Штирлиц как модель для бизнес-лидеров » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Штирлиц как модель для бизнес-лидеров

11 августа 2023 ИХ "Финам" Братерский Александр
12 августа исполняется 50 лет с начала демонстрации по советскому телевидению сериала «Семнадцать мгновений весны». Главный герой фильма - разведчик Исаев, он же Макс Отто фон Штирлиц - в исполнении Вячеслава Тихонова, по-прежнему, популярен в России, в том числе как модель в проведении бизнес-тренингов.

Фильм «Семнадцать мгновений весны» известен не только многочисленными анекдотами, но и тем, что его используют в качестве пособия различные бизнес-тренеры.

«Зачем приходил Штирлиц – о чем нужно и о чем не нужно говорить при завершении выступления», - так звучит, например, одно из положений бизнес-тренинга Центра Управления Предпринимательскими Рисками «НЕРГО». Фраза отсылает к известной сцене в фильме, когда советский разведчик, приходя к одному из своих начальников в руководстве разведки нацистов, пытается узнать информацию, а затем просит аспирин. «Запоминается последняя фраза», - эту фразу нередко используют многие, кто ведет деловые переговоры.

А вот как «метод Штирлица» используется для обучения сотрудников в ресторанном бизнесе. «Рестораторы поняли, что это правило универсально: посетитель с высокой вероятностью запомнит первый и последний из «пунктов меню», что ему озвучит официант. Соответственно, если необходимо продать конкретное блюдо, то следует назвать его либо первым, либо последним», - пишут авторы одного из пособий по продажам в ресторанном бизнесе.

Личностный тренер Александр Петрищев в своем блоге использует историю Штирлица, для того чтобы рассказать аудитории, как искать клиентов для своего бизнеса. «…что было бы, если бы Штирлиц в наше время решился открыть свой бизнес? Например, детективное агентство? Как бы он искал клиентов, или как сегодня принято модно выражаться, генерировал лидов, совершенно без денег или со скромным бюджетом? Давайте пофантазируем. А чтобы наша фантазия имела практический смысл, расскажу про 17 способов бесплатного поиска клиентов», - пишет Петрищев.

Основатель Тренинг-Центра «Синтон», ректор Университета практической психологии Николай Козлов даже использовал название культового фильма для своей книги, посвященной психологии бизнеса, «Семнадцать мгновений успеха: стратегии лидерства». В книге Козлов приводит несколько диалогов из фильма, рассматривая с их помощью теорию лидерства. Так, на примере встречи Штирлица с нацистским агентом Клаусом, которого он должен использовать, но который ему лично неприятен, автор демонстрирует, как работать «с личным темпоритмом».

Преподаватель ИБДА Академии народного хозяйства при правительстве РФ Владимир Кнорринг в статье об искусстве управления в одном из пунктов приводит «метод Штирлица» как способ разговора с начальником. В этой связи он упоминает разговор героя с главой разведки Вальтером Шеленбергом, которому он проталкивает выгодную для него идею, чтобы босс присвоил ее себе.

«Суть этого метода: во время приватного разговора или на совещании нужно ненавязчиво, как бы вскользь, среди других вариантов решения упомянуть о своей идее и немедленно «забыть» ее. Если ваш начальник умен, то сразу же оценит разумность вашей мысли и потом, продумав ее, предложит эту идею как свою, значительно расширив ее, уточнив и конкретизировав. Человеку свойственно доверять больше идеям, родившимся в собственной голове, чем чужим», - пишет автор.

С помощью «методов Штирлица» продают тренинги, учат коучингу, ведению диалога с собеседником на деловых переговорах. В свою очередь, бизнес-блогер Кирилл Тихонов, управляющий партнер компании «Амивео», говорит о роли «Штирлица» на переговорах для создания психологических портретов. «На встрече сидит наш сотрудник как такой себе незаметный человечек с блокнотиком за столом с краешка. Никого не смущает, в разговор почти не встревает, только пометочки делает. Кажется — какой-то планктон канцелярский, которому и сказать нечего. А на самом деле — настоящий секретный агент, Штирлиц, который всё за всеми примечает и каждого контрагента чётко срисовывает», - пишет Тихонов в статье на портале VC.ru

Еще в 1990-е годы кинокритик Юрий Богомолов в своей работе, посвященной анализу фильма «Семнадцать мгновений весны», отмечал, что это фильм о советских производственных отношениях. Советская власть исчезла, исчезли ее производственные отношения, но фильм и его главный герой нередко используются как пример в различных деловых играх и пособиях по деловым переговорам.

«Часто само понятие «работа» означает в первую очередь ваше участие в бесконечном разматывании и завязывании интриг. Независимо от того, идет ли речь о нефтяной компании или о посреднической фирме с двадцатью сотрудниками. Держа в голове этот главный принцип, Ю. Семенов и Т. Лиознова смело «забросили» нашего разведчика в этот самый котел типичных корпоративных интриг, в котором, по мысли авторов, Штирлиц и сумел проработать так долго», - писал в одной из статей в журнале «Огонек» кинокритик Андрей Архангельский.

Иван Просветов, автор биографии советского разведчика Романа Кима «Крестный отец Штирлица», отмечает, что художественный образ разведчика получил популярность у бизнес-тренеров благодаря совокупности качеств. «Умение быстро оценивать обстановку и находить нужное решение. Высокий самоконтроль. Умение подстраиваться. Умение достигать нужных целей, используя мотивацию другой стороны. Вообще, умение убеждать или раскрывать человека. Один из его трюков — когда он спокойно и взвешенно рассуждает о чем-то, как бы высказывая свою точку зрения, а потом вдруг спрашивает собеседника: «Нет?». И тот вынужден либо согласиться, либо вступить в спор и таким образом раскрыть себя».

Образованный, обаятельный, прекрасный переговорщик, при этом умеющий быть незаметным - все эти качества вымышленного героя советского фильма по-прежнему пользуются популярностью в деловых коллективах. Не только в России, но и в соседней Белоруссии.

«Мужчина 35–45 лет, с ученой степенью, похож на Макса Отто фон Штирлица (из фильма «Семнадцать мгновений весны»). Именно таким видят идеального руководителя сотрудники белорусских офисов», - отмечается в исследовании, проведенном в этой стране бенчмаркинговом агентством ICRA в октябре 2022 года.

Если же говорить о России, то согласно совместному опросу ВЦИОМ и Центра политической конъюнктуры, проведенному в 2019 году, образ Штирлица как «умного силовика…продолжает оставаться в российском массовом сознании самым устойчивым кинообразом с позитивными политическими коннотациями».

ВЦИОМ напоминает, что в 1999 году его социологи вместе с коллегами из РОМИР задали вопрос респондентам «За кого из киногероев вы проголосовали бы на президентских выборах?». Несмотря на то, что в опросе ВЦИОМ первое место занял кинообраз Петра Первого, а в опросе РОМИР - маршал Георгий Жуков, заказавшее опрос издание «Коммерсант» поместило на обложку Штирлица, который также занимал высокие позиции в обоих опросах. Выбор редакции совпал с образом будущего победителя президентских выборов Владимира Путина.

Спустя 20 лет Штирлиц по-прежнему культовая фигура, однако взглянув на него, вновь можно понять, почему его образ так популярен среди бизнес-тренеров. Герой спокоен, не дерется не с кем, ведет долгие переговоры, пытаясь понять своих собеседников, даже тех, кто принадлежит к совершенно противоположному лагерю. При этом, один из зарубежных поклонников фильма, обозреватель агентства France Presse Стивен Вильямс напоминает в своем обзоре, что «Семнадцать мгновений весны» черпают вдохновение из прошлого, но скорее мифологического, чем реального».

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter