Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Половину российской нефти, плывущей в Индию и Китай, поставляют «cерые» трейдеры » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Половину российской нефти, плывущей в Индию и Китай, поставляют «cерые» трейдеры

28 июля 2023 Thomson Reuters | Нефть
Нефтяной танкер под флагом Либерии в мае вышел из российского порта Усть-Луга с грузом, принадлежащим малоизвестной торговой компании из Гонконга. Груз сменил владельца еще до того, как судно достигло пункта назначения в Индии

Согласно двум источникам, новым владельцем 100 000 тонн нефти Urals, которые перевез танкер Leopard I, стала такая же малоизвестная компания Guron Trading, тоже базирующаяся в Гонконге.

Как сообщает Reuters, в последние месяцы число малоизвестных торговых фирм, услугами которых Москва пользуется при экспорте больших объемов нефти в Азию, существенно выросло после того, как из-за санкций, введенных после начала конфликта на Украине, крупные нефтяные компании и торговые дома прекратили сотрудничество с российскими производителями. По подсчетам Reuters после опроса 10 торговых источников, а также аналитиков Kpler, и анализа данных Refinitiv и внутренней отчетности судоходных компаний, с марта по июнь в торговле российской нефтью участвовали не менее 40 посредников, включая компании, ранее не имевшие отношения к этому бизнесу.

Согласно расчетам Reuters, основанным на частной информации 10 торговых компаний, а также данных Eikon, в этом году новые игроки поставили минимум половину от общего объема экспорта российской нефти и продуктов переработки — среднем 6-8 млн баррелей в сутки. Благодаря этому малоизвестные компании в совокупности стали одним из крупнейших мировых нефтетрейдеров.

Такие компании стали появляться после начала военного конфликта на Украине в феврале 2022 года, и, по оценкам, в прошлом году в сделках участвовало до 30 посредников.

Данная сеть создана в противовес группе авторитетных нефтяных компаний, таких как BP и Shell, и ведущих торговых домов, включая Vitol, Glencore, Trafigura и Gunvor, которые десятилетиями торговали российской нефтью и нефтепродуктами. Эти сделки не нарушают санкции, хотя могут помешать европейским и американским органам по обеспечению соблюдения санкций отслеживать сделки с российской нефтью и цены на нее.

По словам пяти трейдеров, торгующих российской нефтью, когда цены превышают предельный уровень, быстро меняющаяся торговая сеть может затруднить идентификацию посредников, участвующих в поставках.

Как показал отчет, в мае Россия, входящая в тройку крупнейших мировых производителей нефти, поставила рекордные объемы в Китай и Индию, которые не ввели санкции против Москвы и стали ведущими покупателями российской нефти после того, как санкции, введенные Европой, США и другими державами, ограничили их закупки.

Guron Trading и Bellatrix Energy, компания, которая первоначально зафрахтовала Leopard I и приобрела груз у российской нефтяной компании «Роснефть», не ответили на запросы о комментариях. «Роснефть» не ответила на вопросы. Судя по всему, сайты Guron Trading и Bellatrix Energy были недавно закрыты. Оба сайта работали до того, как агентство Reuters связалось с компаниями.

Торговля в море
По словам пяти источников, торгующих российской нефтью, наряду с появлением новых компаний, широкое распространение получили некогда редкие сложные сделки, осуществляемые во время нахождения судов в море. Источники назвали по меньшей мере 10 таких сделок, которые сопровождаются небольшим количеством официальной документации и призваны затруднить отслеживание экспорта российской нефти.

Один покупатель российской нефти сравнил рост и сокращение числа новых трейдеров с короткой карьерой звезд в TikTok, тогда как другой трейдер назвал этот процесс «калейдоскопом». В некоторых случаях один груз проходит через руки минимум трех трейдеров.

При старой системе перевозку нефтяных грузов от источника до пункта назначения, как правило, осуществлял один известный трейдер. Reuters не удалось установить конечных владельцев новых торговых компаний.

Растущая сеть трейдеров совпадает с бурным развитием рынка старых нефтяных танкеров, которые новые компании используют для перевозки российской нефти, которой избегают западные грузоотправители. Новая торговая сеть и практика повышают финансовые риски для российских нефтяных компаний, сотрудничающих с неизвестными организациями с ограниченной кредитной историей.

Некоторые компании, которые в прошлом году стали крупными торговцами российской нефтью, включая Coral Energy и Everest Energy, затем вышли из бизнеса. Отвечая на вопросы Reuters, обе компании отрицали, что это вязано с санкционными рисками.

«Это было стратегическое коммерческое решение, принятое с учетом различных факторов, имеющих значение для нашей компании», — заявили в Everest.

В Coral отметили: «Мы приняли решение о поиске источников поставок за пределами России благодаря расширению присутствия в странах Ближнего Востока и Северной Африки». В июле представитель Министерства финансов США заявил, что санкции были введены, чтобы сохранить приток российской нефти на рынок, снизить цены для потребителей и ограничить нефтяные доходы Москвы.

«Мы признаем, что (санкции в отношении России) изменят форму и структуру российских нефтяных рынков», — заявил чиновник журналистам.

Чиновник также отметил, что Вашингтон не переживает по поводу того, что санкции привели к росту числа сделок в других валютах, помимо доллара, после расширения использования юаней и дирхамов ОАЭ для оплаты российской нефти, поскольку Москва отрезана от международных банков.

Рекордный экспорт
Согласно двум источникам, судно Leopard I, которое принадлежит и управляется базирующейся в Дубае компанией Leopard I Shipping, прибыло в порт Вишакхапатнам 15 июня, где индийская нефтеперерабатывающая компания Hindustan Petroleum приняла груз от Guron Trading.

Новые компании сыграли ключевую роль в поддержании и даже росте экспорта российской нефти, поскольку ведущие производители нефти «Роснефть», «Лукойл», «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть» перенаправили поставки в Индию и Китай.

Согласно расчетам Reuters на основе опроса 10 трейдеров, а также программ загрузки российских портов и данных Refinitiv, благодаря данной сети экспорт российской нефти из всех морских портов достиг многолетнего максимума в апреле и мае и составил почти 4 млн баррелей в сутки.

В мае морские поставки российской нефти в Индию, которая до войны редко покупала российскую нефть, достигли рекорда в 1.95 млн баррелей в сутки, тогда как Китай импортировал 2.29 млн баррелей в сутки.

Только Лукойл продолжает продавать нефть через свое торговое подразделение Litasco, которое компания перевела из Женевы в Дубай. Другие компании сотрудничают с новыми торговыми фирмами, которые в основном зарегистрированы в Китае, Сингапуре, Гонконге или Дубае, согласно некоторым источникам и местным реестрам акционерных компаний.

По данным пяти трейдеров, а также судя по данным о перевозках и реестрам компаний, с марта по июнь крупнейшими торговцами, которые покупали нефть у Роснефти, Сургутнефтегаза и Газпром нефти, стали базирующаяся в Дубае Petroruss, зарегистрированные в Гонконге Guron Trading, Bellatrix Energy и Covart Energy, зарегистрированные в Дубае Voliton, Demex Trading, Nestor Trading, Orion Energy, а также Patera со штаб-квартирой в Сингапуре.

Reuters не удалось найти сайты или контактные телефоны некоторых компаний, таких как Voliton. Остальные компании не ответили на запросы о комментариях.

Задержка платежей
Данная стратегия сопряжена с риском для российских производителей. Венесуэла, которая использует аналогичную систему перевозки нефти, столкнулась с проблемами при осуществлении платежей, мошенничеством и убытками.

Как отметили трейдеры, вовлеченные в российский нефтяной бизнес, хотя пока сообщений о неплатежах не поступало, задержки вызвали некоторые проблемы. По словам источников, российским экспортерам пришлось ждать от трех до пяти месяцев, чтобы получить оплату после отправки грузов. Обычно покупатели оплачивают груз примерно через месяц после отплытия судна.

Один источник сообщил, что такие задержки привели к фискальным разрывам, когда экспортеры были вынуждены платить налоги российскому государству еще до получения оплаты за нефть. Источник в одной крупной российской нефтяной компании заявил, что его компания готова к более высоким кредитным рискам со стороны покупателей ради стабильного экспорта нефти и его роста.

«В прошлом году мы столкнулись с сокращением добычи из-за неблагоприятной ситуации на рынке. Теперь все нормально: у нас есть покупатели и продажи», — добавил источник.

http://ru.reuters.com/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу