Туры Бейонсе и Тейлор Свифт заинтересовали экономистов » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Туры Бейонсе и Тейлор Свифт заинтересовали экономистов

23 июня 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр

Американская певица Бейонсе продолжает свои гастроли по Европе в рамках мирового тура Renaissance. Мегазвезда становится предметом изучения не только музыкальных критиков, но и экономистов, которые уже назвали ее причиной инфляции в Швеции, где начался тур. Тот факт, что популярная певица становится фактором роста цен объясняется многими причинами. Одна из них - люди соскучились по живым концертам во время пандемии Covid-19. Подобные концерты по-прежнему приносят исполнителям на Западе львиную долю доходов. В России ситуация иная: живые концерты часто проводятся в убыток, и артисты зарабатывают на кооперативах или на стримах.

Певица, заработок которой исчисляется многомиллионными суммами, - активный участник экономики шоу-бизнеса, однако возможна она стала и причиной инфляции. Как утверждают аналитики Bloomberg, ссылаясь на данные статистики Швеции, ценовой показатель в этой стране вырос на 8,2% по сравнению с годом ранее. Как утверждают экономисты Danske Bank, часть этого увеличения может быть связана именно с Бейонсе, которая начала свой гастрольный тур в Швеции.

Как отметил в интервью Bloomberg американский экономист Майкл Гран, всплеску цен способствовало прибытие на концерт певицы более 80000 человек, которые останавливались в гостиницах и посещали рестораны. Это вызвало рост цен, что наложилось на достаточно слабую национальную шведскую валюту, крону.

Впрочем, как отмечают в аналитическом управление ФГ «Финам», явления, подобные концерту певицы Бейонсе, вряд ли можно рассматривать как драйвер инфляции или символ кризиса в стране – да, это способствует всплеску цен в сегменте HoReCa (гостинично-ресторанного бизнеса), однако на очень короткий срок, после которого все возвращается к локальной норме.

Тейлор Свифт как модель для экономики
История возможной «причастности» Бейонсе к возгонке инфляции заставила подумать об этом феномене и известного американского экономиста Пола Кругмана, который посвятил свою колонку другой популярной американской певице - Тейлор Свифт. «Я не видел подобных отчетов о другом большом концертном туре, который сейчас идет, но я не удивлюсь, если концерты Тейлор Свифт вызовут бум в отелях и ресторанах в городах, в которых она выступает. Живая музыка — это большой бизнес».

Анализируя большие заработки поп-звезды, Кругман ссылается на исследование американского экономиста Шервина Розена «Экономика супервезд». В ней он проводит мысль о том, что современные технологии помогают звездам достичь огромной аудитории, о которой они ранее не могли и мечтать. «Некоторые из самых популярных исполнителей зарабатывают огромные деньги, появляясь на телевидении. Возможность телевидения приносить большие доходы выражается в том, что и исполнители получают большие зарплаты», - говорилось в книге, написанной еще до эпохи cоциальных сетей.

Сегодня ситуация изменилась, и хотя телевидение по-прежнему серьезная площадка, Бейонсе большую долю приносят музыкальные видео, выложенные в социальной сети. По данным аналитиков NetCredit в 2021 году доход певицы от видео в Instagram (запрещённая в России соцсеть, принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России) составил $33 миллиона.

Однако львиную долю доходов таким исполнительницам как Бейонсе и Тейлор Свифт по-прежнему приносят живые выступления. «Они зарабатывают огромные суммы в основном не на гонорарах за запись или стриминг, а на концертах — что, кстати, нормально. …музыканты всегда зарабатывали деньги в основном гастролями; это было верно даже в эпоху компакт-дисков, когда звукозаписывающие компании зарабатывали деньги изо всех сил, но очень мало отдавали артистам», - пишет Кругман.

Продажа билетов на живые выступления Свифт приносит артистке более $12 миллионов. Живые концерты приносили значительную долю доходов и артистам прошлого, однако, как пишет Кругман, в то время не было столь мощных систем звука сверхчувствительных микрофонов, а залы были меньше. К тому же стоимость билетов на концерты звезд, если не говорить о первых местах, гораздо дешевле, их может приобрести большее количество людей. В США, которые анализирует Кругман, население тоже значительно увеличилось.

Россия: меньше концертов, больше стриминга
При этом из-за пандемии рынок живых выступлений артистов серьезно упал, отмечается в аналитическом материале, опубликованном на сайте Statista. По данным, которые приводятся в статье, доходы от проводимых «вживую» музыкальных выступлений упали в 2020 году почти на 75%. В этом году доходы от живых выступлений составили лишь $7,32 миллиарда. Это вдвое больше, чем в 2021 году, но вряд ли рынок восстановится до прежнего уровня в 2023 году.

Самыми прибыльными концертами в 2021 году, после ослабления коронавирусных мер, стали выступления The Rolling Stones с доходом в $115,5 миллионов. На концерты группы в рамках шоу «Без фильтра» было продано около 516 тысяч билетов.

В России, куда именитые западные артисты после СВО ездить перестали, а многие местные артисты по разным причинам уехали, ситуация иная. В 2020 году, согласно рейтингу журнала Forbes, первым по заработкам был скандально известный Сергей Шнуров с доходом почти в $9 миллионов. На втором месте находился поп-исполнитель Егор Крид с доходом почти в $7 миллионов. На третьем месте его коллега - Дмитрий Билан с доходом $6,8 миллионов.

Все трое исполнителей по-прежнему дают концерты в России, хотя доходы от живых концертов значительно упали: артисты зарабатывают больше средств на корпоративах.

«В России тратят на живые выступления, а не заработаывают. Сейчас самая прибыльная артистка на живом туре - это Анна Асти. Потому что сумела облегчить тур, продать полные залы и вкладывается немного, возит умно-скромно», - рассказывает Finam.ru источник, знакомый с ситуацией в российском шоу-бизнесе.

По данным совместного исследования компании «Технологии доверия» (ранее PwC в России) и креативного бюро «К22», опубликованного «Коммерсант», доходы концертной индустрии России в 2022 году были «отброшены» на уровень 2017 года. Аналитики отмечали, что причиной такого падения стала низкая маржа, а также выпадение доходов из-за ухода зарубежных артистов.

На фоне падения доходов от концертов выросли стримы, отмечают аналитики «Технологии доверия». Здесь ожидается рост в 20-25%, а маржа оценивается в 15%. И до февраля 2022 года стриминг приносил главную долю доходов музыкантам. Так шоумен Александр Ревва смог заработать на популярном хите «Зацепила» $300 тысяч, еще $100 тыс. ему принес YouTube. Однако сейчас, когда YouTube отказал в монетизации российскому контенту, а многие международные стриминговые сервисы ушли из России, рынок стриминга продемонстрировал серьезный спад. Как отмечало агентство InterMedia, рынок снизился на 30-50%.

Подобные цифры не прибавляют оптимизма отечественным исполнителям, которым приходится искать новые возможности донести свою музыку для слушателя. Конечно инфляция — это не очень хорошо, однако сегодня стать причиной инфляции в отдельно взятой Швеции российскому певцу не светит.

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter