я занялся бизнесом не для того, чтобы зарабатывать деньги, а потому что чувствую, что могу делать нечто лучше других", - признавался он. И хотя Virgin Group началась с музыкального магазина, в 1984 году Брэнсон пошел совсем в другом направлении и основал авиакомпанию Virgin Atlantic Airways, начав конкурировать на рынке, где доминировали крупные национальные перевозчики, такие как British Airways. Брэнсон даже судился с British Airways, обвиняя ее в "грязных уловках" по переманиванию клиентов. Однако дела у авиакомпании шли все хуже, и в 1992 году Брэнсон был вынужден продать свой лейбл Virgin Records компании EMI за 500 млн фунтов стерлингов, чтобы удержать на плаву терпящую бедствие Virgin Atlantic.

В 1993 году Брэнсон запустил железнодорожный транспорт с Virgin Trains, в 1999-ом - мобильного оператора Virgin Mobile, а в 2007 году - компанию по оказанию финансовых услуг Virgin Money. Брэнсон даже поучаствовал в конкурсе на проведение Национальной лотереи, но не получил контракт, предлагая устроить ее с нулевой прибылью.

В 2004 году Брэнсон, который с детства мечтал полететь в космос, создал космическую компанию Virgin Galactic. Первые несколько лет она занималась поиском подходящего корабля для отправки туристов в суборбитальное пространство. В 2007 году после аварии на испытании корабля SpaceShipTwo, в которой погибли летчики, запуск туристов отложили на неопределенное время. Уже к тому моменту 30 тыс. человек записались добровольцами для первого испытательного полета с пассажирами.

В 2009 году 450 человек готовы были отправиться в космос в качестве коммерческих туристов. Тогда билет стоил $250 тыс. Брэнсон хотел запустить первый туристический экипаж в космос еще в 2009 году, но из-за недостаточной безопасности кораблей полеты откладывались.

В 2019 году Virgin Galactic провела IPO. Акции компании стоили тогда $12,01, а саму компанию оценивали в $2,3 млрд. C тех пор их цена значительно просела, и на 25 мая 2023 года составляет $4. А все потому, что туристические полеты так и не начались.

Однако через 17 лет после основания, 11 июля 2021 года, 70-летний Брэнсон исполнил свою мечту, совершив суборбитальный полет на VSS Unity. Ракетоплан поднялся на 86 км над Землей, и несколько минут Брэнсон провел в невесомости. Он на 9 дней опередил другого миллиардера, основателя Amazon Джеффа Безоса, совершившего аналогичный полет на своем корабле New Shepard 20 июля 2021-го. Так Ричард Брэнсон стал первым в мире миллиардером, побывавшем в космосе на корабле своей компании.

Как закрытие Virgin Orbit отразится на космической компании Virgin Galactic ?
В 2023 году столкнулась с непреодолимыми финансовыми проблемами другая космическая компания Брэнсона, Virgin Orbit, специализировавшаяся на запуске малых спутников. В апреле 2023-го она объявила о банкротстве и уволила 85% сотрудников, а в среду, 24 мая, стало известно, что компания полностью прекратит свою работу. Основной причиной банкротства считают неудачный запуск девяти небольших спутников в январе этого года, после которого акции компании рухнули.

Наталия Пырьева, аналитик ФГ "Финам", считает, что стоит осветить связь между Virgin Galactic и Virgin Orbit, чтобы оценить потенциальный ущерб банкротства второй для первой.

Эксперт обращает внимание, что Virgin Orbit была подразделением Virgin Galactic, которое занималось запуском ракет и малых спутников с самолета-носителя. Клиентура у компаний разная, как и миссии бизнеса: космический коммерческий туризм против технологий доставки легких спутников на низкую орбиту Земли. Тем не менее обе компании входят в корпорацию Virgin Group, где могут обмениваться разработками, сотрудниками и прочим.

"Я полагаю, что банкротство Virgin Orbit не несет существенного влияния непосредственно на бизнес Virgin Galactic, но негативно сказывается на репутации всего холдинга", - говорит Пырьева.

Она добавляет, что Virgin Galactic в мае опубликовала отчетность за I квартал, которая разочаровала инвесторов. Убыток на акцию расшился до $0,57 с $0,36 годом ранее, выручка увеличилась - с $319 тыс. годом ранее до $392 тыс. По оценкам Reuters, выручка компании за 2023 год подскочит на 314% до $9,6 млн, при этом убыток расширится с $500,2 млн в 2022 году до $508,8 млн.

"Тем не менее прогнозы могут поменяться. Сегодня случится долгожданный полет в рамках миссии Unity 25 с экипажем на борту, который станет заключительным в испытаниях, и в случае успеха может стартовать коммерческая программа. В компании ожидают, что полеты могут начаться уже в конце июня текущего года. В целом, космический туризм остается сверхперспективным направлением. Размер мирового рынка космического туризма на конец 2022 года оценивался в $695,1 млн, и ожидается, что в период с 2023 по 2030 годы он будет ежегодно расти на 40,2%", - резюмирует аналитик.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter