Динамика бюджетных показателей продолжает улучшаться » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Динамика бюджетных показателей продолжает улучшаться

11 сентября 2023 ИХ "Финам" Беленькая Ольга
Данные Минфина об исполнении бюджета за август подтверждают улучшение ситуации с бюджетными показателями, прежде всего, нормализацию траектории бюджетных расходов. Динамика расходов, после существенного превышения в начале года, приближается к плану (хотя обычно пик годовых расходов приходится на конец года).

Конечно, уложиться в годовой план по расходам с учетом накопленного значения расходов за 8М23 уже вряд ли удастся, но превышение расходов может быть в основном компенсировано дополнительными ненефтегазовыми доходами, которые складываются выше плановой траектории за счет более высоких темпов роста экономики (стимулированных, в том числе, за счет крупного бюджетного стимула 2022 г и начала 2023 г) и дополнительного налога на «сверхприбыль» прошлых лет. К тому же рост мировых цен на нефть, сокращение ценового дисконта в российской нефти, слабый рубль, способствуют улучшению ситуации с нефтегазовыми доходами бюджета, которая в начале года складывалась очень плохо. Даже если плановое значение НГД 8,9 трлн руб не будет достигнуто, отставание от базового значения нефтегазовых доходов (8 трлн руб), которое по итогам 8М23 составляло 425 млрд руб., вполне может быть перекрыто в оставшиеся до конца года месяцы при сохранении благоприятной конъюнктуры мировых цен. Сочетание этих факторов складывается в пользу увеличения вероятности относительно умеренного дефицита бюджета по итогам года – в рамках обозначенного А. Силуановым 2-2,5% ВВП, что казалось практически невозможным в 1П23.

По предварительным данным Минфина, объем доходов федерального бюджета за 8М23 составил 16 990 млрд рублей (-3,5% г/г), объем расходов составил 19 351 млрд рублей (+11,8% г/г), дефицит бюджета сократился до 2,36 трлн руб после 2,8 трлн руб в июле (т.е. профицит бюджета за август должен был составить 456 млрд руб. Накопительным итогом дефицит бюджета за 8М23 составляет 1,5% ВВП (годовой план 2,0% ВВП или 2,9 трлн руб). Как сегодня сообщил премьер-министр М. Мишустин, по итогам года уровень дефицита может уложиться в изначальный план в 2% ВВП. Ранее министр финансов А. Силуанов оценивал дефицит бюджета в 2-2,5% ВВП.

Отставание динамики доходов от прошлого года продолжает сокращаться – нефтегазовые доходы в августе были примерно на 4% ниже, чем в августе прошлого года и лишь немного (на 29 млрд руб) не «дотянули» до базового уровня, обеспечивающего траекторию годовых НГД 8 трлн руб. Рост ненефтегазовых доходов после временного замедления в июле вновь ускорился – до 56,6% г/г, в основном за счет роста НДС. Расходы в августе в годовом выражении сократились на 4,2%, составив около 2 трлн руб. В целом расходы за 8М23 достигли 67% от годового плана и 65% от актуальной оценки годовых расходов на «Электронном бюджете».

Отставание доходной части бюджета от базы соответствующего периода прошлого года постепенно сокращается (-3,5% г/г), в августе доходы выросли на 34,6% г/г.

Нефтегазовые доходы за 8М23 снизились на 38,2% г/г, но отставание постепенно сокращается (7М23 -41% г/г). В июле нефтегазовые доходы впервые в этом году превысили базовый уровень, рассчитанный из 8 трлн руб в год (благодаря НДД, уплачиваемому раз в квартал), а в августе лишь немного не «дотянули» до базового уровня. Это произошло на фоне роста стоимости российской экспортной нефти Urals (в августе, по данным Минфина, ее среднее значение достигло $74/барр, т.е. выше уровня примерно $60/барр, который, по оценке министра финансов А. Силуанова, обеспечивает формирование базового уровня нефтегазовых доходов в 8 трлн руб в год). Немаловажным фактором было и ослабление курса рубля (среднее значение в июле было близко к 95 руб/$ при заложенном в бюджет среднегодовом курсе 68,3 руб/$). По оценке Минфина, «месячная динамика нефтегазовых доходов вышла на уровень, значимо превышающий их базовый размер (8 трлн рублей в год). С сентября максимальный дисконт цены Urals к Brent сократится с $25/барр до $20/барр (фактически, он сейчас уже ниже, а в расчет берется минимальный дисконт между рыночным и регулируемым), а также вдвое сократятся выплаты нефтяным компаниям по демпферному механизму (впрочем, по данным СМИ, Минэнерго просит «отыграть назад» это решение, которое стало триггером для резкого роста оптовых цен на топливо еще с весны). Отрицательный вклад в динамику НГД вносит сокращение экспорта газа, а также решение правительства РФ о сокращении добычи нефти на 500 тыс барр/с с марта до конца 2024 и сокращении экспорта нефти в августе на 500 тыс барр/с, которое будет продлено и на сентябрь, и до конца года в размере 300 тыс барр/с.

Между тем, динамика ненефтегазовых доходов накопительным итогом складывается достаточно позитивно – за 8М23 рост составил 24,2% г/г, в августе рост ускорился до 56,5% г/г. Положительная годовая динамика ННГД связана, прежде всего, с динамикой НДС (8М23 +24,2% г/г, август +54% г/г), в то время как поступления по налогу на прибыль превысили прошлогоднюю динамику (8М23 +0,7% г/г, август +13% г/г). Минфин отмечает, что динамика ненефтегазовых доходов остается в устойчиво положительной области - в том числе к уровню 2021 года, а также делает вывод, что «объем и траектория поступления ненефтегазовых доходов по итогам января-августа 2023 года свидетельствуют о значимом превышении динамики, заложенной при формировании закона о бюджете». Дополнительный вклад в превышение плановых доходов может быть также достигнут за счет windfall tax, от которого Минфин надеется привлечь около 300 млрд руб. В соответствии с бюджетным правилом, Минфин имеет возможность направлять все сверхплановые ненефтегазовые доходы на финансирование расходов (сверх уровней, предусмотренных законом о бюджете)

Рост расходов бюджета в годовом выражении продолжает замедляться, расходы возвращаются к «нормальной» динамике (за 8М23 +12% г/г против +14,0% г/г за 7М23 и 19,5% в 1П23, с начала 2Q23 +1,1% г/г). Расходы бюджета в августе сократились в годовом выражении – по нашей оценке, на 4,2% г/г и составили 2,01 трлн руб. За 8М23 расходы составили 67% от утвержденного законом плана (29,06 трлн руб), а объем госзакупок 86% годового плана. «Нормой» для января-августа в прежние годы было около 59% годовых расходов. Минфин поясняет, что «динамика исполнения расходов федерального бюджета сохраняется на нормальном уровне после ускоренного финансирования в январе-феврале отдельных контрактуемых расходов» и по-прежнему уверяет, что объем расходов в соответствии с бюджетным правилом будет ограничен предельным размером утвержденных законом о бюджете ассигнований плюс дополнительными нефтегазовыми доходами, полученными в течение года. Текущая оценка расходов бюджета на этот год (на сайте «электронный бюджет») составляет 29,96 трлн руб., т.е. почти на 1 трлн руб выше заложенной в бюджет цифры.

Предварительная оценка исполнения федерального бюджета, млрд руб.

Динамика бюджетных показателей продолжает улучшаться

http://www.finam.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter