Запрет экспорта дизтоплива и бензина вместе с вводом экспортных пошлин » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Запрет экспорта дизтоплива и бензина вместе с вводом экспортных пошлин

22 сентября 2023 Рябов Павел
Правительство РФ вводит экспортные таможенные пошлины по широкой номенклатуре товаров с привязкой к курсу рубля.

Пошлина составит:

• 4% при среднем курсе от 80 до 85 руб за долл

• 4.5% при курсе от 85 до 90 руб за долл

• 5.5% при курсе от 90 до 95 руб за долл

• 7%, если курс составит выше 95 руб за долл

• До 10% для удобрений в зависимости от курса.

Инициатива правительства действует с 1 октября 2023 по 31 декабря 2024.

Средний курс рубля определяется, как официальный курса ЦБ РФ в среднем за месяц, начиная с 26 числа предыдущего месяца, т.е ставка за октябрь будет определяться по курсу с 26 августа по 25 сентября включительно и публиковаться не позднее 26 сентября на сайте МинЭка (далее первый рабочий день после 26 числа предыдущего за отчетным месяцем). Таможенные пошлины будут динамическими и меняться раз в месяц.

Таможенные пошлины применяются для стран дальнего зарубежья, т.е. за пределами ЕАЭС (Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия).

Товарная номенклатура хоть и широкая, но представляет далеко не весь экспорт. Не входят значительная часть товаров обрабатывающей промышленности, в том числе фармацевтическая продукция, также исключены нефть, нефтепродукты, газ, зерновые культуры, масло, древесина, мясо и мясопродукты, мука и крупа.

Судя по списку (могу ошибаться), в пошлины вошло сырье в сегменте: черная и цветная металлургия в полном составе, уголь и удобрения, некоторая текстильная и химическая продукция, продукция АПК.

Сколько это в денежном выражении? Не представляется возможным оценить, т.к. Росстат и ФТС не публикуют товарную структуру экспорта с февраля 2022. По данным за 2021 речь идет об объеме экспорта в 120-130 млрд долл в совокупности по всем позициям, который потенциально попадает под действия таможенных пошлин.

Сколько от этого экспорта осталось на сентябрь 2023? Черт его знает. Зеркальная торговая статистика ничего не даст, т.е. экспорт был перераспределен в страны, которые имеют крайне низкое качество экономической и торговой статистики.

Актуальный средний курс будет выше 95 руб/$, поэтому таможенные пошлины будут действовать по полной программе.

Даже, если экспорт около 80-100 млрд в год (в среднем около 7.5 млрд в месяц) – справедливо говорить о сборах до 550-570 млн долл в октябре, учитывая дифференцированные ставки по группам товаров. Это свыше 50 млрд руб, что весьма неплохо.

Для металлургов и производителей удобрений на Мосбирже наступают суровые времени - теперь и к ним в доходы залезли - это не считая сбора по сверхприбыли.

Логика действий правительства, как видится на данный момент, состоит в попытке более эффективного перераспределения экспорта, т.к внутренние рублевые цены по сырьевой группе не могут конкурировать с экспортными ценами в рублевом выражении.

Даже с учетом дисконтом к мировым бенчмаркам, компаниям выгодно поставлять сырье на экспорт (курс рубля рухнул в 1.6 раза к 4 кв 2022), что приводит к дефициту сырья на внутреннем рынке (топливный кризис), но проблема в том, что это стимулирует разгон внутренних цен.

По сути, это квазианалог топливного демпфера, но с обратной стороны – через таможенные пошлины.

В этом контексте данная мера больше просматривается, как дезинфляционная через перераспределение товарных потоков на внутренний рынок и дестимуляцию экспорта.

С другой стороны, перечень товаров под пошлины может просматривать мотивы в изъятии сверхдоходов у сырьевых компаний.

Если компании перенаправят экспорт на внутренний рынок, хотя дефицита металлов и удобрений не просматривается, это не повлияет на курс рубля, но может сбросить оптовые цены, оказывая дезинфляционное влияние через цепочку поставок и межотраслевые связи.

Если экспорт продолжится – дополнительные доходы в бюджет и дополнительная продажа валютной выручки в темпах 400-650 млн долл в месяц. Учитывая, что уже реализуется около 7 млрд валютной выручки – это плюс 5-8% сверху.

Существенного влияния на курс не окажет данная мера, но девальвационный импульс немного погасит. С точки зрения влияния на курс есть два основных канала – глушить импорт и вводить валютный контроль.

Правительство РФ с 21 сентября 2023 ввело временный запрет на экспорт бензина и дизельного топлива.

Мера условно бессрочная, т.к. не установлена дата окончания запрета, но по факту будет действовать до момента стабилизации оптовых цен и насыщения внутреннего рынка.

Объем внутреннего производства дизеля оценивается в 84-90 млн тонн в год, а бензина в 41-44 млн тонн, т.е. в совокупности 125-134 млн тонн в год. Емкость внутреннего рынка составляет чуть больше половины – 72-77 млн тонн, остальное идет на экспорт.

Экспорт бензина около 4-5 млн тонн в год, а экспорт нефтепродуктов 50-53 млн тонн (примерно 92% идет в страны дальнего зарубежья).

Объем производства всех нефтепродуктов оценивается в 280-290 млн тонн, а экспортируется примерно половина (140 млн тонн), т.е. дизель и бензин занимают до 45% в структуре экспорта нефтепродуктов из России.

Доля экспорта бензина в структуре производства составляет около 10%, а экспорт дизеля – почти 60%.

Все оценки приблизительный, т.к. просто не существует открытой статистики за 2023.

Ситуация достаточно идиотическая. Цены на дизель выросли примерно на 70% на пике в сентябре от средних цен в январе-феврале 2023, а цены на 92 бензин выросли почти вдвое! В чем безумие?

Российские экспортеры полностью потеряли премиальный европейский рынок сбыта нефтепродуктов и с 2023 поставляют значительную часть экспорта (примерно треть) в Африку и страны Ближнего Востока с существенными скидками, доходящие до 35-40% от мировых цен.

В марте-апреле 2023 действительно экспорт нефтепродуктов был на историческом максимуме, где дизель выгружали в темпах до 1.3-1.4 млн баррелей в сутки (почти 75 млн тонн в годовом выражении), но к началу сентября экспорт существенно упал (примерно на 25% от пиковых весенний значений).

Сильное падение экспорта началось с июля, но именно с июля внутренние цены пошли по экспоненте. Многие это связывает с маневром по демпферу, плюс якобы профилактические работы на НПЗ (слишком упрощенное оправдание), но очевидно, не вся истинная картина перед глазами.

С точки зрения рубля, запрет экспорта полностью нейтрализует весь потенциальный положительный эффект от расширения таможенных пошлин

Если ограничения продлятся месяц – речь идет о выбытии около 4 млрд долл при потенциале получения от таможенных пошлин до 0.6-0.7 млрд долл в октябре.

С точки зрения внутреннего рынка нефтепродуктов, это должно стабилизировать рынок и достаточно быстро привести к профициту (в первую очередь по дизельному топливу) в пределах одного месяца просто по причине очень ограниченного по емкости российского рынка на фоне объема мощностей НПЗ.

Как повлияет запрет экспорта дизтоплива на глобальный рынок? Пока рано об этом говорить.

Но гораздо важнее – это фиксация того, что любые сверхдоходы российских экспортеров будут изъяты прямо или косвенно, рано или поздно, либо через маневры с демпфером, либо через рост налоговой нагрузки, либо через экспортные пошлины, либо через «разовый» налог на сверхприбыль и еще много замечательных приемов.

С точки зрения государственного подхода – скорее правильно, с точки зрения корпоративного – о высоких дивидендах стоит забыть. Не то время, чтобы дивидендами бомбардировать.

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter