Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Китай выдыхается - экономике все еще тяжело после «лонг-ковид» » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Китай выдыхается - экономике все еще тяжело после «лонг-ковид»

10 августа 2023 ИХ "Финам" Бабанова Мария
Резкого экономического роста не случилось. Цены падают, экспорт сокращается, инвесторы не доверяют, а сфера недвижимости в кризисе. Если экономику Китай можно было бы сравнить с человеком, то врачи определенно поставили ей неутешительный диагноз «лонг-ковид».

Сможет ли КНР выйти из затянувшейся болезни? И чем проблемы Поднебесной угрожают одному из ее главных торговых партнеров - России?

Хронический недуг
Китай после долгого затворничества, связанного с пандемией коронавируса, резко открыл свои границы в конце прошлого года. Однако такого же внезапного подъема экономики, на который очень сильной рассчитывали власти страны, не случилось. Произошло совершенно обратное: похоже, экономика Китая стала двигаться в направлении хронического спада.

С каждым днем можно наблюдать, как КНР слабеет в результате «экономически затяжного COVID-19». Да, рост есть, да еще и который многим странам может только сниться, но не такой большой, чтобы к 2030 году стать 1-й экономикой мира по номинальному объему ВВП.

Уже сейчас можно констатировать, что действия китайских властей в 2020 году, с начала пандемии, были необоснованными и привели к большому количеству проблем в экономике.

«На фоне восстановления экономики после ковидных ограничений в рамках программы «нулевой терпимости к COVID» что-то структурно сломалось, и восстановление проходит не по плану. Чтобы понять, что происходит в Китае и где проблемы экономики Поднебесной, достаточно обратить внимание на то, о чем не хочет слышать в разговорах в СМИ от экономистов, аналитиков и т.д Коммунистическая партия Китая. Как мы знаем из последних новостей, в СМИ Китая теперь можно говорить либо хорошо про экономику, либо никак. А тем дефляции, темпов роста экономики и вывоза капитала из страны лучше избегать», - заявил Finam.ru Никита Митрофанов, экономист, автор Telegram-канала «Китайская угроза».

Итак, о чем же так старательно молчат или не бьют тревогу власти Китая:

Снижение экспорта. Экономическая активность замедляется. Согласно данным Главного таможенного управления КНР, экспорт страны в июле упал на 14,5% год к году и составил 282 млрд долларов. Снижение товарооборота с ведущими торговыми партнерами Китая - АСЕАН, ЕС, США - за январь-июль составило примерно 15-20%.

«Данные китайской внешнеторговой статистики за июль вновь разочаровали - падение экспорта стало рекордным за 3 года, то есть со времени пика коронакризиса и локдаунов… Более того, экспорт сокращается в годовой динамике третий месяц подряд. Снижение экспорта из Китая может быть связано со слабеющим глобальным спросом на фоне ужесточения ДКП основных мировых центробанков, что особенно заметно в охлаждении производственного сектора в мире, а Китай - один из крупнейших экспортеров промышленной продукции», - говорит Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам».

Кроме того, продолжительные локдауны, а также политические противоречия привели к тому, что многие компании из указанных регионов, стали прилагать большие усилия по сокращению своей зависимости от китайских поставок. В США бизнесмены, к примеру, сейчас больше делают ставку на Мексику, страну, которая находится намного ближе к основным потребителям их товаров. Доминированию Китая в качестве «главной фабрики планеты» также представляют угрозу Вьетнам и Таиланд. Одним из явных преимуществ этих стран является и более дешевая, чем в КНР, рабочая сила.

«Тенденция началась еще в прошлые годы, когда Китай из-за политики «нулевой терпимости к COVID» периодически останавливал работу промышленных и транспортных предприятий, что стало триггером для американских (и не только) компаний, чтобы начать сокращать зависимость от китайских производителей, перенося производство на свою территорию или в нейтральные страны», - подчеркнула Беленькая.

Но не только географическое положение в настоящее время имеет значение. Намного важнее выглядят политические мотивы - иностранные компании стремятся избежать рисков оказаться зажатым между соперничающими сверхдержавами США и Китаем, которые щедро обмениваются друг с другом санкциями, не забывая о третьих лицах.

«Сейчас санкционное давление со стороны США и их союзников, в частности, в отношении ограничения доступа Китая к высокотехнологической продукции, делает сотрудничество с КНР менее привлекательным для Америки или, к примеру, Японии», - добавила Беленькая.

Дефляция. Из-за замедления восстановления экономики Китая также стал скатываться в дефляцию. Госстат республики в июле зафиксировал снижение цен в стране на 0,3% год к году. Спад произошел впервые за два года. Так, продукты питания подешевели на 1,7%, а потребительские товары - на 1,3%. Причина: потребители после стихийных многолетних локдаунов не спешат менять привычки и продолжают экономить. Кроме того, в стране наблюдается высокий уровень безработицы среди молодого населения.

«Стагнирует ядро экономики - внутренний рынок, и в частности внутренний спрос на товары, работы и услуги. Китайцы построили жилье, купили автомобили, технику, одежду и больше не торопятся тратить деньги на это добро. Из-за изоляции у людей накопились большие сбережения, которые не стимулируют экономику», - добавил Митрофанов.

Прижимистость населения ударила по местным ритейлерам, которые запаслись товарами, ожидая резкого роста спроса после отмены пандемических ограничений. Теперь они вынуждены снижать цены. При этом целевой показатель по инфляции в 2023 году китайским правительством был установлен на уровне 3%.

«Но цены на конечную продукцию, наоборот, падают. Если вы думаете, что это счастье, спешу разочаровать. Из дефляции выбраться сложнее, чем из галопирующей инфляции. Заставить людей тратить деньги сложнее, чем их придержать. Особенно, когда потребительское поведение перестраивается на покупки попозже, потому что цена упадет. Это может приводить к росту безработицы, потому что производителям нечем платить зарплату, а затем - и к закрытию фабрик, компаний и т.д. А дальше падение темпов роста экономики. Про дефляционную проблему хорошо расскажет опыт Японии прошлого века и «потерянное поколение», - прокомментировал Митрофанов.

Спад инвестиций. Если ранее мощь китайской экономики была чем-то незыблемым в общепринятом понимании на протяжении целого поколения, то сегодня позиции Китая на мировой арене выглядят куда слабее. А значит, в глазах инвесторов Поднебесная становится менее привлекательной. По мнению международных экономистов, КНР сейчас сталкивается с «кризисом доверия» со стороны бизнеса и даже собственного населения.

Один из недавних примеров: ряд глобальных инвестиционных фондов решил пропустить байбэк финтех-компании Ant из-за снижения ее оценки более чем на 70%. Не трудно догадаться, что такой случай не станет последним в китайском бизнесе. Особенно после того, как администрация президента США Джо Байдена решила ограничить инвестиции в китайские технологии. Напомним, что с 2015 по 2021 год инвесторы США вложили 40 млрд долларов в разработку искусственного интеллекта в КНР.

«Третья проблема - отток капитала. Из-за торговых войн много западного бизнеса увозит производство в другие юрисдикции. Местные не готовы тратить капитал внутри экономики, и его становится меньше из-за ухода иностранных инвестиций. Все это отрицательно сказывается на экономическом росте уже сегодня», - добавил Митрофанов.

Кризис в секторе недвижимости. Ситуация в сфере недвижимости Китая усугубляется, так как еще один крупный застройщик рискует объявить дефолт. На этой неделе стало известно, что Country Garden пропустила выплаты купонов по облигациям на общую сумму 22,5 млн долларов.

Напомним, что индустрия недвижимости Китая долгое время была важным двигателем роста, на долю которого приходится до 30% ВВП страны. Но многие крупные девелоперы накопили огромные долги. Апогеем этой истории стал крах Evergrande два года назад, за которым последовала волна дефолтов по всей отрасли.

А пока у Китая проблемы, можно попробовать инвестиции в США. Счет «Сегрегированный Global» от брокера «Финам» - это возможность торговли американскими акциями и опционами с хранением активов в надежном зарубежном кастодиане.

«Лучик света»
На фоне стольких сложностей Россия для Китая сейчас выглядит как луч надежды. В отличие от других торговых партнеров, товарооборот с РФ не только не сократился, а, наоборот вырос с начала года. Рост составил почти 40%.

Согласно китайской статистике, Китай с января по июль ввез в Россию продукции на 62,5 млрд долларов. А Россия экспортировала своих товаров в КНР на сумму в 71,5 млрд долларов.

Особенно обнадеживающими выглядят показатели импорта газа в КНР. В июне поставки газа в страну обновили исторический максимум третий месяц подряд. Эти значения - отличных знак для российских газовых компаний. Однако того же нельзя сказать про нефтяников, так как в прошлом месяце импорт нефти в Китай снизился до минимума с января. Данный показатель сократился на 18,8% по отношению к июню. Всего в июле Китай закупил за границей 43,69 млн тонн нефти.

Проблемы касаются не только нефти, но и других природных ресурсов - лес, металл и другие, которые Россия привычно экспортирует в Поднебесную. «Чем меньше потребляет Китай, тем меньше им нужно от России сырья. Ни для никого не секрет, что Китай стал основным торговым партнером с РФ, и снижение объемов торговли скажется не только на бизнесе, но и на курсе национальной валюты. Так как Китай с Индией уже меньше покупают нефти у России, что видно из статистики. Курс рубля уже устремился к показателю 100 рублей за доллар», - подчеркивает Митрофанов.

То, что доктор прописал…
Похоже, все изложенные факты намекают, если не на кризис, то на слабость китайской экономики. И властям страны нужно будет еще постараться, чтобы достичь хотя бы скромной цели роста ВВП примерно на 5% в этом году.

По мнению Беленькой, могут быть приняты дополнительные стимулирующие меры. «Рост китайской экономики после отмены длительных антиковидных ограничений пока оказывается слабее ожиданий, и первоначальный сильный импульс восстановления, отмечавшийся в первом квартале, выдыхается. Потребительский спрос слабо восстанавливается после длительных локдаунов, внешний спрос ослаб, сохраняется трудная ситуация на рынке жилья. И даже за скромную цель правительства - рост ВВП около 5% в этом году - еще придется побороться. И для властей Китая слабые экономические показатели - это дополнительное подтверждение необходимости новых стимулов», - говорит она.

Руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ «Финам» напомнила, что недавно Политбюро страны обозначило приоритетные направления поддержки: автомобили, жилье, услуги, а со стороны ЦБ Китая - это снижение ключевых процентных ставок (в июне) и стимулирование банковского кредитования.

«Впрочем, пока это не привело к ускорению роста внутреннего спроса, а возможности существенного увеличения господдержки ограничены растущим дифференциалом процентных ставок в основных мировых экономиках и в Китае (что приводит к ослаблению юаня) и рекордной долговой нагрузкой регионов и муниципалитетов», - подчеркнула Беленькая.

Однако, возможно, проблема кроется в отчетных показателях, которые требуют пересмотра. Так, во всяком случае, считает Алексей Кузьмин, директор по развитию и стратегическому планированию АО «НФК-Сбережения».

«Очевидно, что требования к динамике с учетом масштабов экономики Китая следует пересматривать. В целом рост ВВП хотя и замедляется, но все же сохраняется. Другие показатели тоже остаются в области приемлемых. Локально вызывают некоторую настороженность ухудшение показателей деловой активности и, главным образом, сокращение объемов экспортно-импортных операций. Но мировая экономика в целом трансформируется, и это неизбежно отражается на такой лидирующей экономике, как Китай. Динамика индекса (SSE Composite) пока позволяет сохранять оптимизм. Вместе с тем снижение в область 3000 пунктов и сохранение слабости в этой области может, действительно, стать признаком дальнейшего существенного снижения. Уязвимость китайской экономики, на мой взгляд, усилит стратегическое партнерство с северным соседом. А это обеспечит общую синергию», - заключил эксперт.