23 октября 2023 ИХ "Финам"
За последние пару лет ни один новый фармацевтический препарат (а, возможно, ни один продукт) не имел такого широкого влияния, как лекарство от диабета Ozempic и препарат для похудания Wegovy, оба производства датской компании Novo Nordisk. Совершенно очевидно, что лекарства изменили жизнь миллионов людей, которые теперь рассчитывают на то, что препараты помогут контролировать аппетит. Эти два продукта превратили Novo Nordisk из успешного, но второстепенного производителя лекарств в самую ценную компанию в Европе.
Эти препараты также оказывают влияние на деловой мир. К примеру, производители закусок и газированных напитков задаются вопросом, нужно ли им корректировать свои стратегии с учетом мира, в котором тяга людей к их продуктам уменьшилась. Некоторые биржевые аналитики даже предположили, что популярность таких таблеток может повысить прибыль авиакомпаний, поскольку в будущем их пассажиры будут весить меньше.
Ozempic и Wegovy также оказали огромное влияние в Дании, обеспечив значительный рост ВВП родной страны Novo Nordisk. Миллиарды долларов прибыли, которые компания сейчас приносит домой (5,7 миллиардов долларов в первой половине этого года) и конвертируются в датскую крону, привели к повышению стоимости валюты, что, в свою очередь, позволило центральному банку Дании сохранить процентные ставки ниже, чем это могло бы быть в противном случае. Novo Nordisk также стала крупнейшим налогоплательщиком Дании: в 2022 году она перечислила 9 миллиардов крон (около 1,3 миллиарда долларов) в виде корпоративного налога; в этом году эта цифра будет еще выше.
Вы можете подумать, что все это звучит как чистая хорошая новость. Но ни одно доброе дело – или удача – не остается безнаказанным; поэтому в последнее время эксперты и экономические аналитики вызывают удивительное беспокойство по поводу рисков, которые успех Novo Nordisk представляет для датской экономики.
В прошлом году две трети роста ВВП страны пришлось на фармацевтическую промышленность, которую Novo Nordisk возглавляет с большим отрывом. А в первом квартале этого года на долю фармацевтики пришлось 89 процентов экономического роста страны; более того, без него остальная часть экономики Дании практически не росла. Подобная зависимость, как утверждается, опасна: если Ozempic и Wegovy выйдут из моды или их затмят конкуренты, пострадает не только цена акций Novo Nordisk. Вся Дания последует за фармкомпанией.
Для решения этой проблемы был придуман броский ярлык: ловушка Nokia. В начале 2000-х годов финская компания Nokia была чрезвычайно влиятельной технологической компанией и доминирующим в мире производителем мобильных телефонов (в 2006 году она контролировала более 35 процентов мирового рынка). Nokia также была двигателем финской экономики: на пике своего развития на ее долю приходилось пятая часть экспорта Финляндии, более 40 процентов расходов на НИОКР и 14 процентов доходов от корпоративного налога. Компания стала центром всей промышленной экосистемы, что привело к буму спроса на технических работников и породило множество финских стартапов.
Потом все развалилось. Nokia не смогла осознать, как смартфоны с сенсорным экраном и приложениями, такие как iPhone, изменят бизнес мобильных телефонов, и через пять лет после выхода на рынок Samsung и Apple в 2007 году спрос на ее продукцию исчез. Ее продажи и прибыль резко упали, унеся с собой значительную часть финского экспорта. Nokia уволила десятки тысяч работников по всему миру. За этим последовало десятилетие медленного роста Финляндии.
То, что произошло с северным соседом Дании, может служить хорошим предостережением, но есть основания сомневаться в том, что Дании грозит опасность попасть в ловушку Nokia. Начнем с того, что внезапность упадка Nokia была если и не совершенно беспрецедентной, то уж точно очень редкой. Во многих странах были такие «национальные чемпионы»; мало кто видел, чтобы хоть один падал так быстро. Кроме того, рынок Ozempic и Wegovy на самом деле только развивается, и патентная защита, вероятно, в некоторой степени спасет Novo Nordisk от конкуренции.
Что еще более важно, хотя это правда, что компания, попавшая в трудную ситуацию, плохо скажется на экономике Дании, это не то же самое, когда успех компании - это плохо для экономики. Бесспорно, например, что выгода для Финляндии от господства Nokia намного перевешивали возможные издержки ее падения. Финская экономика находилась в упадке большую часть 1990-х годов, и Nokia сыграла ключевую роль в том, чтобы вытащить страну из этого болота и вывести ее на путь устойчивого роста на протяжении более десяти лет. Ничто не гарантировало, что это произойдет без Nokia.
Если позаимствовать аналогию из NBA, если в вашей команде есть Яннис Адетокумбо, и он решит уйти, вам придется заполнить огромную дыру. Но вы все равно предпочли бы иметь в команде Янниса, чем его отсутствие.
Политиков можно успокоить мыслью о том, что, поскольку одна компания чрезвычайно прибыльна, экономика в целом преуспевает – и это вполне обоснованный риск. В какой-то степени это действительно произошло в Финляндии, где правительственным чиновникам и политикам потребовалось много времени, чтобы начать противодействовать последствиям упадка Nokia. Но шансы на то, что это произойдет в Дании, кажутся небольшими – именно потому, что датские политики хорошо осознают и обсуждают расхождения между фармацевтической промышленностью и остальной частью экономики. Причина, по которой мы знаем масштабы вклада фармацевтической отрасли в темпы роста Дании, заключается в том, что датское правительство стремится публиковать данные о ВВП с участием фармацевтической промышленности и без нее.
Такие признаки осознания возможной ловушки Nokia очень ценны: размышление о риске как о потенциальной реальности должно помочь политикам смягчить любые проблемы. В то же время, Дания не получит никакой выгоды от того, что Novo Nordisk станет менее успешным, а идея о том, что датские государственные служащие и их политические хозяева могут вмешаться, чтобы активизировать новые альтернативные отрасли, является фантастической. Хотя диверсификация может принести пользу экономике, малые страны могут получить огромные преимущества от специализации в глобальной экономике.
В конечном счете, из всех проблем, которые могут возникнуть в экономике, успех такой компании, как Novo Nordisk, – это хорошо. Датчанам во что бы то ни стало следует смотреть своему дареному коню в зубы. Просто не стоит пытаться его вернуть.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба