Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Отчет «Яндекса» за 3 квартал 2023 года: раздел близко » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Отчет «Яндекса» за 3 квартал 2023 года: раздел близко

29 октября 2023 Тинькофф Банк | Яндекс Романович Роман
27 октября «Яндекс» опубликовал отчет за 3 квартал 2023 года, и вот главное из него:

Выручка по итогам квартала выросла на 54% и составила 204,8 млрд рублей.
Скорректированная чистая прибыль снизилась на 33% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года и составила 3,4 млрд рублей.
Количество сотрудников «Яндекса» выросло на 29% год к году, до 25,7 тысячи на конец сентября 2023 года.
Выручка группы «Девайсы и Алиса» в 3 квартале 2023 выросла на 94% по сравнению с аналогичным кварталом прошлого года и составила 7,2 млрд рублей. С момента запуска в конце 2018 года продали почти 8 млн «Яндекс-станций».

Операционные и финансовые результаты

Выручка по итогам квартала выросла на 53,8% — до 204,8 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль составила 3,4 млрд рублей, что на 33% ниже в сравнении с показателями прошлого года. На замедление повлияли амортизация и выплаты по долговым обязательствам. Количество сотрудников «Яндекса» выросло на 29% год к году, до 25,7 тысячи на конец сентября. Больше всего нанимали в «Поиск и портал», «Маркет» и Yandex Cloud.

Финансовые результаты «Яндекса», млрд рублей

Отчет «Яндекса» за 3 квартал 2023 года: раздел близко


Компания выделяет шесть отчетных сегментов бизнеса.

Сегмент № 1
«Поиск и портал»

Что входит: «Поиск», «Браузер», «Карты и навигатор», «Директ» — платформа для размещения рекламы в интернете.

Доля сегмента в общей выручке: 37%.

Результаты сегмента. Выручка в 3 квартале 2023 выросла на 48% по сравнению с 3 кварталом 2022 года и составила 90,4 млрд рублей. Скорректированный показатель EBITDA составил 47 млрд рублей. Общая поисковая доля «Яндекса» составила 62,6% — рост на 0,6 п. п. год к году. Поисковая доля «Яндекса» на Android выросла до 62,5% — рост на 0,6 п. п. год к году. Поисковая доля «Яндекса» на iOS выросла до 49,8% — рост на 1,5 п. п. год к году. На мобильные устройства пришлось 70,8% поисковых запросов «Яндекса». Доля мобильной выручки составила 62,9% от поисковой выручки в 3 квартале 2023 года.

Рост выручки обусловлен сильными результатами основного поискового бизнеса, а также ростом рекламной сети. Выручка от рекламы в мобильных приложениях партнеров в 3 квартале 2023 года выросла на 74% по сравнению с прошлым годом. «Яндекс» интегрирует в продукты языковую модель YandexGPT, которая составляет быстрые ответы в «Поиске», выделяет главное из отзывов на товары и кратко пересказывает статьи в «Браузере».

Сегмент № 2
«Мобилити»

Что входит: «Такси», каршеринг «Драйв» и сервис аренды самокатов.

Доля сегмента в выручке: 19%.

Результаты сегмента. Выручка в 3 квартале 2023 выросла на 46% год к году — ниже, чем рост GMV, из-за возросших субсидий водителям. По итогам квартала доходы партнеров «Такси» составили 262 млрд рублей, что на 52% выше в сравнении с прошлым годом.

Приток новых водителей в России сократился на 15% год к году, и для стимулирования роста числа водителей в сервисе, особенно на внутреннем рынке, увеличили субсидии на 66% году к году.

В сентябре 2023 года количество активных пользователей «Яндекс Go» составило 43,5 млн пользователей, увеличившись на 19% год к году и на 3% к июню 2023 года. Доля поездок на международных рынках такси достигла 37% — против 29% годом ранее.

Сегмент № 3
«Электронная коммерция»

Что входит: маркетплейс «Маркет», сервисы доставки «Еда», «Лавка» и «Маркет Деливери», сервис «Доставка».

Доля сегмента в выручке: 17%.

Результаты сегмента. Товарооборот составил 121,2 млрд рублей в 3 квартале 2023 года. Товарооборот «Яндекс-маркета» увеличился в 1,6 раза, а оборот продавцов на маркетплейсе — в 1,7 раза. Доля сторонних продавцов от общего товарооборота «Яндекс-маркета» выросла по сравнению с предыдущим кварталом до 87%.

В сентябре юнит-экономика «Яндекс-маркета» стала положительной. Успехи «Маркета» значительно повлияли на улучшение юнит-экономики всего направления электронной коммерции. Ассортимент товаров на «Яндекс-маркете» составил 58,5 млн наименований.

Категории «Одежда», «Аптека» и «Товары для дома» стали одними из самых быстрорастущих в годовом исчислении. Количество активных покупателей на «Яндекс-маркете» увеличилось на 40% год к году и достигло 17,6 млн человек. Общее число заказов удвоилось и составило 23,4 млн.

Общее число уникальных продавцов на «Маркете» достигло 100 тысяч в октябре 2023 года. При этом количество активных продавцов выросло на 95% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составило 68,4 тысячи. Активными считаются те продавцы, которые совершили не менее одной продажи в течение месяца до отчетной даты. Рекламная выручка «Яндекс-маркета» выросла в 4 раза за год в абсолютном выражении и составила 3,5% от товарооборота за 3 квартал 2023 года.

«Яндекс-лавка» в России сохраняет положительную юнит-экономику и третий квартал подряд показывает положительную скорректированную EBITDA. FMCG-направление

, включающее «Лавку» в России, «Маркет-15», доставку продуктов из «Еды» и «Маркет-деливери», в 3 квартале выросло на 86% относительного аналогичного периода в прошлом году. Суммарный товарооборот сегмента вырос на 67%.

Другие O2O-сервисы

включают «Яндекс-доставку» — сервис доставки на этапе «последней мили» для физических и юридических лиц, — сервисы доставки заказов из ресторанов «Яндекс-еда» и «Маркет-деливери», сервис локальной доставки продуктов и хозяйственных товаров «Яндекс-лавка Израиль», сервис для оплаты топлива на АЗС с телефона «Яндекс-заправки», а также несколько небольших экспериментальных проектов.

Сегмент № 4
«„Плюс“ и развлекательные сервисы»

Что входит: «Плюс», «Музыка», «Кинопоиск», «Афиша», «Букмейт» и продюсерский центр «Студия».

Доля сегмента в выручке: 7%.

Результаты сегмента. Выручка по итогам квартала выросла на 123% — до 17,4 млрд рублей. Сегмент показывает прибыль по скорректированной EBITDA второй квартал подряд. По итогам 3 квартала — миллиард рублей.

Количество подписчиков «Плюса» выросло на 63% — до 25,8 млн человек.

В 3 квартале 2023 года «Яндекс-афиша» продала 3,5 млн билетов, что на 95% больше, чем годом ранее. Число билетов, проданных за 9 месяцев 2023 года, достигло 12 млн, что на 79% больше аналогичного периода 2022 года. «Яндекс-афиша» впервые раскрывает денежные показатели своего бизнеса. Оборот прямых продаж направления в 3 квартале 2023 года вырос по сравнению с тем же периодом 2022 года почти в 2,5 раза — на 133%, до 4,3 млрдрублей. Оборот билетов, проданных партнерами через платформу сервиса, составил 1,5 млрд рублей, что на 71% больше, чем годом ранее.

Сегмент № 5
«Сервисы объявлений»

Что входит: портал Auto.ru и сервисы «Недвижимость», «Аренда» и «Путешествия».

Доля сегмента в выручке: 3%.

Результаты сегмента. Выручка в 3 квартале 2023 года выросла на 111% по сравнению с аналогичным показателем за 3 квартал 2022 года. Это произошло в первую очередь благодаря хорошим результатам Auto.ru, которых удалось добиться на фоне низкой базы 2022 года, а также благодаря расширению базы дилеров, развитию успешных новых предложений для них и клиентов и улучшению монетизации.

На рост выручки также повлияли хорошие результаты «Яндекс-путешествий» на фоне укрепления положения сервиса на рынке в связи с растущим спросом на его услуги. Скорректированный показатель EBITDA в 3 квартале 2023 года не изменился относительно аналогичного периода прошлого года и составил 0,2 млрд рублей. Повышение прибыли Auto.ru в годовом исчислении компенсировало продолжающиеся инвестиции в развитие «Путешествий» и «Аренды».

Сегмент № 6
«Другие бизнес-сегменты и инициативы»

Что входит: направление разработки беспилотных автомобилей Yandex SDG, Yandex Cloud, «Яндекс 360», «Образование», «Устройства и Алиса», «Финтех», в том числе Yandex Pay и «Яндекс ID», и другие экспериментальные продукты, а также корпоративные расходы, не относящиеся к сегментам напрямую.

Доля сегмента в выручке: 8%.

Результаты сегмента. Выручка в 3 квартале 2023 года увеличилась на 68% по сравнению с аналогичным показателем за 3 квартал 2022 года. Этот рост связан в основном с увеличением доходов Yandex Cloud и направлений «Устройства и Алиса» и «Финтех». Выручка Yandex Cloud выросла на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года благодаря расширению спектра предоставляемых услуг и увеличению доли рынка на фоне растущего спроса на сервисы Yandex Cloud.

Выручка направления «Устройства и Алиса» выросла на 94% год к году и достигла 7,2 млрд рублей: увеличились продажи устройств, в том числе благодаря эффективной маркетинговой поддержке, а также расширился ассортимент доступных моделей.

Убыток по скорректированному показателю EBITDA составил 17,7 млрд рублей, тогда как в 3 квартале 2022 года он был 10,8 млрд рублей. Рост убытка в основном вызван переносом распределенных корпоративных расходов, не относящихся к сегментам напрямую — из скорректированной EBITDA отчетных сегментов в скорректированную EBITDA «Других бизнес-сегментов и инициатив».

Дополнительное влияние на рост убытка оказали инвестиции в рост бизнеса Yandex Cloud и Yandex SDG — убыток по скорректированной EBITDA этого направления составил 2,9 млрд рублей в 3 квартале 2023 года.

Структура выручки по сегментам за 3 квартал 2023 года, млрд рублей



Новости

Раздел близко. Руководители и акционеры «Яндекса» активизировали переговоры по разделу компании на российскую и международную части. По ожиданиям, сделку могут закрыть уже в ноябре этого года. В ее рамках зарегистрированный в Нидерландах холдинг Yandex N.V. создаст российскую компанию, долю в которой продаст группе российских инвесторов.

В периметр сделки войдет почти весь текущий бизнес «Яндекса» в России и СНГ. Бизнес беспилотных автомобилей, образовательная платформа, облако и сервис по разметке данных, которые работают на международном рынке, останутся за Yandex N.V. При этом российские бизнес беспилотных автомобилей, образовательный и облачный сегменты останутся под контролем российской компании.

В числе потенциальных инвесторов называют ВТБ, бизнесменов Владимира Потанина и Ивана Таврина, основателя Faberlic и депутата Госдумы от партии «Новые люди» Алексея Нечаева, пенсионный фонд «Газфонд» и генерального директора Российского фонда прямых инвестиций Кирилла Дмитриева.

В переговорах также участвует «Лукойл», который рассматривает инвестиции в «Яндекс» через пенсионный фонд. По предварительным условиям сделки каждый из инвесторов получит долю 7,28% «Яндекса», а весь бизнес оценивается в 5,5 млрд долларов с учетом дисконта 50%.

Что в итоге

«Яндекс» продолжает показывать уверенные темпы роста бизнеса: все сегменты по итогам квартала увеличились, а в ведущих компания продолжила укреплять позиции и увеличивать показатели эффективности.

Главными ограничивающими факторами оставались раздел бизнеса и его условия, но в опубликованной отчетности компания обозначила его сроки — конец 2023 года. 27 октября «Яндекс» сообщил о получении разрешения специальной комиссии на проведение сделки по реорганизации.

Компания в очередной раз отказалась от публикации финансового прогноза на следующие периоды, но высокие темпы роста бизнеса и лидерство на основных рынках делают «Яндекс» фундаментально привлекательным активом.

По мультипликатору P / E «Яндекс» оценивается в 6,85×, а по мультипликатору P / S — в 0,76×, что считается очень низким значением для технологического бизнеса. Для сравнения: мультипликаторы Alphabet, материнской компании Google, — 24,3 и 5,43×. Кроме того, по мультипликаторам «Яндекс» торгуется с дисконтом к своим средним значениям. За последние 5 лет среднее значение P / E составляет 52,5×, а среднее значение P / S — 4,78×.


https://tinkoff.ru (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу